Основные тенденции и направления логистики. Факторы и тенденции развития логистики в торговле

VII. ЛОГИСТИКА

2. Факторы и тенденции развития логистики

I. Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя

До начала 60-х годов XX века в странах с развитой рыночной экономикой имел место рынок продавца . В этих условиях производители стремились увеличить свою конкурентоспособность в первую очередь за счет выпуска новых товаров, расширения и совершенствования производства. Но к началу 60-х годов начал формироваться рынок покупателя , характеризующийся избыточным предложением, при котором продавцы испытывают трудности со сбытом своей продукции по предполагавшимся ценам. В этих условиях высокая конкурентоспособность зависела не от величины капитальных вложений, а от умения правильно организовать логистический процесс.

II. Усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качеству процессов распределения продукции

Повышение требований к качеству процессов реализации ГП (качество товаров, сроки выполнения заказов, графики поставок, ассортимент, себестоимость и др.), вызванное жесткой конкуренцией, обусловило такие же требования со стороны производителей к поставщикам сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов. В итоге образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала усовершенствования существующих моделей организации снабжения и сбыта. Благодаря этому начали активно разрабатываться методы и модели оптимального размещения складов, определения оптимальных партий поставок, оптимальных схем маршрутов перевозок и т.д.

III. Энергетический кризис 70-х годов XX века

Повышение стоимости энергоносителей вынудило предпринимателей искать новые методы повышения экономичности перевозок. Традиционный подход заключался в рациональной организации транспорта, но этого было недостаточно в условиях энергетического кризиса. Большей эффективности решения этой задачи можно было достичь за счет согласования действий всех участников логистического процесса, что явилось новым шагом в практике управления материальными потоками на предприятиях.

IV. Научно-технический прогресс в создании гибких автоматизированных производств

Замена традиционных конвейеров автоматизированными производственными линиями привела к созданию гибких производственных структур, сделавших рентабельным производство продукции мелкими партиями. Работа по принципу «малых партий» повлекла соответствующие изменения в системе обеспечения производства МР и сбыта ГП. В связи с этим отпала необходимость иметь большие складские емкости на предприятиях, возникла потребность в поставке грузов небольшими партиями, но в более жесткие сроки. Все это привлекло внимание к методам решения проблемы эффективной организации логистического процесса.

V. Научно-технический прогресс в области средств связи и информатики

К важнейшим достижениям НТП в области средств связи и информатики, позволившим реализовать идеи логистического управления на практике, относятся компьютеризация управления логистическими процессами и развитие средств передачи данных. Это дало возможность отслеживать все этапы движения сырья, деталей, ГП, что позволило четко выявить огромные потери в существующих схемах управления МП. Поэтому появилась необходимость разработки новых, эффективных способов организации и управления всеми видами потоков на предприятиях. Использование информационных технологий позволило поднять эффективность управления материальными потоками на принципиально новый уровень. Для этого на предприятиях стали создаваться информационные системы (как на уровне отдельных предприятий, так и охватывающих большие территории) и информационные службы , оперирующие всеми информационными потоками (ИП) и отвечающие за деятельность информационных систем предприятия.

VI. Разработка теории систем и теории компромиссов

Теория систем позволила с научной точки зрения рассматривать проблему товародвижения как комплексную, а различные предприятия, участвующие в товародвижении, представлять в виде единой системы. Это привело к пониманию необходимости учета и согласования особенностей, интересов, внутренних и внешних взаимосвязей всех участников ЛЦ.

Теория компромиссов позволила выбирать решения, сокращающие общие затраты или повышающие суммарную прибыль, несмотря на ущерб деятельности отдельных подразделений фирмы или отдельных предприятий-участников общего логистического процесса.

VII. Унификация правил и норм внешнеэкономической деятельности, стандартизация параметров технических средств в различных странах

До 1980-х г. международное товародвижение усложнялось следующими факторами: различия в национальных стандартах на продукцию, чрезмерно разросшийся объем документации по международным операциям с товарами и финансовым расчетам, наличие импортных квот и экспортных ограничений, жесткие требования к упаковке и этикетированию грузов, разнообразие в технических параметрах транспортных средств и путей сообщения и т.д. Поэтому были приняты меры по унификации правил внешнеэкономической деятельности, по упрощению прохождения таможенных барьеров, контроля и технологических процедур на пограничных переходах.

К современным тенденциям логистики относятся следующие.

1. Расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг:

отсрочка , заключающаяся в том, что в распределительную систему передается почти готовая продукция, при этом ее модификация или учет последних требований потребителей откладываются до самого последнего возможного момента, что существенно снижает уровень запасов;

перевалка , использование прямой отгрузки, которые сводят к нулю запасы и соответствующие расходы в распределительных центрах;

массовый выпуск продукции на заказ , объединяющий выгоды массового производства с гибкостью продукции на заказ (B2С);

прямая доставка через электронные сети передачи данных, через курьерские службы, службы экспресс-доставки посылок;

– услуга управления запасами продавцом, которая заключается в том, что поставщики управляют как собственными запасами, так и запасами, хранящимися в нижних звеньях цепи поставок, что снижает общие затраты;

синхронизированное перемещение материалов, при котором информация о движении МП доводится до всех участников цепи поставок одновременно, что позволяет оперативно координировать перемещение МР;

– многое другое.

2. Аутсорсин – передача функций контроля над распределением ГП от производителей к специализированным фирмам. Это позволяет им, во-первых, использовать больший опыт специализированных логистических фирм в распределении продукции, во-вторых, в большей степени сосредоточиться на своей основной деятельности – производстве, развитии и продвижении на рынок своей продукции, и, в-третьих, сократить свои накладные расходы.

3. Сокращение числа поставщиков и формирование долгосрочного сотрудничества с логистическими фирмами. В прошлом фирмы имели большое количество поставщиков, конкурировавших друг с другом отношения, что помогало заключать выгодные сделки. В настоящее время логистические фирмы всё более привлекаются к управлению всеми процессами в цепи поставок, а фирмы-клиенты всё чаще знакомят их со своими долгосрочными целями, чтобы совместно вырабатывать взаимоприемлемые решения. Клиенты всё больше ценят своё время и всё больше доверяют профессионалам-логистикам, с которыми сотрудничают, стремятся ограничить их число, но развивать долгосрочное сотрудничество с теми, кого они выбрали в партнёры.

4. Усовершенствование методов управления логистическими процессами. Разрабатываются новые и усовершенствуются существующие методы управления логистическими процессами, призванные решить известные логистические цели: сократить складские запасы, оперативно реагировать на изменения спроса, снизить себестоимость продукции, оптимизировать транспортные потоки, скоординировать деятельность всех элементов ЛЦ и т.д.

  • 6. Сущность системного подхода. Понятие и основные свойства систем.
  • 7. Основные принципы организации логистической деятельности на предприятии. Структура логистических служб.
  • 8. Основные функции менеджеров по логистике.
  • 9. Рынок логистических услуг.
  • 10. Логистические издержки. Логистический подход к управлению издержками фирмы.
  • 11. Классификация логистических издержек.
  • 12. Понятие и функциональная структура коммерческой логистики.
  • 14. Методы определения потребности в товарах и материалах.
  • 15. Характеристика методов прогнозирования спроса.
  • 16. Базисная однономенклатурная детерминированная модель управления поставками.
  • 17. Поставщики и потребители в логистике. Логистический канал и логистическая цепь, их строение.
  • 18. Факторы, влияющие на выбор логистических каналов.
  • 19. Задача выбора поставщиков в логистике.
  • 20. Распределительная логистика на макро- и микро- уровнях. Сбытовая логистика.
  • 21. Характеристика задач распределительной логистики на макроуровне.
  • 22. Роль распределительных центров в управлении логистическими процессами.
  • 23. Торговая логистика. Функции и классификация торгово-посреднических предприятий.
  • 24. Складское хозяйство, его элементы и функции.
  • 25. Сущность и классификация складов.
  • 26. Схема технологического процесса работы склада.
  • 27. Общая характеристика складских операций.
  • 28. Условия и техника хранения основных видов материальных ресурсов.
  • 29. Технико-экономические характеристики складов.
  • 30. Сущность и классификация запасов.
  • 32. Основные показатели, характеризующие состояние запасов.
  • 33. Планирование запасов.
  • 34. Контроль и регулирование запасов. Оценка ущерба от дефицита и излишков запасов.
  • 35. Тара, классификация и унификация тары. Понятие грузовой единицы.
  • 36. Предмет и задачи транспортной логистики. Классификация и границы сферы транспортной логистики на предприятии.
  • 37. Общая характеристика транспортной системы России.
  • 38. Базисные условия поставки. Причины ввода и общая структура «Инкотермс».
  • 39. Характеристика групп условий «Инкотермс» «е» и «f».
  • 40. Характеристика групп условий «Инкотермс» «с» и «d».
  • 41. Выбор вида транспорта и типа транспортных средств. Сравнительная характеристика различных видов транспорта.
  • 42. Материально-техническая база транспорта. Основные характеристики и показатели функционирования железнодорожного, водного и автомобильного транспорта.
  • 43. Экономико-математическое моделирование задачи построения оптимального плана перевозок.
  • 44. Маршруты движения транспортных средств. Маршрутизация перевозок.
  • 45. Документальное оформление основных операций по движению товарно-материальных ценностей.
  • 46. Цели и организация процесса инвентаризации товарно-материальных ценностей.
  • 47. Технология проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей.
  • 48. Материальная ответственность работников. Договор о полной индивидуальной материальной ответственности.
  • 49. Основные положения договора о коллективной материальной ответственности.
  • 50. Современные тенденции развития логистики.
  • 50. Современные тенденции развития логистики.

    Современный этап развития логистики (2000-е годы) определяют два основных фактора: глобализация мировой экономики и глобальная научно-техническая революция, которые порождают новые потребности клиентов в логистических услугах и разнообразные формы их удовлетворения.

    Глобализация бизнеса выражается в следующем:

    более совершенные коммуникации и перевозка сделали физические расстояния менее значимыми, благодаря этому предприятия могут работать на едином, охватывающем весь мир рынке;

    происходит сокращение торговых барьеров между странами и рост международной торговли и конкуренции;

    размещение предприятий происходит не по национальному принципу, а в странах и регионах с низкими затратами на производство (например, немецкие предприятия в Польше, американские - в Мексике, японские - в Китае).

    В настоящее время в мире в области науки и техники происходит так называемая глобальная революция, которая заключается в том, что технологические изменения происходят повсеместно, а не появляются где-то в одном месте, а затем постепенно распространяются - как это происходило ранее, в сельскохозяйственной и промышленной революциях. Описанные выше факторы предопределили следующие основные тенденции современной логистики.

    1. Расширение ассортимента предлагаемых логистических услуг

    Отсрочка, заключающаяся в том, что в распределительную систему передается почти готовая продукция, при этом ее модификация или учет последних требований потребителей откладываются до самого последнего возможного момента, что существенно снижает уровень запасов;

    Перевалка, использование прямой отгрузки, которые сводят к нулю запасы и соответствующие расходы в распределительных центрах;

    Массовый выпуск продукции на заказ, объединяющий выгоды массового производства с гибкостью продукции на заказ (B2С);

    Прямая доставка через электронные сети передачи данных, через курьерские службы, службы экспресс-доставки посылок;

    Услуга управления запасами продавцом, которая заключается в том, что поставщики управляют как собственными запасами, так и запасами, хранящимися в нижних звеньях цепи поставок, что снижает общие затраты;

    Синхронизированное перемещение материалов, при котором информация о движении МП доводится до всех участников цепи поставок одновременно, что позволяет оперативно координировать перемещение МР;

    многое другое.

    2. Аутсорсинг

    Аутсорсинг - это передача каких-либо управленческих функций предприятия сторонним организациям. Например, предприятия передают функцию контроля над распределением ГП от производителей к специализированным фирмам. Эта тенденция проявилась еще в 1980-х годах сначала в Западной Европе и Японии и позже в США, но сохраняется и в настоящее время. Крупные и средние предприятия всё больше склоняются к покупке целостных логистических решений. Это позволяет им,

    во-первых, использовать больший опыт специализированных логистических фирм в распределении продукции,

    во-вторых, в большей степени сосредоточиться на своей основной деятельности - производстве, развитии и продвижении на рынок своей продукции, и,

    в-третьих, сократить свои накладные расходы. Таким образом, им удаётся использовать умение и опыт логистической фирмы для повышения собственной эффективности.

    В настоящее время и на российском рынке появилось широкое предложение логистических услуг. За рубежом большинство из таких специализированных логистических фирм образовалось путем отпочкования отделов логистики от крупных корпораций. В России транспортные фирмы или предприятия, предлагавшие ранее только складские услуги, становятся логистическими, т.е. предлагают перевозки с глобальной географией различными видами транспорта, сквозное обслуживание по всей цепи поставки (складирование, таможенное оформление, распределение и т.д.).

    3. Сокращение числа поставщиков и формирование долгосрочного сотрудничества с логистическими фирмами

    В прошлом фирмы имели большое количество поставщиков, конкурировавших друг с другом, что помогало заключать выгодные сделки. В настоящее время логистические фирмы всё более привлекаются к управлению всеми процессами в цепи поставок, а фирмы-клиенты всё чаще знакомят их со своими долгосрочными целями, чтобы совместно вырабатывать взаимоприемлемые решения. Клиенты всё больше ценят своё время и всё больше доверяют профессионалам-логистикам, с которыми сотрудничают, стремятся ограничить их число, но развивать долгосрочное сотрудничество с теми, кого они выбрали в партнёры.

    4. Усовершенствование методов управления логистическими процессами

    Разрабатываются новые и усовершенствуются существующие методы управления логистическими процессами, призванные решить известные логистические задачи: сократить складские запасы, оперативно реагировать на изменения спроса, снизить себестоимость продукции, оптимизировать транспортные потоки, скоординировать деятельность всех элементов ЛЦ и т.д.

    В бизнесе говорят, что финансы – это кровеносная система всей компании. Проводя аналогию, можно утверждать, что транспортная логистика выполняет ту же функцию для всей экономики страны.

    Ниже представлены семь трендов транспортной логистики, которые нельзя не отметить, анализируя период с середины 2014 года до начала 2016 года.

    1. Падение уровня контейнеризации

    К сожалению, российская экономика тормозит контейнеризацию. Основная доля контейнерных грузов – это товары народного потребления и продовольственные товары зарубежного производства, спрос на которые упал вследствие снижения покупательной способности населения, девальвации рубля и контрсанкций РФ. Контейнер – это основная единица мультимодальных перевозок (там, где задействовано, как правило, более 2 видов транспорта с использованием контейнеров TEU).

    Прогноз по контейнерным перевозкам в мировом масштабе, 2015-2019 годы

    Источник: Alphaliner

    Рис.1 Прогноз по контейнерным перевозкам в мировом масштабе

    Во всем мире доля контейнерных перевозок будет только расти по следующим причинам:

    1. Единый транспортный документ. Единый оператор. Взаимодействуя с оператором мультимодальной перевозки, владелец груза должен иметь только один документ. Об остальных взаимоотношениях с субподрядчиками позаботится непосредственно оператор.
    2. Кооперация и развитие всех участников (субподрядчиков). Электронный обмен данными. Чтобы цепочка из нескольких транспортных узлов работала без сбоев, все её участники должны иметь соответствующий уровень развития не только транспортной, но и информационной инфраструктуры.
    3. Гибкость по цене/времени . Это причина порождает два важных вывода: во-первых, пропадает зависимость от одного вида транспорта, и, во-вторых, логистические компании диверсифицируют свои клиентские базы.

    2. Консолидация рынка

    Ситуация сейчас не очень благосклонна для участников рынка, прежде всего, для логистических компаний. Тенденция идет одна примерно с третьего квартала 2014 года: «схлопывание» рынка. То есть после того, как экономические санкции вступили в силу, рынок начал падать. Если в конце 2014 года движение «вниз» прослеживалась слабо, то ко второму кварталу 2015 года рынок логистических услуг упал очень серьезно.

    Динамика грузооборота и объема перевезенных грузов в 2010-2015 годах (млрд т-км, млн тонн)

    Источник: Росстат

    Рис.2 Динамика грузооборота и объем перевезенных грузов

    Если раньше бизнес не хотел по каким-то причинам работать с мелкими и средними операторами логистического рынка напрямую (наиболее частые причины: неприемлемые условия по ценообразованию малых партий, условия по платежам, отсутствие индивидуального подхода), то в кризис стало очевидным преимущество по издержкам при работе без дополнительных звеньев цепочки, пусть и с потерей комфорта по ряду условий. Почти все маленькие компании, которые были ориентированы на импорт, ушли с рынка. Если говорить про европейский импорт, то ушли примерно 70% компаний, возивших 2-3 фуры продукции в месяц, потому что стало невыгодно возить из-за высокого курса валюты, а также из-за того, что 60% товаров попали под запрет.

    3. Ожидание резкого роста экспорта товаров

    После того, как произошел пресловутый поворот на восток, все надеялись, что рынок юго-восточной Азии заместит упавший европейский рынок. Однако пока этого не произошло. Просто часть компаний, которые раньше работали с Европой, стали закупать у тех же европейских производителей, но уже китайские товары. Эти компании работали с теми же самыми операторами и перевозчиками. Были надежды на то, что низкий курс рубля простимулирует российский экспорт, но проблема в том, что мы продаём не так уж много товаров за рубеж. Основу российского экспорта в январе-июне 2015 года в страны дальнего зарубежья составили топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 68,1% (в январе-июне 2014 года – 75,3%), а по остальным технологичным товарам мы пока не очень конкурентоспособны. По данным ФТС Экспорт России в январе-июне 2015 года составил 183,0 млрд.долларов США и по сравнению с январем-июнем 2014 года снизился на 28,8%. В то же время Импорт России в январе-июне 2015 года составил 87,7 млрд.долларов США и по сравнению с январем-июнем 2014 года снизился на 39,5%.

    4. Перераспределение транспортных потоков через страны таможенного союза

    Транспортную логистику в принципе невозможно рассматривать отдельно от таможни. Серьезным испытанием для коммерсантов стал приказ ФТС № 280 от 16.02.2016, по которому таможенные органы корректируют таможенную стоимость ввозимых товаров до максимальных значений под различными предлогами. Когда данный приказ вступил в силу, были перераспределены транспортные потоки в сторону Белоруссии и Казахстана, потому что конкурировать по таможенной цене этих стран на данный момент практически невозможно. Т.е. стоимость транспортной логистики везде примерно одинаковая, но за счёт экономии на таможенных платежах везти товары через страны Евразэс получается выгоднее. В итоге рынок таможенных услуг в России сужается, конкуренция резко возрастает. Логистические компании стараются сохранить хотя бы своих текущих клиентов. Развивать новых клиентов становится очень сложно.

    5. Перевозка сборных грузов

    В связи с кризисом сейчас не у каждой компании есть возможность и потребность собирать полный контейнер и везти его. Поэтому логистические компании, обычно владеющие собственными складами в юго-восточной Азии, начали предлагать своим клиентам услугу сборного груза. Суть услуги: клиент привозит к логисту на склад свой маленький груз, его оприходуют, а затем консолидируют в общую партию (контейнер) с грузами других клиентов. Если далее дробить всю оставшуюся транспортировку на отдельных клиентов, то получается приемлемая цена транспортных издержек для клиентов по типу доставки «от двери до двери».

    6. Неразвитость 3PL и 4PL сервисов в России

    В логистическом бизнесе приняты следующие обозначения контрагентов, осуществляющих сервис для производителей, поставщиков и продавцов товаров: 1PL, 2PL, 3PL, 4PL. При этом, PL – party logistics (англ.) переводится дословно как «сторона логистики». Цифры от одного до четырех обозначают, как глубоко вовлечена данная компания в цепь поставок.

    • 1PL уровень вовлеченности означает, что все операции забора и доставки груза выполняет сама фирма-владелец груза. С учетом глобализации, аутсорсинга и оффшоринга производства, усложнения услуг дистрибуции, 1PL уходит в прошлое.
    • 2PL провайдер – это подрядная компания, предоставляющая услуги по транспортировке товаров только на каком-то определенном участке транспортной цепи. По сути, это просто транспортная компания, которую нанимает грузовладелец, не желая покупать собственные автомобили, жд вагоны и т.д.
    • L – это door-to-door (англ «от двери до двери»). Логист берёт товар, например в Китае, со склада и привит его клиенту на склад.
    • L – это, когда компания-логист получает от клиента запрос на определённую услугу или товар, находит ему производителей, проверяет их. А клиент затем сам выбирает, с кем работать. Логист договорится с производителем и возьмёт на себя также всю финансовую сторону вопроса помимо управления 3PL подрядчиками.

    Ситуация с аутсорсингом в логистике неоднозначна. Есть несколько тенденций: по одной – компании стремятся отдать в единые руки закупку, консолидацию, проверку, доставку и распределение по складам, т.е. перемещение запасов, т.е. чисто 4РL логистику, на которую сейчас переходит Европа, а Северная Америка давно перешла. Эта тенденция идет в сторону экспорта.

    Динамика развития рынка транспортно-логистических услуг

    Деятельность компании на рынке обусловливается ее основной целью – миссией, определяющей ее деловую активность, поведение на рынке и ведущей к ее финансовому благополучию и стабильности.

    Жесткая конкуренция на рынке, появление новых, более дешевых и достаточно эффективных разработок, заставляют пересмотреть существующие принципы функционирования компании.

    Для сохранения своих рыночных позиций компаниям необходимо предпринимать определенные усилия в направлении повышения уровня технологичности и эффективности бизнес-процессов.

    Появляется настоятельная необходимость изыскания дополнительных возможностей дальнейшего снижения уровня затрат и себестоимости продукции, повышения уровня качества обслуживания потребителей, реорганизации и реструктуризации компании с целью повышения эффективности бизнеса.

    Речь идет о перестройке бизнеса на основе логистического подхода. При этом затрагиваются различные (экономические, социальные, технические, технологические, организационные, правовые, научные, психологические, экологические, и др.) аспекты деятельности людей.

    Факторами развития логистики в торговой деятельности выступают:

    III. Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя

    К началу 60-х годов на Западе (в России в 90-х гг.) начал формироваться рынок покупателя, характеризующийся избыточным предложением, при котором продавцы испытывают трудности со сбытом своей продукции по предполагавшимся ценам. Потребители стали более разборчивыми, требовали более высокого качества, низких цен, удобного и разнообразного обслуживания. Это привело к необходимости поиска новых путей создания конкурентных преимуществ.

    Поставщики, уделяющие особое внимание эффективной организации распределения товаров, добивались снижения себестоимости и времени выполнения заказа и при этом гарантировали потребителю поставку товара точно в срок, необходимого количества, качества и ассортимента, что являлось значительным преимуществом в конкурентной борьбе.

    IV. Усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качеству процессов распределения продукции

    Повышение требований к качеству процессов реализации продукции (качество товаров, сроки выполнения заказов, графики поставок, ассортимент, себестоимость и др.), вызванное жесткой конкуренцией, обусловило такие же требования со стороны производителей к поставщикам сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов. В итоге образовалась сложная система связей между различными субъектами рынка, которая потребовала усовершенствования существующих моделей организации снабжения и сбыта. Благодаря этому начали активно разрабатываться методы и модели оптимального размещения складов, определения оптимальных партий поставок, оптимальных схем маршрутов перевозок и т.д.

    III. Научно-технический прогресс (НТП) в области средств связи и информатики

    Важнейшим достижениям НТП в области средств связи и информатики, позволившим реализовать идеи логистического управления на практике, относятся:

    1) компьютеризации управления логистическими процессами, а именно:
    - создание и массовое использование ЭВМ;

    Создание прикладных программных систем, автоматизирующих процессы планирования, прогнозирования, принятия решений, ведения баз данных, решение оптимизационных задач и т.п.;

    2) развитие средств передачи данных:

    Разработка стандартов передачи информации;

    Создание средств передачи информации (факс-аппараты, EDI – электронный обмен данными, компьютерные сети и т.д.), в том числе и быстродействующих (спутниковые телекоммуникационные системы и т.п.).

    IV. Разработка теории систем и теории компромиссов

    Теория систем позволила с научной точки зрения рассматривать проблему товародвижения как комплексную, а различные предприятия, участвующие в товародвижении, представлять в виде единой системы. Это привело к пониманию необходимости учета и согласования особенностей, интересов, внутренних и внешних взаимосвязей всех участников логистической цепи.

    Теория компромиссов позволила выбирать решения, сокращающие общие затраты или повышающие суммарную прибыль, несмотря на ущерб деятельности отдельных подразделений фирмы или отдельных предприятий-участников общего логистического процесса.

    V. Унификация правил и норм внешнеэкономической деятельности, стандартизация параметров технических средств в различных странах

    До 1980-х гг. международное товародвижение усложнялось следующими факторами: различия в национальных стандартах на продукцию, чрезмерно разросшийся объем документации по международным операциям с товарами и финансовым расчетам, наличие импортных квот и экспортных ограничений, жесткие требования к упаковке и этикетированию грузов, разнообразие в технических параметрах транспортных средств и путей сообщения и т.д. Поэтому были приняты меры по унификации правил внешнеэкономической деятельности, по упрощению прохождения таможенных барьеров, контроля и технологических процедур на пограничных переходах.

    Создавались международные распределительные центры, происходила концентрация перегрузочно-складских пунктов в условиях интеграции экономик стран Западной Европы, были унифицированы тара, подвижной состав и технические параметры путей сообщения, внедрялись новые технологии перевозок (например, интермодальные) и обработки информации, стали использоваться автоматические системы считывания и адресования грузов. С начала 2000-х гг. Россия начала активно включаться в вышеперечисленные интеграционные процессы.

    Тенденции развития логистики в торговле

    Для руководителей большинства российских компаний логистические методы управления достаточно хорошо известны. В то же время они используются лишь в отдельных случаях, однако в условиях сегодняшнего кризиса оптимизация затрат на основе логистического подхода приобретает все большую значимость.

    В последние годы современные логистические концепции успешно применяются ведущими российскими компаниями в стратегическом и оперативном управлении основными сферами бизнеса.

    Внедрение современного логистического управления в практику бизнеса позволяет повысить организационно-экономическую устойчивость компании на рынке. Использование концепции логистики является одним из основных резервов снижения уровня общих затрат ресурсов компании.

    Советом логистического менеджмента США было дано следующее определение логистики: «Логистика есть процесс планирования, управления и контроля эффективного (с точки зрения снижения затрат) потока запасов сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, услуг и сопутствующей информации от места возникновения этого потока до места его потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) для целей полного удовлетворения запросов потребителей».

    Логистика – это бизнес-концепция, базирующаяся на вовлечении отдельных взаимосвязанных элементов в общий процесс с целью предотвращения нерационального расходования ресурсов компании.

    По данным Европейской логистической ассоциации, применение логистических разработок позволяет сократить время производства товаров на 25%, снизить себестоимость производства продукции до 30%, сократить объемы материально-технических запасов на 30 – 70%.

    Основной задачей логистики является оптимизация внутренних и внешних материальных потоков, а также сопутствующих им информационных и финансовых потоков, оптимизация бизнес-процессов с целью минимизации общих затрат ресурсов.

    Логистический процесс должен протекать с соблюдением основного правила логистики – правила «7R» или «7Н»:

    1R (right product) – нужный товар;

    2R (right quality) – необходимого качества;

    3R (right quantity) – в необходимом количестве;

    4R (right time) – в нужное время;

    5R (right place) – в нужное место;

    6R (right customer) – нужному потребителю;

    7R (right cost) – с требуемым (необходимым минимальным) уровнем затрат.

    Сущность классического определения общих целей функционирования логистики таково, что потребитель должен получить необходимые по качеству и количеству товары, в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика с хорошим уровнем обслуживания (как до осуществления продажи продукции, так и после нее) и при заданном уровне общих затрат.

    Несоблюдение хотя бы одного из этих требований может привести к потере потребителей и соответствующей доли рынка. Это может быть проиллюстрировано примерами отказа потребителей от продукции, предлагаемой компанией, например, по причине длительного срока выполнения заказов.

    Логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от момента возникновения потребности в продукции до момента удовлетворения данной потребности.

    Логистическое управление в компании выполняет функции организации, планирования, регулирования, координации, контроля и анализа. Одной из важнейших задач логистического менеджмента в компании является координация логистических функций и согласование целей с поставщиками, подрядчиками и потребителями.

    В основе логистического управления компанией лежит идея непрерывного мониторинга всей логистической цепи. Взгляд на бизнес-компании в данном ракурсе открывает множество преимуществ.

    Руководство получает возможность увидеть, насколько эффективно используются те или иные ресурсы, выявить источники потерь, оптимизировать деятельность сотрудников в целях улучшения конечных результатов деятельности компании. Эффективное использование принципов и методов логистики позволяют руководству компании высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции.

    Внедрение логистического управления позволяет также снизить уровень запасов продукции в снабжении, производстве и сбыте, ускорить оборачиваемость вложенного капитала, снизить себестоимость производства, обеспечить удовлетворение потребностей потребителей. В центре внимания системы логистического управления торгового предприятия должен находиться процесс выполнения заказов потребителей.

    Понимание выгод эффективного взаимодействия функциональных подразделений и службы логистики, наличие эффективной системы коммуникации между подразделениями, поддержка руководства компании способны внести значительный вклад в реализацию стратегической цели компании.

    Контроль над всей цепочкой создания стоимости является также одним из эффективных способов минимизации затрат на взаимодействие. Это способствовало к созданию вертикально интегрированных компаний.

    Вертикальная интеграция обеспечивает возможность контроля над всей цепочкой создания добавленной стоимости. Применяется так называемая «закрытая» корпоративная организационная структура, не позволяющая внешним компаниям предложить более эффективные решения для отдельных звеньев этой логистической цепи. Таким образом, снижается уровень затрат на взаимодействие.

    Для сохранения конкурентоспособности на рынке компании рекомендуется выбрать либо глобальный масштаб деятельности, приводящий к значительному снижению уровня затрат на единицу продукции, либо глубокую специализацию, позволяющую быть только одним из элементов в цепочке создания стоимости – но лучше всех.

    Наблюдается тенденция преобразования системы бизнес-связей производителей, поставщиков и потребителей во взаимосвязанную систему гибких альянсов, или так называемых сетей. Альянсы снижают затраты на взаимодействие компаний между собой и с конечным потребителем.

    Наиболее действенным является способ снижения себестоимости продукции путем сокращения непроизводительных расходов на различных этапах логистического процесса.

    Наряду с нарастающей конкуренцией и развитием дистрибьюторской сети существует много возможностей для успешного развития торгового бизнеса. Одним из перспективных направлений является создание распределительных структур, объединяющих производителей, оптовиков, логистических провайдеров и розничных сетей.

    Согласование действий участников такой структуры, определение единых стратегических целей, идентичный уровень используемых технических средств и оборудования, технологий и информационного обеспечения на всех этапах доведения продукции до конечного потребителя позволят:

    Сократить общие затраты распределительной системы;

    Оптимизировать ассортимент продукции с учетом потребностей конечных потребителей;

    Сократить количество торговых посредников до оптимального уровня;

    Повысить уровень обслуживания как для конечного потребителя, так и для бизнес-партнеров.

    Задача эффективного распределения продукции, прежде всего, волнует владельцев крупных дистрибьюторских, оптовых торговых и производственных компаний. Обычно функцию планирования и реализации распределения продукции возлагают на службы логистики, департаменты операций и т.д.

    Специалисты данных подразделений обрабатывают заказы с торговых складов, определяют необходимое количество транспортных средств, порядок объезда складов, заказывают автомобильные транспортные средства, контролируют осуществление развоза продукции, организуют работу складов и др.

    Задача, решаемая руководителями данных подразделений, формулируется довольно просто: «Минимизировать расходы на распределение продукции при сохранении требуемого уровня качества обслуживания потребителей».

    Одно из важных преимуществ развития компании на основе логистической концепции заключается в управлении системой бизнеса в целом и повышении уровня взаимодействия и координации звеньев логистической цепи.

    Внедрение концепции логистики позволяет:

    Гармонизировать внутренние бизнес-процессы компании, повысить эффективность деятельности функциональных подразделений;

    Сократить затраты и уменьшить себестоимость продукции;

    Увеличить количество потенциальных и фактических потребителей, удержать и расширить рынок сбыта;

    Повысить качество обслуживания заказов потребителей, укрепить репутацию и авторитет компании;

    Повысить конкурентоспособность компании в условиях жесткой конкуренции на рынке.

    Применяя логистические методы для закупок, производства и распределения продукции, можно добиться существенного снижения уровня общих затрат.

    Это способствует снижению конечной стоимости продукции, что, в свою очередь, обеспечит доступность нужного товара по нужной цене в нужном количестве в нужном месте в нужное время для нашего потребителя.

    Направления оптимизации логистики в компании:

    Создание эффективных организационных структур;

    Оптимизация складского хозяйства;

    Построение системы управления запасами;

    Рационализация использования транспорта;

    Оптимизация закупочной деятельности;

    Постановка системы учета и сквозного планирования в логистической системе;

    Решение проблем логистики с помощью информационных технологий.

    Логистический рынок в регионах становится все более цивилизованным, что объясняется расширением присутствия в регионах крупных западных компаний. Следует отметить, что в складском сегменте, в строительстве современных терминалов, в активности девелоперов как в Москве, так и в регионах наблюдается настоящий бум. При этом до кризиса для клиентов логистических компаний все более важными становились качество и сервисные характеристики, а не стоимость услуг. Причем эта тенденция была характерна даже для регионов, где раньше клиенты были очень чувствительны к цене. У них возникала потребность в комплексе дополнительных сервисов таких, как отслеживание доставки, подтверждение о доставке по SMS, упаковка, online-мониторинг отправления. Все больше компаний предпочитают передавать управление логистикой на аутсорсинг.

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: