Классный час моя будущая профессия повар кондитер. Классный час история профессии "повар"

4.​ В.В. Похлебкин. Кулинарный словарь. М., Центрполиграф. 1997 г.

5.​ В.В. Похлебкин. История важнейших пищевых продуктов. М., Центрполиграф. 1997 г.

Приложение 1

Профессия «Повар» в истории Древнего мира и Средневековья

Профессия повар развивалась вместе с цивилизацией, так что можно сказать - это древнейшая профессия.

Первые блюда выглядели просто как обожжённые на открытом костре полу​сырые куски мяса или рыбы. Огнём люди пользовались как минимум со среднего палеолита, но это не были повара. О первых профессионалах, зарабатывающих та​ким ремеслом на жизнь, гласят отметки греческой цивилизации на острове Крит 2600-го года до н. э.

История развития человечества от древнейших времен до наших дней знавала невиданные взлеты поварского искусства и такие же резкие падения. То еду возно​сили до небес, считая ее одним из самых лучших удовольствий, то относились к ней чуть ли не с презрением, считая, что даже разговоры о продуктах и блюдах «недос​тойны истинного джентльмена». В Спарте относились к питанию сдержанно: в по​ходе и на войне надо было обходиться простой в приготовлении пищей. А совсем рядом, в Афинах, изощрялись в приготовлении неслыханного праздничного блюда: крошечная маслинка запекалась внутри голубя, голубь - в козленке, козленок - в ов​це, овца - в быке, все это жарилось на вертеле, и самому почетному гостю достава​лась та самая маслинка.

Затем после длительного застоя, в конце средних веков, благодаря бурному проникновению пряностей из восточных колоний, изысканная кухня получила дальнейшее развитие. Колыбелью изысканной кухни стала Италия, особенно юг и Сицилия. При короле Людовике XIV испытала подъем поварского искусства Фран​ция, и с тех пор эти европейские страны ведут непрестанное соперничество по ку​линарной части. В развитии поварского искусства участвовали не только профес​сиональные кулинары, но и многие ученые, философы, государственные деятели. Известно, что изобретателями новых блюд были Ришелье, Мазарини, Мишель Мон- тень написал книгу «Наука еды». До сих пор в итальянских ресторанах в ходу блю​да, изобретенные композитором Россини. Франция гордится, что вклад в нацио​нальную кулинарию внесли Александр Дюма-отец, великий Бальзак.

Могущественная средневековая Европа высоко ценила своих поваров. В Гер​мании с 1291 года шеф-повар был одним из четырех самых важных фигур при дво​ре. Во Франции поварами высших рангов становились лишь знатные люди. Долж​ность главного винодела Франции была третьей по значимости после должностей камергера и главного конюшего. Затем следовал управляющий выпечкой хлеба, главный виночерпий, шеф-повар, наиболее приближенные ко двору управляющие ресторанов и лишь потом маршалы и адмиралы.

Что касается кухонной иерархии - а там было занято громадное число (вплоть до 800 человек) взаимозависимых работников - то первое место была от​дано главному по мясу. Должность, характеризующаяся почетом и доверием короля, ибо от яда не был застрахован никто. В его распоряжении находилось шесть чело​век, которые каждый день выбирали и готовили мясо для королевской семьи. У Тейлеванта, известного повара короля Карла Шестого, в подчинении находилось 150 человек.

А в Англии, к примеру, при дворе Ричарда Второго работало 1000 поваров, 300 лакеев, которые ежедневно обслуживали 10 000 человек, находящихся при дво​ре. Головокружительная цифра, демонстрирующая, что важно было не столько на​кормить, сколько продемонстрировать богатство.

Профессия «Повар» в истории России

Долгое время приготовление пищи было делом сугубо семейным. Ведала им, как правило, наиболее старшая по возрасту женщина в княжеской семье. Профес​сиональные повара впервые появились при дворах, а затем уже - в монастырских трапезных.

Приготовление пищи на Руси выделилось в особую специальность только в XI в., хотя упоминание о поварах-профессионалах встречается в летописях уже в X в. В Лаврентьевской летописи (1074 г.) говорится о том, что в Киево-Печерском мо​настыре была целая поварня с большим штатом монахов-поваров. У князя Глеба был «старейшина поваром» по имени Торчин, первый из известных нам русских по​варов.

Во времена Киевской Руси повара находились в услужении княжеских дворов и богатых домов. В некоторых из них было даже несколько поваров. Об этом свиде​тельствует описание одного из домов богача XII в.

Русские повара свято хранили традиции народной кухни, которая служила ос​новой их профессионального мастерства, о чем свидетельствуют древнейшие пись​менные памятники - «Домострой» (XVI в.), «Роспись к царским кушаньям» (1611-1613 гг.), столовые книги Патриарха Филарета и боярина Бориса Ивановича Морозова, расходные монастырские книги и др. В них часто упоминаются народные кушанья - щи, уха, каши, пироги, блины, кулебяки, расстегаи, кисели, квасы, мед- ки и другие.

Не менее сильным было влияние на русскую кухню и наших восточных сосе​дей - Индии. Китая, Персии. Многое узнали русские из знаменитой книги Афана​сия Никитина «Хождение за три моря» (1466-1472 гг.), содержащей описание не​знакомых на Руси продуктов - фиников, имбиря, кокосового ореха, перца, корицы. А книга Василия Гагары (написана в 1634-1637 гг.) раздвинула кругозор наших соотечественников. Они узнали о тех продуктах, которые употребляли жители Кав​каза и Ближнего Востока.

Однако, русские «кухари» много секретов позаимствовали от приехавших в Московию мастеров царьградских - «мужей искусных, многоопытных не только по части писания икон, но и кухонного искусства». Знакомство с греко-византийской кухней оказалось для нашей кухни весьма полезным.

Но не только практическими приемами приготовления блюд овладевали наши предки. Они задумывались и о сути происходящих при этом явлений. Очень давно овладели они тайнами приготовления дрожжевого теста, о чем упоминают летопи​си: монахи Киево-Печерской Лавры умели готовить долго не черствеющий заварной хлеб.

Уже в XI-XII вв. русским было известно множество довольно сложных приемов приготовления квасов, медков, хмелины. Их можно найти в знаменитых древнерусских травниках, а также в различных «житиях». Так, широко были извест​ны квасы - житный, медвяной, яблочный, яшный и др. Наши предки прекрасно разбирались не только в тонкостях приготовления различных видов кваса, но и ме​ханизме действия закваски, дрожжей, о чем свидетельствуют многочисленные на​ставления древних:

Кулинария как наука возникла в России лишь в конце XVIII века. Развитие профессиональной кулинарии связано с появлением предприятий внедомашнего пи​тания. Возникли они еще в Древней Руси. Вначале это были корчмы (от славянского корня «корм»), в которых путники могли найти приют и пищу. Затем появились придорожные трактиры (от лат. «trakt» - путь, поток) - гостиницы с обеденным залом и кухней.

В то же время наряду с трактирами в крупных городах России стали появлять​ся рестораны (от фр. «restauration» - восстановление).

Первая кулинарная школа была открыта в Петербурге 25 марта 1888 г. по инициативе профессора И. Е. Андриевского и кулинара Д. В. Каншина.

Повар в XXI веке стал другим - с профессионально отточенными движения​ми рук, буйной фантазией, которую он воплощает в своих блюдах, и тонким гастро​номическим вкусом.

Сегодня профессии повара и кондитера престижны и востребованы на рынке труда. Ежегодно открываются десятки новых ресторанов и кафе, фестивали и кон​курсы кулинарного мастерства позволяют молодым специалистам развиваться про​фессионал.

Приложение 2

Сводная таблица

Команда

I

II

Первый тур «Приветствие». 1 балл

Второй тур «Разминка». 2 балла

Третий тур «Качества повара» За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 10 баллов

Четвертый тур «Знакомые блюда» За каждое угаданное блюдо - 1 балл

Пятый тур «Конкурс капитанов». Максимальный балл - 4

Игра со зрителями. За правильный ответ - 0,5 бал​лов команде

Шестой тур «Угадай-ка». За правильный ответ 1 балл

Седьмой тур. «Домашнее задание» Максимальный балл - 5

Штраф. Замечание - 1 балл.

Итог


Яркая красочная презентация «Профессия повар» рассказывает детям о том, как возникла это профессия, каково ее значение в современном мире. С древних время человек готовил себе пищу. Может быть, уже тогда и стали формироваться у самых одаренных первые профессиональные навыки. Презентация на тему «Профессия повар», которую предлагаем скачать для детей бесплатно и без всяких кодовых слов, рассказывает о том, где данную специальность можно получить и какие будут у молодого повара перспективы с трудоустройством. Это презентация может быть использована для подготовки проекта «Моя будущая профессия повар, кондитер».


Вкусные лакомства обожают все, а готовить их умеет далеко не каждый. Презентация «Профессия кондитер» рассказывает о профессионалах, которые с легкостью приготовят самый изысканный десерт. Люди этой специальности востребованы в кафе и дорогих ресторанах, на кондитерских фабриках и в хлебопекарнях. В презентации на тему «Моя будущая профессия повар-кондитер» много полезного материала для тех, кто хочет постичь кондитерское искусство и связать свое будущее с производством сладких тортиков и печенья, пирожных и прочими вкусными блюдами. Заинтересовала профессия кондитер - скачать презентацию можно бесплатно.


Материал содержит сценарий и презентацию для классного часа "Кто такой повар". Мероприятие проводится в 9-11 классах. Классный час проводится с целью сформировать у учащихся представление о профессии повар, истории возникновения профессии, социальной значимости профессии в обществе, уникальность профессии; воспитывать любовь к выбранной профессии; развивать стремление быть лучшим по профессии.

Согласовано

Руководитель УВС

С.Н. Митрофанова

Классный час

Тема: Моя профессия – повар

Дата проведения: ***.09.2015

Группа: 27

Профессия : «Повар»

Курс: 1

Цель: сформировать у учащихся представление о профессии «Повар», истории возникновения профессии, социальной значимости профессии в обществе, уникальность профессии; воспитывать любовь к выбранной профессии; развивать стремление быть лучшим по профессии

Форма проведения: демонстрационно - иллюстрированный, беседа

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Ход классного часа

Слово учителя:

Повар - это человек, который занимается приготовлением пищи. Повар, не только приготовит блюдо технологически правильно в строгом соответствии с рецептом, он любит свою работу, получает от неё искреннее удовольствие и рад, когда результаты его труда восхищают клиентов.

От поколения к поколению передавали люди опыт приготовления пищи. Они бережно хранили все традиции, связанные с едой, понимая, что пища - основа жизни, здоровья и благополучия.

Вы пришли получить профессию повара. Кто же такой повар? Повар - это человек, профессией которого является приготовление пищи. Как вы думаете, кто может работать поваром? Поваром может работать любой человек, который любит готовить. А как вы думаете это просто – готовить? Вы скажите: «Конечно, ведь мои мама и бабушка готовят каждый день. И у них всё получается очень вкусно!».

На самом деле, готовить - это не простое занятие! Сварить две-три тарелки супа, поджарить немного картофеля несложно. Но сделать так, чтобы вкусными оказались 100 порций супа, сваренного в огромной кастрюле, приготовить по-настоящему вкусный обед для нескольких сотен людей – это очень сложно. Недаром, чтобы хорошо готовить, повара долго учатся

Факты из истории:

Повар - профессия почетная. Например, во французских летописях имя повара следовало сразу после короля. «Наполеон Бонапарт вырос в бедной семье, зарабатывавшей на жизнь, продажей выпотрошенных, ощипанных кур. Куриное мясо будущий император возненавидел. Поэтому когда он пришел к власти, то вызвал к себе повара и приказал, чтобы на стол курица не подавалась. Повар был оскорблен - ему никогда никто не указывал, что готовить - и на следующий же день подал Наполеону курицу. Взбешенный император вызвал повара снова, а тот попросил его попробовать блюдо. Не знаю, каким чудом, но император все-таки съел кусочек и отдал должное мастерству своего придворного.Александр Дюма завершил свою карьеру писателя, создав в конце жизни «Большой кулинарный словарь». Композитор Джоаккино Россини был превосходным кулинаром, имел большой штат поваров и первоклассную кухню. Бывало, он сам готовил макароны и салат с трюфелями. Интересен и такой персонаж советской истории как Вильям Васильевич Похлебкин. Этот ученый с мировым именем был известным историком-международником, автором учебников по новейшей истории, справочников по истории, геральдике и эмблематике. Мировую славу ему принесло увлечение – исследование кулинарного искусства. Среди самых известных его работ «Кулинарный словарь», «История пищевых продуктов».

Человеку без опыта работы, но с курсами есть возможность устроиться помощником повара. Но дальнейшее продвижение по службе в большом ресторане вполне реально. Хотя талантливого человека, который создает настоящие шедевры, так что пальчики оближешь, как говориться, могут взять на работу и без дополнительных «бумажек», подтверждающих мастерство. Как и в почти любой профессии здесь присутствуют иерархия и карьерный рост. Вершина данной карьерной пирамиды - должность шеф-повара. Далее следуют су-повар, потом - помощники и начальники смен, руководители холодных и горячих цехов и другой вспомогательный персонал.

Шеф – повар – это чародей кулинарии. Ресторан, в котором работает шеф – повар высокого класса, просто обречен на успех. Шеф – повар – это главнокомандующий небольшой армии, состоящей из поваров, цель которой вкусно и сытно накормить гостей, а также порадовать деликатесами и фирменными блюдами. А самая главная задача шеф – повара: удивить посетителей своим поварским искусством, придать блюдам неповторимый вид и аромат. Шеф – повар своего рода художник: вместо кистей и красок – инструменты и ингредиенты. Просто готовить умеют многие, но создавать кулинарные шедевры может только шеф – повар. Конечно, не все так сказочно, как кажется с первого взгляда. Во Франции искусство шеф – повара всегда оценивалось высоко. Имена известных кулинаров звучали не менее значительно, чем титулы аристократов. Работа повара – это ручной труд. Постоянно приходится что – о чистить, резать. Следует отметить, что и в физическом плане приходится довольно тяжело. Кухня – это тот же горячий цех, где условия работы вряд ли можно назвать легкими. Тут нужна большая выдержка. Не так просто отстоять в жаркой кухне рабочий день. Чтобы получить должность шеф повара, необходимо несколько лет проработать простым поваром, изучить все тонкости поварского искусства. Сегодня открыты многочисленные курсы поваров, есть отделения поваров в профессиональных училищах. Но достигнуть кулинарных высот удается не всем, работа шеф – повара – это, прежде всего искусство, полет творческой мысли. Настоящий шеф – повар не должен злоупотреблять спиртными напитками и курением. У курящего человека искажается восприятия вкусового качества блюд. Умение готовить недостаточно, для того чтобы стать шеф – поваром. Так что, если это твое - начинай двигаться к своей цели уже сейчас. Тем более, что начать готовить никогда не поздно! В столице бесчисленное количество кафе и ресторанов. Почти у каждой станции метро выросли торговые и развлекательные центры, в которых целые этажи отведены под места для еды. Естественно, без поваров в таком деле не обойтись. Они нужны не только «изысканным кухням», но и множеству компаний, которые заботятся о здоровье своих сотрудников и готовы кормить их домашней едой на работе.

Ну, а теперь немного развлечёмся.

Итак, мы отправляемся в столовую. Сегодня мы будем наблюдать за работой повара.В столовой для приготовления пищи есть особая комната. Как она называется? Ну, конечно, это кухня.

Рано-рано утром встаёт повар. Раньше всех приходит он на свою работу, ведь ему нужно успеть приготовить завтрак. На кухне у повара есть предметы, которые ему помогают в готовке. Что это за предметы?

Полюбуйся, посмотри -

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет. (Холодильник)

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны. (Газовая плита)

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

Среди ложек я полковник.

И зовут меня… (Половник)

Под крышей - четыре ножки,

Над крышей - суп да ложки. (Стол)

Жесткая, дырявая,

Колючая, корявая.

Что ей на спину положат,

Все она тотчас изгложет. (Тёрка)

Закипит – исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит.

Эй, сними меня! – кричит. (Чайник)

Вместе с поваром мы придём на кухню. Что же он будет готовить на завтрак? Что чаще всего едят на завтрак? Конечно, кашу. Повар тщательно промоет крупу и засыпет её в кипящее молоко, кашу обязательно нужно посолить и посластить. Каждый повар при готовке проявляет фантазию. Ведь в каждое блюдо он может добавить что-нибудь необычное. Например, в кашу он может положить изюм или курагу, и каша сразу же станет вкуснее.

А ещё нужно сварить вкусное какао. Повар всё успеет!

Ну, вот завтрак и готов. Скоро люди придут в столовую завтракать. Что же теперь нужно сделать повару?

Повар готовит тарелки и ложки, чашки, салфетки. А как только пришли в столовую люди - аккуратное раскладывает вкусную кашу в тарелки и разливает какао по чашечкам!

Не забывает повар, и улыбнуться всем, и пожелать приятного аппетита!

Но вот люди поели и ушли. Тут на помощь повару приходит посудомойщик. Кто же такой посудомойщик (закрепляем слово)? Это человек, который моет посуду. В его обязанности входит хорошо промыть посуду и разложить её по своим местам. Это очень тяжёлая и ответственная работа.

Что же теперь будет делать повар? Может быть отдыхать? Конечно же, нет. Ему ещё предстоит приготовить обед, а затем и ужин.

Ну, вот мы и побывали с вами в столовой, а где же ещё может работать повар? Повар может работать в кафе и ресторане, в кондитерской (кулинарии), на хлебозаводе.

В кондитерской работает повар – кондитер (закрепляем слово). Чем же занимается кондитер? Кондитер готовит сладкие, мучные блюда: пирожные, торты, пироги, конфеты.

На хлебозаводе работает повар- хлебопёк (закрепляем слово). Покупая в магазине хлеб и хлебобулочные изделия, мало кто задумывается о том, как и кем они были изготовлены. А изготовили их хлебопеки. Хлебозавод никогда не останавливает свою работу, хлебопеки работают и днём и ночью, в дневную и ночную смену. И всё это для того, чтобы на нашем столе в любое время был свежий хлеб.

Как вы думаете, какие качества нужны, чтобы работать поваром?

У повара должна быть хорошая память, ведь он должен помнить, как готовить те или иные блюда, сколько и каких класть продуктов, какие подавать гарниры (т.е. овощи, каши) к котлетам, курице, рыбе, мясу.

Повар должен быть чистоплотным.

Повар должен быть очень внимательным.

У повара должна быть хорошо развита фантазия, ведь повар не только готовит блюда, но и украшает их перед подачей на стол. А многие повара придумывают свои блюда, и дают им название.

Ну, вот мы и познакомились с профессией повар. В следующий раз внимательно наблюдайте за тем, как ваша мама готовит, может быть и вы подскажете какую-нибудь интересную идею!

Пословицы и поговорки про повара

Добрый повар стоит доктора.

Не веришь повару, сам ступай по воду.

Повар с голода не умирает.

Повар и духом сыт бывает.

Не все те повара, у кого ножи долгие.

За вкус не ручаюсь, а горячо будет.

Плохой повар любое кушанье испортит.

Повар и нюхая наестся.

Повару - первый кусок.

Хороший повар и в бою кашу сварит.

Ваша задача, обучаясь отлично овладеть своей специальностью, по крупицам впитывать знания, которые дают преподаватели, умения и навыки, которыми щедро делятся с вами мастера производственного обучения. В одном из интервью известный в Америке шеф-повар Эндрю Доренбург сказал: «Это не ты выбираешь профессию, а профессия выбирает тебя».
Я считаю, что вы на правильном пути в выборе профессии, вам надо будет много учиться, работать над собой, тогда из вас получатся высококвалифицированные специалисты, которые так нужны сейчас на рынке профессий. Удачи вам!

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Трубчевский политехнический техникум»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

классного часа

по теме «Профессия повар: история и современность»

Группа: 12

Профессия: Повар, кондитер

Дата: 06.02.17г.

Время: 13 50

Место проведения: каб. 28

Классный руководитель: Никольская Л.А.

Пояснительная записка

«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитан­никами»,

В средних специальных учебных заведениях классный час - это форма воспи­тательной работы куратора, при которой студенты принимают участие в специаль­но организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Функции классного часа: просветительная, ориентирующая, направляющая, формирующая.

Проведение классного часа со студентами 3 курса (выпускниками) по теме «Профессия повар: история и современность» является актуальным, так как на этом этапе обучения всех выпускников чаще тревожит вопрос правильного выбора места работы, определяются жизненно важные приоритеты. Молодость - это путь в буду­щее, который выбирает сам человек. Выбор будущего, его планирование - это ха­рактерная черта молодого возраста. Необходимо оказать консультативную помощь студенту, помочь в решении проблем, которые могут возникнуть у него в ближай­шем будущем.

Данное мероприятие будет способствовать привитию любви к профессии, формировать и развивать положительные установки на будущее.

Классный час проводится в игровой форме, что делает мероприятие динамич­ным и живым. Он содержит конкурсные задания, ориентированные в основном на формирование общих и профессиональных компетенций.

Данная методическая разработка может быть рекомендована классным руководителям групп обучающихся по профессии «Повар, кондитер».

Тема: «Профессия повар: история и современность»

Форма проведения: игра.

    Цель: способствовать формированию профессионально-важных личностных ка­честв будущего специалиста сферы общественного питания.

Задачи:

Ознакомление студентов с историей профессии;

Привитие интереса к избранной профессии;

Развитие творческой деятельности студентов, соотносимой с общим контек­стом его будущей профессиональной деятельности. Содержание работы направлено на формирование следующих ОК.

Общие компетенции :

    Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее дости­жения, определенных руководителем.

    Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый кон­троль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей деятельности

    Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполне­ния профессиональной деятельности

    Использовать ИКТ в профессиональной деятельности

    Работать в команде, эффективно общение с коллегами, руководителем, клиен­тами.

    Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитар­ное состояние

Профессиональные компетенции :

ПК 1.1. Производить первичную обработку, нарезку и формовку традицион­ных видов овощей и плодов, подготовку пряностей и приправ.

ПК 1.2. Готовить и оформлять основные и простые блюда и гарниры из тради­ционных видов овощей и грибов.

ПК 6.2. Готовить и оформлять салаты.

Техническое оснащение:

Мультимедийный проектор;

Компьютерная презентация;

Доски, ножи, тарелки, скатерть.

Оформление:

Овощи, крупы;

Готовые блюда.

Предварительная подготовка:

Составление мультимедийной презентации с фотографиями студентов;

Формирование двух команд по 5 человек;

Команды придумывают название, девиз, эмблему, выбирают капитана, готовят домашнее задание;

Жюри формируется из студентов старших курсов, обучающихся по специаль­ности 260502 Технология продукции общественного питания и преподавате­лей колледжа.

План классного часа:

1.Организационное начало.

2.Целеполагание.

3.Ход мероприятия 4.Вступительное слово классного руководителя.

5.Первый тур «Приветствие».

6.Второй тур «Разминка».

7..Третий тур «Качества повара».

8.Четвертый тур «Знакомые блюда».

9.Пятый тур «Конкурс капитанов». Игра со зрителями

10.Шестой тур «Угадай-ка».

11.Седьмой тур «Домашнее задание».

12.Демонстрация презентации.

13.Подведение итогов. Рефлексия.

Ход мероприятия

Земля и потому еще щедра.

Что в мире существуют повара.

Благословенны их простые судьбы.

А руки как помыслы чисты.

Профессия у них - добро по сути:

Злой человек не станет у плиты.

Р.Рождественский.

I. Вступительное слов о классного рководителя.

Добрый день, дорогие студенты, уважаемое жюри, гости!

Сегодня мы поговорим с вами о вашей профессии, о профессии «Повар». Ко­нечно, вы можете сказать, что и так много знаете, но наверняка есть малоизвестные факты, о которых вы сегодня узнаете на нашем классном часе. А чтобы наш класс­ный час прошел интересней, мы будем участвовать в состязаниях! В соревнованиях будут участвовать две команды: юношей и девушек.

Ведущий 1.

Добрый день всем собравшимся в зале. Наш конкурс я хочу начать с притчи, которая называется «Почему ученик вернулся».

Собрались однажды философы и заспорили, какая профессия важнее. Один сказал:

Учитель - нужнее всего. Без образования прогресс остановится.

Без строителей человеку негде будет укрыться, и человечество лишится прекрасных зданий, - заявил второй философ.

Музыканты, художники и поэты делают нашу жизнь особенной. Искусство отличает человека от животных, - воскликнул третий философ.

Тут в разговор вмешался ученик и одновременно слуга хозяина дома.

Многоуважаемые ученые, вы забыли о профессии повара.

Тебе не положено вмешиваться в нашу беседу. Поварское дело - не искус­ство. Иди, готовь обед, - рассердился хозяин.

Ученик молча вышел из комнаты. В этот день обеда философы не дождались, ученик исчез. Пришлось хозяину самому готовить обед. К сожалению, после еды философы почувствовали себя плохо и разошлись по домам.

Хозяин нашел другого слугу. Прошло время, и философ - хозяин дома, заме­тил, что друзья перестали его посещать, а сам он после еды не способен был раз­мышлять. Подумал философ, а потом уволил нового повара и послал бывшему уче­нику записку с одной фразой: « Поварское дело - не ремесло, а искусство ».

Вскоре ученые мужи снова стали собираться в доме философа. Обсуждение прерывалось только вкусным обедом, который готовил ученик.

Поварское дело - не ремесло, а искусство, - говорил хозяин после обеда.

Ведущий 2.

1. Хороший повар - как художник,

С палитрой фруктов, крема, роз.

Творит роскошество пирожных,

Знаток рецептов, вкусов, доз.

2. Он музыкант - хороший повар!

Создать из гаммы вкусовой

Концерт - на это, право слово,

Способен повар лишь большой.

3. Хрустящей корочки ваятель,

Жонглер, артист, колдун, нюхач,

Магистр-естествоиспытатель,

Великий фокусник, трюкач...

4. В поэзии кудесник слова

Кратчайший знает к Музе путь.

И как поэт, хороший повар

Откроет нам, в чем соль и суть.

5. Как Кутюрье диктует моду,

Так повар, напустив туман,

Во вкусах делает погоду,

Ас кухни, истинный гурман.

6. А для голодного народа

В горячих белых облаках

Чревоугодию в угоду

Вершит обилье и размах.

II. Первый тур «Приветствие»

Ведущий 1.

Итак, наш конкурс начался, и мы попросим команды представиться. Оцени­вать вас будет жюри:

Преподаватель спец. дисциплин - Шмакова Татьяна Яковлевна,

Студентки группы 440Т, обучающихся по специальности «Технология про­дукции общественного питания» - Рязанова Алия и Алимжанова Маржана. Прошу капитанов подойти к столу жюри и разыграть очередность выступле­ния. Максимальный балл за это конкурс - 1.

(Выступление команд)

Спасибо командам за участие в первом конкурсе. Прошу жюри выставить баллы.

III. Второй тур «Разминка. Из истории профессии»

Ведущий 2.

Профессия повар развивалась вместе с цивилизацией, так что можно сказать - это древнейшая профессия. А что мы в действительности знаем о своей профессии?

Командам предлагается представить историю профессии с древнейших времен до наших дней.

За представление презентации и ее содержание команды могут получить по 2 балла.

(Выступление команд)

IV. Третий тур «Качества повара»

Ведущий 1.

Для того чтобы успешно выполнять свою профессиональную деятельность, повар должен обладать определенными качествами.

Давайте, посмотрим, какие требования предъявлялись к поварам в XVIII веке. Как вы думаете, какими профессиональными качествами повар должен обла­дать в наши дни?

Следующее задание, которое должны выполнить наши команды - перечислить все известные вам способности и личностные качества, которыми должен обладать повар? Дается минута на размышление. Одна команда называет 5 качеств повара, а вторая - дает характеристику этим качествам (зачем повар должен обладать этим качеством). Затем команды меняются. За правильный ответ - 1 балл. За конкурс вы можете заработать 10 баллов.

Способности

Ручная ловкость;

Способность переносить значительное физическое напряжение;

Тонкие вкусовые ощущения;

Хорошо развитое обоняние;

Высокий уровень развития ощущений температуры, давления, прикоснове­ния, осязательные ощущения (умение вовремя определить готовность блю­да с помощью прикосновений, осязания, обоняния и т.д.);

Хорошее зрительное восприятие цвета (способность четко различать все от­тенки цветов), формы, размера;

Хорошо развитый глазомер (умение быстро и точно без взвешивания опре­делить массу полуфабриката);

Достаточное развитие долговременной словесно-логической памяти (необ­ходимо всегда помнить основные ингредиенты, входящие в состав изделия, калорийность продуктов и другие значимые сведения);

Высокое развитие зрительной образной памяти, вкусовой, обонятельной и двигательной памяти;

Творческое воображение;

Пространственное воображение;

Способность переключаться быстро с одного вида деятельности на другой (переключение внимания);

Чувство времени.

Личностные качества

Терпеливость и выдержанность;

Доброжелательность и приветливость;

Ответственность;

Аккуратность;

Оригинальность;

Творческое начало;

Изобретательность;

Расторопность.

V. Четвертый тур «Знакомые блюда»

Ведущий 2

Ребята, многие из вас думают: «Да, зачем учиться на повара? Открыл книгу, прочитал рецепт и давай, готовить». Конечно, существуют книги о кулинарии, в ко­торых описано, как надо варить, жарить, печь, указаны точная дозировка продуктов, десятки и сотни раз проверенные и продуманные рецепты. И все-таки в работе по­вара всегда есть место выдумке, фантазии, изобретательности.

Казалось бы, такие знакомые с детства блюда, которые нас окружают, а что мы знаем о них?

Вам предлагается отгадать блюда, изображенные на слайдах. За каждое угаданное блюдо - 1 балл.

Ведущий 1.

Салат « Оливье»

Салат изобрел в 60-е годы XIX века повар-француз Люсьен Оливье - владелец трактира «Эрмитаж», который в те времена находился на Трубной площади. По всем статьям это был не трактир, а самый высокоразрядный ресторан. Главной дос­топримечательностью эрмитажной кухни сразу же стал салат «Оливье». Способ при­готовления салата Люсьен Оливье держал в тайне, и с его смертью секрет рецепта считался утерянным. Тем не менее, основные ингредиенты были известны, и в 1904 году рецептура приготовления салата была воспроизведена.

Ведущий 2.

Котлеты « Пожарские»

Блюдо с самой бурной историей. Это пожарские котлеты. Они делаются из курятины, но в них обязательно вставляется говяжья косточка. Именно так пытался обмануть императора Николая I трактирщик из небольшого городка Осташкова. Ка­рета императора сломалась аккурат напротив трактира,

Их Величество пожелал котлеты из телятины, но - увы! - ее у трактирщика не было. Так вот, жена трактирщика и сделала котлетки из курочки, и они так понрави­лись Николаю, что он велел назвать их по фамилии этой дамы - Пожарскими - и подавать всегда.

Ведущий 1.

Блюдо «бефстроганов»

В переводе с французского «бефстроганов» означает «говядина по-строгановски». Автор блюда - шеф-повар русского дипломата, графа П.А. Строга­нова (1772-1817). Свой рецепт талантливый повар представил на кулинарном кон­курсе в 1890 году в Санкт-Петербурге и получил призовое место. А придуманное им блюдо, как настоящий дипломат, пришлось по нраву гурманам всего мира.

Ведущий 2.

Каша « Гурьевская»

Однажды графа Гурьева пригласил обедать к себе в имение отставной майор Оренбургского драгунского полка Юрисовский. На десерт была подана очень кра­сиво оформленная и вкусная каша. Попробовав ее, граф был настолько удивлен и растроган, что велел позвать повара в столовую и, когда тот явился, расцеловал его. Такой вкусной каши министр еще никогда не ел, хотя и слыл большим гурманом. Завязался торг, и вскоре граф купил крепостного повара и изобретателя каши Захара Кузьмина с семьей. Кого только не угощал Гурьев удивительной кашей, и всегда она вызывала у гостей неподдельное восхищение.

Ведущий 1.

Макароны

Макароны изобрела дочка владельца одной итальянской таверны. Девочка просто играла с тестом и в числе прочего развешивала на бельевой веревке длинные трубочки из теста. Ее папа впоследствии сколотил приличное состояние и вложил его в строительство первой в мире фабрики по производству макарон. Папу звали Марко Арони.

Ведущий 2.

Пицца « Маргарита»

Из Неаполя началось шествие пиццы по миру, а в частности самой популяр­ной пиццы «Маргарита». Как то в день рождения королевы, жены итальянского ко­роля Умберто Первого, пиццайло Рафаэле Эспозито подал ко столу королевы свое кулинарное изобретение. Это была пицца, в состав которой входили помидоры, сыр «моцарелла» и базилик. Цвет этого шедевра очень напоминал итальянский флаг: красный, белый, зеленый. Королеве пицца пришлась по душе и впоследствии она была названа ее именем - Маргарита.

VI. Пятый тур «Конкурс капитанов»

Ведущий 1.

А теперь, давайте посмотрим, на что ребята способны здесь, сейчас. Наш конкурс называется «Очумелые ручки».

Капитаны должны выполнить правильную нарезку картофеля: один - кубика­ми, другой - соломкой.

Максимальный балл за этот конкурс - 4.

Ведущ и й 2.

Чтобы зрители не скучали - для них тоже есть задание. Я читаю поговорку, а вам нужно ее закончить. Я задаю вопрос, а вам на него нужно ответить. Но засчитываться будут только те ответы, которые были даны после поднятия руки. За каждый правильный ответ болельщиков команда, за которую они болеют, получает 0.5 до­полнительный балл.

Поговорки:

    Рыбка мелка, да уха.. .(сладка)

    Яйца курицу...(не учат)

    Назвался груздем...(полезай в кузов)

    Не тот друг, кто медом мажет, а тот кто.. .(правду скажет)

    Здоровы будем, и хлеб.. .(добудем)

    Были бы кости, а мясо...(нарастет)

    Лук от семи...(недуг)

    Морковь прибавляет...(кровь)

    Кто ест мало, тот...(живет долго)

    Лучше хлеб с водою, чем пирог...(с бедою)

Вопросы

    Фрукт, которым отравили сказочную царевну? (Яблоко)

    Что не влезет в самую большую кастрюлю? (Её крышка)

    Овощ, имеющий два названия? (Томат, помидор)

    Фаршированная капуста? (Голубцы)

    Вес товара получаемого со склада? (Брутто)

    Кто первый привез картофель в Россию? (Петр I)

    Сколько граммов сахара в чайной ложке? (10 грамм)

    Сколько примерно варится минут очищенный картофель? (30 минут)

    Пища, спустившаяся с небес? (Манна)

VII. Шестой тур «Угадай-ка»

Ведущий 1.

Искусство кулинарии - одно из самых древних. Настоящий повар - это талант, которым наделен не каждый человек. По сути, повар должен обладать особым кули­нарным вкусом, подвижностью рук, ведь в течение дня он постоянно что-то чистит, режет, смешивает.

На сцену приглашаются по одному представителю от команды. Им предлагается с завязанными глазами угадать предложенный продукт. Конкурс оценивается по точ­ности ответа. За правильный ответ 1 балл.

Продукты:

1 команда: рис, сахар, манка, крахмал, морковь, свекла;

2 команда: гречка, соль, мука, сода, картофель, яблоко.

VIII. Седьмой тур «Домашнее задание»

Ведущий 2.

Каждая команда получила домашнее задание - приготовить салат, рецепт ко­торого они еще не изучали. Просим команды представить свои блюда. Максималь­ная оценка - 5 баллов.

(Команды представляют блюда)

Спасибо командам за выступление.

Пока жюри подводит итоги, мы предлагаем посмотреть презентацию «О про­фессии и в шутку, и всерьез».

IX. Демонстрация презентации «О профессии и в шутку, и всерьез»

X. Подведение итогов. Рефлексия.

Ведущий 1.

Слово предоставляется жюри.

(Жюри подводит итоги конкурсов. Называет победителей игры.)

Куратор

Поздравляем победителей.

(Вручение призов командам)

Как важно, бывает, найти свое место,

И жить, размышляя о том,

Что нужен кому-то, что жить интересно,

Что есть и работа и дом.

Счастливое место - не точка на карте,

Не пункт назначения в судьбе,

А там, где вся жизнь пролетает в азарте,

Где рады, и ты... и тебе...!

Спасибо всем за участие! Я бы хотела узнать ваше впечатление о классном ча­се.

(Студенты высказывают свое мнение о мероприятии)

Используемые источники

    http://ww.stihi.ru/20 i 0/03/12/7999

    http://festival . 1 september.ru/

    http :// gpls . shkola - online . ua / istorii - professii . html

    В.В. Похлебкин. Кулинарный словарь. М., Центрполиграф. 1997 г.

    В.В. Похлебкин. История важнейших пищевых продуктов. М., Центрполиграф. 1997 г.

Приложение 1

Профессия «Повар» в истории Древнего мира и Средневековья

Профессия повар развивалась вместе с цивилизацией, так что можно сказать - это древнейшая профессия.

Первые блюда выглядели просто как обожжённые на открытом костре полу­сырые куски мяса или рыбы. Огнём люди пользовались как минимум со среднего палеолита, но это не были повара. О первых профессионалах, зарабатывающих та­ким ремеслом на жизнь, гласят отметки греческой цивилизации на острове Крит 2600-го года до н. э.

История развития человечества от древнейших времен до наших дней знавала невиданные взлеты поварского искусства и такие же резкие падения. То еду возно­сили до небес, считая ее одним из самых лучших удовольствий, то относились к ней чуть ли не с презрением, считая, что даже разговоры о продуктах и блюдах «недос­тойны истинного джентльмена». В Спарте относились к питанию сдержанно: в по­ходе и на войне надо было обходиться простой в приготовлении пищей. А совсем рядом, в Афинах, изощрялись в приготовлении неслыханного праздничного блюда: крошечная маслинка запекалась внутри голубя, голубь - в козленке, козленок - в ов­це, овца - в быке, все это жарилось на вертеле, и самому почетному гостю достава­лась та самая маслинка.

Затем после длительного застоя, в конце средних веков, благодаря бурному проникновению пряностей из восточных колоний, изысканная кухня получила дальнейшее развитие. Колыбелью изысканной кухни стала Италия, особенно юг и Сицилия. При короле Людовике XIV испытала подъем поварского искусства Фран­ция, и с тех пор эти европейские страны ведут непрестанное соперничество по ку­линарной части. В развитии поварского искусства участвовали не только профес­сиональные кулинары, но и многие ученые, философы, государственные деятели. Известно, что изобретателями новых блюд были Ришелье, Мазарини, Мишель Мон- тень написал книгу «Наука еды». До сих пор в итальянских ресторанах в ходу блю­да, изобретенные композитором Россини. Франция гордится, что вклад в нацио­нальную кулинарию внесли Александр Дюма-отец, великий Бальзак.

Могущественная средневековая Европа высоко ценила своих поваров. В Гер­мании с 1291 года шеф-повар был одним из четырех самых важных фигур при дво­ре. Во Франции поварами высших рангов становились лишь знатные люди. Долж­ность главного винодела Франции была третьей по значимости после должностей камергера и главного конюшего. Затем следовал управляющий выпечкой хлеба, главный виночерпий, шеф-повар, наиболее приближенные ко двору управляющие ресторанов и лишь потом маршалы и адмиралы.

Что касается кухонной иерархии - а там было занято громадное число (вплоть до 800 человек) взаимозависимых работников - то первое место была от­дано главному по мясу. Должность, характеризующаяся почетом и доверием короля, ибо от яда не был застрахован никто. В его распоряжении находилось шесть чело­век, которые каждый день выбирали и готовили мясо для королевской семьи. У Тейлеванта, известного повара короля Карла Шестого, в подчинении находилось 150 человек.

А в Англии, к примеру, при дворе Ричарда Второго работало 1000 поваров, 300 лакеев, которые ежедневно обслуживали 10 000 человек, находящихся при дво­ре. Головокружительная цифра, демонстрирующая, что важно было не столько на­кормить, сколько продемонстрировать богатство.

Профессия «Повар» в истории России

Долгое время приготовление пищи было делом сугубо семейным. Ведала им, как правило, наиболее старшая по возрасту женщина в княжеской семье. Профес­сиональные повара впервые появились при дворах, а затем уже - в монастырских трапезных.

Приготовление пищи на Руси выделилось в особую специальность только в XI в., хотя упоминание о поварах-профессионалах встречается в летописях уже в X в. В Лаврентьевской летописи (1074 г.) говорится о том, что в Киево-Печерском мо­настыре была целая поварня с большим штатом монахов-поваров. У князя Глеба был «старейшина поваром» по имени Торчин, первый из известных нам русских по­варов.

Во времена Киевской Руси повара находились в услужении княжеских дворов и богатых домов. В некоторых из них было даже несколько поваров. Об этом свиде­тельствует описание одного из домов богача XII в.

Русские повара свято хранили традиции народной кухни, которая служила ос­новой их профессионального мастерства, о чем свидетельствуют древнейшие пись­менные памятники - «Домострой» (XVI в.), «Роспись к царским кушаньям» (1611-1613 гг.), столовые книги Патриарха Филарета и боярина Бориса Ивановича Морозова, расходные монастырские книги и др. В них часто упоминаются народные кушанья - щи, уха, каши, пироги, блины, кулебяки, расстегаи, кисели, квасы, мед- ки и другие.

Не менее сильным было влияние на русскую кухню и наших восточных сосе­дей - Индии. Китая, Персии. Многое узнали русские из знаменитой книги Афана­сия Никитина «Хождение за три моря» (1466-1472 гг.), содержащей описание не­знакомых на Руси продуктов - фиников, имбиря, кокосового ореха, перца, корицы. А книга Василия Гагары (написана в 1634-1637 гг.) раздвинула кругозор наших соотечественников. Они узнали о тех продуктах, которые употребляли жители Кав­каза и Ближнего Востока.

Однако, русские «кухари» много секретов позаимствовали от приехавших в Московию мастеров царьградских - «мужей искусных, многоопытных не только по части писания икон, но и кухонного искусства». Знакомство с греко-византийской кухней оказалось для нашей кухни весьма полезным.

Но не только практическими приемами приготовления блюд овладевали наши предки. Они задумывались и о сути происходящих при этом явлений. Очень давно овладели они тайнами приготовления дрожжевого теста, о чем упоминают летопи­си: монахи Киево-Печерской Лавры умели готовить долго не черствеющий заварной хлеб.

Уже в XI-XII вв. русским было известно множество довольно сложных приемов приготовления квасов, медков, хмелины. Их можно найти в знаменитых древнерусских травниках, а также в различных «житиях». Так, широко были извест­ны квасы - житный, медвяной, яблочный, яшный и др. Наши предки прекрасно разбирались не только в тонкостях приготовления различных видов кваса, но и ме­ханизме действия закваски, дрожжей, о чем свидетельствуют многочисленные на­ставления древних:

Кулинария как наука возникла в России лишь в конце XVIII века. Развитие профессиональной кулинарии связано с появлением предприятий внедомашнего пи­тания. Возникли они еще в Древней Руси. Вначале это были корчмы (от славянского корня «корм»), в которых путники могли найти приют и пищу. Затем появились придорожные трактиры (от лат. «trakt» - путь, поток) - гостиницы с обеденным залом и кухней.

В то же время наряду с трактирами в крупных городах России стали появлять­ся рестораны (от фр. «restauration» - восстановление).

Первая кулинарная школа была открыта в Петербурге 25 марта 1888 г. по инициативе профессора И. Е. Андриевского и кулинара Д. В. Каншина.

Повар в XXI веке стал другим - с профессионально отточенными движения­ми рук, буйной фантазией, которую он воплощает в своих блюдах, и тонким гастро­номическим вкусом.

Сегодня профессии повара и кондитера престижны и востребованы на рынке труда. Ежегодно открываются десятки новых ресторанов и кафе, фестивали и кон­курсы кулинарного мастерства позволяют молодым специалистам развиваться про­фессионал.

Приложение 2

Сводная таблица

Команда

Первый тур «Приветствие». 1 балл

Второй тур «Разминка». 2 балла

Третий тур «Качества повара» За правильный ответ - 1 балл. Максимально - 10 баллов

Четвертый тур «Знакомые блюда» За каждое угаданное блюдо - 1 балл

Пятый тур «Конкурс капитанов». Максимальный балл - 4

Игра со зрителями. За правильный ответ - 0,5 бал­лов команде

Шестой тур «Угадай-ка». За правильный ответ 1 балл

Седьмой тур. «Домашнее задание» Максимальный балл - 5

Штраф. Замечание - 1 балл.

«Профессия повар»

4 класс

Цель: сформировать у школьников представление о профессии «Повар»,

Задачи:

    углубить и расширить знания детей о профессии повара;

    прививать уважение к людям этой профессии;

    развивать познавательный интерес детей, расширять их кругозор

Оборудование:

    компьютер с мультимедийной установкой;

    картинки и фотографии о профессии повара

Подготовительная деятельность учащихся:

    экскурсия в школьную столовую;

    рисунки «Наша школьная столовая»;

    сценка «Про повара»

Ход классного часа

Эпиграф

Ведь если где-то существует Бог,

его я вижу у плиты великой,-

распаренного, с черпаком в руке.

С загадочною, доброю улыбкой

И – непременно – в белом колпаке. Р. Рождественский

Учитель : Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с миром профессий. А вот о какой профессии мы с вами будем говорить, вы узнаете из притчи.

Почему ученик вернулся

Собрались однажды философы и заспорили, какая профессия важнее. Один сказал:

Учитель – нужнее всего. Без образования нельзя.

Без строителей человеку негде будет укрыться, и человечество лишится прекрасных зданий, – заявил второй философ.

Музыканты, художники и поэты делают нашу жизнь особенной. Искусство отличает человека от животных, – воскликнул третий философ.

Тут в разговор вмешался ученик и одновременно слуга хозяина дома.

Многоуважаемые ученые, вы забыли о профессии повара.

Тебе не положено вмешиваться в нашу беседу. Поварское дело – не искусство. Иди, готовь обед, – рассердился хозяин.

Ученик, молча, вышел из комнаты. В этот день обеда философы не дождались, ученик исчез. Пришлось хозяину самому готовить обед. К сожалению, после еды философы почувствовали себя плохо и разошлись по домам.

Хозяин нашел другого слугу. Прошло время, и философ – хозяин дома, заметил, что друзья перестали его посещать, а сам он после еды не способен был размышлять. Подумал философ, а потом уволил нового повара и послал бывшему ученику записку с одной фразой: « Поварское дело – не ремесло, а искусство ».

Вскоре ученые мужи снова стали собираться в доме философа. Обсуждение прерывалось только вкусным обедом, который готовил ученик.

Поварское дело – не ремесло, а искусство, – говорил хозяин после обеда.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с профессией повара.

Кто же такой повар? Повар - это человек, профессией которого является приготовление пищи. Как вы думаете, кто может работать поваром? Поваром может работать любой человек, который любит готовить. А как вы думаете это просто – готовить? Вы скажете: «Конечно, ведь мои мама и бабушка готовят каждый день. И у них всё получается очень вкусно!».

На самом деле, готовить - это не простое занятие! Сварить две-три тарелки супа, поджарить немного картофеля несложно. Но сделать так, чтобы вкусными оказались 100 порций супа, сваренного в огромной кастрюле, приготовить по-настоящему вкусный обед для нескольких сотен людей – это очень сложно. Недаром, чтобы хорошо готовить, повара долго учатся.

А как вы думаете, где может работать повар?

Сейчас мы с вами отправимся в столовую. Что же такое столовая? Столовая -это большое помещение, в котором кушают. Столовая бывает и в детском саду, и в школе и на заводе.

Ода о школьной столовой.

1 ученик
Есть в школе место славное,
А может даже главное,
Где встретишь одноклассников
И всех друзей своих.
Ещё не догадались?
Не буду вас томить –
«Школьная столовая» -
Как здорово звучит!

2 ученик
Кипит работа дружная
Уроки напролёт,
Работа очень нужная.
Ждёт маленький народ.
Звенит звонок, и дружною
Бежим мы всей гурьбой
В школьную столовую,
А не спешим домой.

3 ученик
Мы знаем, что горячее
И вкусненькое ждёт.
Никто из одноклассников
Голодный не уйдёт.
Сказать хотим мы громко вам,
Чтоб слышно было тут и там:
«Спасибо нашим поварам
За то, что вкусно варят нам»!

Учитель: А вы когда-нибудь были в столовой?

Вам понравилось, как была приготовлена еда? Было вкусно?

А кто же приготовил еду в столовой? (повар)

А во что одет повар? В обычную одежду или в специальную? (в специальную)

Правильно, повар должен быть одет в белоснежный халат и колпак. Колпак прикрывает волосы повара, чтобы они не попали в еду. Ведь это очень неприятно обнаружить в кушанье волосы. Халат у повара всегда должен быть чистым и без карманов. В карманы складывают разные мелочи, а повару нельзя хранить в карманах мелочи (пуговицы, расчески, карандаши и пр.), так как они нечаянно могут попасть в пищу.

А как вы думаете, моет ли повар руки перед тем, как начать готовить?

Конечно! Повар перед приготовлением пищи обязательно моет с мылом руки, хорошенько споласкивает их водой и насухо вытирает полотенцем. Во время приготовления пищи повара тоже следят чистотой своих рук. Для этого на кухне всегда есть кран с холодной и горячей водой, лежит мыло, висит полотенце.

А как вы думаете, зависит ли наше здоровье и красота от того, что мы едим?

Конечно зависит! Для того чтобы мы могли двигаться, учиться, работать, играть мы должны кушать. Ведь именно с едой мы получаем большое количество витаминов. В разных продуктах содержаться разные витамины, поэтому питание должно быть разнообразным, и здоровым. Многие продукты перед употреблением в пищу необходимо приготовить. Именно этим и занимаются повара.

Частушки

Полюбили мы еду,
Школьную, горячую…
Запеканки, плов, пюре,
Даже каши на воде!

Аппетитно поглощаем
Бутерброды с колбасой,
Чаем сладким запиваем
Со сгущенным молоком!

Прибавляет сил, ума
Гурьевская каша.
Убедила в этом нас
Соколова Маша.

Маша кашу кушает,
Старших Маша слушает,
В конкурсах ей равных нет:
Школьный ей помог обед!

Витаминный, натуральный
Сок фруктовый мы попьем,
В Сочи на олимпиаде
Все рекорды мы побьем!

Помоги, родная каша,
Нам быстрее подрасти,
Чтоб помочь Державе нашей
Былой статус обрести!

Учитель: Итак, мы отправляемся с вами в столовую. Сегодня мы будем наблюдать за работой повара.

В столовой для приготовления пищи есть особая комната. Как вы думаете, как она называется? Ну, конечно, это кухня.

Рано-рано утром встаёт повар. Раньше всех приходит он на свою работу, ведь ему нужно успеть приготовить завтрак. На кухне у повара есть предметы, которые ему помогают в готовке. Как вы думаете, что это за предметы?

Полюбуйся, посмотри -

Полюс северный внутри!

Там сверкает снег и лед,

Там сама зима живет. (Холодильник)

Четыре синих солнца

У бабушки на кухне,

Четыре синих солнца

Горели и потухли.

Поспели щи, шипят блины.

До завтра солнца не нужны. (Газовая плита)

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)

Среди ложек я полковник.

И зовут меня… (Половник)

Под крышей - четыре ножки,

Над крышей - суп да ложки. (Стол)

Жесткая, дырявая,

Колючая, корявая.

Что ей на спину положат,

Все она тотчас изгложет. (Тёрка)

Закипит – исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит.

Эй, сними меня! – кричит. (Чайник)

Учитель: Вместе с поваром мы придём на кухню. Что же он будет готовить на завтрак? Что чаще всего едят на завтрак? Конечно, кашу. Повар тщательно промоет крупу и засыпет её в кипящее молоко, кашу обязательно нужно посолить и посластить. Каждый повар при готовке проявляет фантазию. Ведь в каждое блюдо он может добавить что-нибудь необычное. Например, в кашу он может положить изюм или курагу, и каша сразу же станет вкуснее.

А ещё нужно сварить вкусное какао. Повар всё успеет!

Ну, вот завтрак и готов. Скоро люди придут в столовую завтракать. Что же теперь нужно сделать повару?

Повар готовит тарелки и ложки, чашки, салфетки. А как только пришли в столовую люди - аккуратное раскладывает вкусную кашу в тарелки и разливает какао по чашечкам!

Не забывает повар, и улыбнуться всем, и пожелать приятного аппетита! Вот как писал поэт Роберт Рождественский о таком качестве повара, как доброта.

Ученик

Земля еще и потому щедра,

Что в мире существуют повара.

Благословенны их простые судьбы,

А руки, будто помыслы, чисты.

Профессия у них добра, по сути:

злой человек не встанет у плиты.

Учитель: Но вот люди поели и ушли. Тут на помощь повару приходит посудомойщик. Кто же такой посудомойщик ? Это человек, который моет посуду. В его обязанности входит хорошо промыть посуду и разложить её по своим местам. Это очень тяжёлая и ответственная работа.

Что же теперь будет делать повар? Может быть отдыхать? Конечно же, нет. Ему ещё предстоит приготовить обед, а затем и ужин.

Ну, вот мы и побывали с вами в столовой, а где же ещё может работать повар? Повар может работать в кафе и ресторане, в кондитерской (кулинарии), на хлебозаводе.

В кондитерской работает повар – кондитер . Чем же занимается кондитер? Кондитер готовит сладкие, мучные блюда: пирожные, торты, пироги, конфеты.

Ученик

Для меня испёк кондитер
Вкусное печенье,
У него я закажу
Торт на День Рождения.
Испечёт его он мне
И украсит кремом,
Приглашу его к себе,
Пусть научит делу.
Тоже я хочу уметь
Сладости готовить,
Буду на него смотреть,
Надо всё запомнить.
Все рецепты запишу
Для себя конечно,
Я его благодарю,
Научил успешно.

Учитель: На хлебозаводе работает повар- хлебопёк . Покупая в магазине хлеб и хлебобулочные изделия, мало кто задумывается о том, как и кем они были изготовлены. А изготовили их хлебопеки. Хлебозавод никогда не останавливает свою работу, хлебопеки работают и днём и ночью, в дневную и ночную смену. И всё это для того, чтобы на нашем столе в любое время был свежий хлеб.

Пекарь (читают ученики)

По узкому проулку

Шагает пекарь с булкой,

И зёрнышки кунжута

На корочке блестят.

Струится над проулком

Чудесный запах булки,

И все на свете булку

Попробовать хотят.

Встречает пекарь дочку -

Даёт ей два кусочка

Чудесной свежей булки

На завтрак и обед.

Ещё кусочек - Маше,

Ещё два - Вове с Пашей,

Собачке - толстый ломоть...

И булки больше нет.

Но запах свежей булки

Гуляет по проулку -

В пекарне пекарь снова

Печь жарко натопил,

Испёк он много булок,

Чудесных свежих булок,

И каждому по булке

С кунжутом подарил.

Учитель: Как вы думаешь, какие качества нужны, чтобы работать поваром?

У повара должна быть хорошая память, ведь он должен помнить, как готовить те или иные блюда, сколько и каких класть продуктов, какие подавать гарниры (т.е. овощи, каши) к котлетам, курице, рыбе, мясу.

Повар должен быть чистоплотным.

Повар должен быть очень внимательным.

У повара должна быть хорошо развита фантазия, ведь повар не только готовит блюда, но и украшает их перед подачей на стол. А многие повара придумывают свои блюда, и дают им название.

Сценка «Про повара»

Действующие лица:
- Ведущий
- Повар
- Крестьянин
- Свинья

Ведущий
А сейчас на сцену к нам
Выйдет гость особый,
Со всего, что сделал, сам
Он снимает пробы.
Каждый ремеслом его
Хоть чуть-чуть владеет,
Только так, как может он,
Вряд ли кто умеет.
Без лосьонов и духов
Пахнет вкусно очень.
Руки чистые готов
Мыть с утра до ночи!
Он умеет отличать
Третье от второго.
Кто он просто угадать,
Это, дети, …

Ведущий делает паузу, давая зрителям возможность дать ответ.
Зрители
Повар!

Из-за кулисы выходит Повар.
Повар
Я надеюсь, среди вас
Малоежек нету,
Тех, которым и за час
Не впихнуть котлету.
У таких унылый вид
До скончанья века!
А хороший аппетит –
Красит человека!
Я колдую у плиты
В колпаке высоком.
Чтобы вкусные мечты
Исполнялись к сроку,
Чтобы «хватит» и «чуть-чуть»
Мне не говорили,
А без всяких «не хочу»
Ели да хвалили!
Здесь, сегодня и сейчас
Совершится чудо –
Приготовлю я для вас
Фирменное…

Зрители
Блюдо!

Ведущий
Инвентарь подать сюда
Предстоит готовка!
Вот вам стол, а вот плита.
Что еще?

На сцене появляются плита и стол. Ведущий протягивает Повару все предметы по очереди в той последовательности, в которой тот просит.
Повар
Шумовка,
Терка, миксер и ножи
Разного размера.

Ведущий протягивает Повару здоровенный нож.

Ведущий
Так. Ну, вот и всё, кажись.

Повар
Нож велик не в меру.

Повар убирает нож под ширму. Ведущий протягивает ему нож поменьше. Повар его осматривает.
Ведущий
Этот?

Повар
Надо подточить!

Ведущий точит нож и отдает Повару.

Повар
А еще, лапуля,
Чтобы парить и варить,
Мне нужна…

Повар делает паузу, давая зрителям возможность дать ответ.
Зрители
Кастрюля!

Ведущий дает Повару кастрюлю. Повар ставит ее на плиту. На сцене появляется Крестьянин, толкающий перед собой коробку, с торчащей из нее пышной ботвой.
Крестьянин
Получите!

Повар
Это что?

Крестьянин
Свежие продукты:
Мясо, яйца, молоко,
Овощи и фрукты!
Из деревни сам привез,
Чтоб вручить вам лично!

Повар
В списке был еще кокос.

Крестьянин
Жаль, но нет в наличьи.
Недород на них у нас
Вечный в огороде –
Под зиму сажал не раз,
Так ведь нет, не всходят!

Ведущий
Поливай их кипятком
И держи в теплице –
Как на берегу морском
Будут колоситься!

Повар
Без кокоса мой рецепт
Погибает просто!
Но уж, раз кокоса нет,
Значит, без кокоса.
Повар открывает коробку.

Повар
Первым делом, я морковь
Мелко нашинкую.

Крестьянин (хвастливо)
О! Морковь – моя любовь!
Сорт «Клондайк»! Такую
Не найдете вы нигде…

Повар тянет морковь за ботву и вытягивает морковный огрызок.

Повар
Это что за шутки?
Из нее готовить мне
Блюдо? Нет уж, дудки!
Ладно, раз моркови нет,
Будет без моркови!
Где тут мясо для котлет?

На сцене появляется мясорубка. Повар заглядывает в коробку. Ему навстречу высовывается свиное рыло. Раздается довольное хрюканье и чавканье.

Повар (возмущенно)
Это что такое?

Крестьянин
Так свинина! Первый сорт!
Свеженькая очень!
(Свинье)
Ах, ты, золотце моё!
Славно как хрюкочет!

Повар
Столько много мяса мне
Для котлет не надо!

Крестьянин
Так отрежьте вы у ей
С переду иль с заду!

Повар достает самый большой нож и осторожно приближается к коробке. Свинья выскакивает и с визгом бежит прочь. Повар бросается вдогонку. Они опрокидывают мясорубку, плиту, стол и кастрюлю и шумно бегают взад-вперед по сцене. Наконец, Повар падает и роняет нож. Свинья скрывается за кулисой.
Повар (тяжело дыша)
Убежала, и привет!

Крестьянин
Что с ей взять – скотина!

Повар (со вздохом)
Ладно, раз свинины нет,
Будет без свинины!

Повар и Крестьянин заглядывают в коробку.
Крестьянин
Нечего достать отсель!

Повар (возмущенно)
Да ведь ваше «мясо»
Съело подчистую все,
Все мои припасы!

Из-за кулисы выходит Свинья и громко хрюкает.
Повар
Раз не хочет знать она,
Что продукт питанья,
Забирайте ее на
Перевоспитанье!

Крестьянин берет Свинью и уходит. Повар наводит на сцене порядок – ставит плиту и стол на прежнее место.
Повар (сокрушенно)
Подложили мне свинью,
Да еще на сцене!
Как теперь мою стряпню
Зрители оценят?

Ведущий
Не грустите, у меня
Есть мука, варенье,
Сахар, масло…

Ведущий передает продукты Повару.

Повар (радостно)
Значит, я
Буду печь…

Повар делает паузу, давая зрителям возможность дать ответ.
Зрители
Печенье!

Повар достает миску и начинает класть в нее продукты.

Повар
Яйца с сахаром взобьем
Миксером. Готово!

Повар достает миксер и жужжа водит им в миске. Затем кладет следующие ингредиенты.
Повар
Масло, соду, соль кладем
И мешаем снова.

Повар убирает миксер.
Ведущий
А теперь муки черёд!

Ведущий берет пачку и хочет засыпать ее в миску. Повар его останавливает.
Повар
Кто же так спешит-то!
Мы просеем всю ее
Через это…

Повар достает из-за ширмы сито и делает паузу, давая зрителям возможность дать ответ.
Зрители
Сито!

Ведущий
Так она ведь не в комках,
Разве ж это нужно?

Повар
Стать должна у нас мука
Легкой и воздушной.
Мы трясем, трясем, трясем…
Ладненько! Чудесно!
А теперь смешаем всё
И готово…

Повар делает паузу, давая зрителям возможность дать ответ.
Зрители
Тесто!

Повар
Тесто раскатать пора
Специальной палкой.
Эту палку повара
Называют …

Повар делает паузу, давая зрителям возможность дать ответ.
Зрители
Скалкой!

Повар катает по столу скалку, а потом берет стакан и делает вид, что вырезает кружочки.
Повар
Вырежем кружочки. Ну,
Как выходит?

Ведущий
Ловко!

Повар
А теперь на пять минут
Поместим в…

Повар делает паузу, давая зрителям возможность дать ответ.
Зрители
Духовку!

Повар помещает в духовку противень и тут же достает настоящую тарелку с печеньем.
Повар
Угощайтесь, ребятня!

Ведущий берет тарелку, пробует сам и раздает печенье зрителям.

Ведущий
Вкусное печенье!

Повар
Это всем вам от меня
Не для развлеченья!
Детки – те, кто ест – растут.
Щечки – во! Румянец!
Можно положить хоть пуд
Книг в их школьный ранец.
А кто слишком мало ест,
Тот, поверьте, братцы,
Не осилит знаний вес –
Может надорваться.
Ешьте – станете сильны
И лицом красивы!

Ведущий
Что сказать мы все должны
Повару?

Ведущий делает паузу, давая зрителям возможность дать ответ.

Зрители
Спасибо!

Повар уходит со сцены. Ведущий и зрители аплодируют.

Итог классного часа:

Учитель: Ну, вот мы и познакомились с профессией повара.

А опытные повара говорят: «Работа у нас такая – доставлять людям радость. А иначе, зачем в повара идти?»

- Повар, кондитер должен быть как фокусник на сцене, из различных продуктов он должен создать творческий шедевр.

Он должен готовить блюда также искусно, как художник пишет картины.

Недаром говорят: «К чему душа лежит, к тому и руки приложатся».

В следующий раз внимательно наблюдай за тем, как твоя мама готовит, может быть и ты подскажешь какую-нибудь интересную идею!

Прочитайте поговорки и изречение о поварах.

    Хороший повар стоит доктора.

    Для хорошего кулинара годится все, кроме отражения луны в воде (кит.).

    Главное в искусстве приготовления пищи найти «золотую середину», т. е. найти более правильное сочетание продуктов, приправ и способов приготовления.

Как вы их поняли?

В память о нашей встрече, я хочу подарить вам страничку для Портфолио.

Рефлексия:

Отметьте себя на «Лесенке успеха». Если вы все поняли и можете рассказать о профессии повара, нарисуйте человечка на верхней ступеньке. А если вы не до конца уверены в своих знаниях - на 2-й или 3-й ступеньке, а на какой именно, каждый решит сам.

Кто нарисовал человечка на нижней ступеньке? Почему?

Кто на 2-й или3-й ступеньке? Почему?

Кто на верхней? Почему?

Спасибо

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: