Понятие и правовое регулирование инновационной деятельности. Правовое регулирование инновационной деятельности Меры правового регулирования инновационной деятельности в школе

Регулирование инновационных процессов предопределено их возросшей весомостью в экономике и развития общества. Любая инновационная деятельность основана на поиске новых идей и их оценке, необходимых ресурсов, создании и управлении хозяйствующим субъектом, получением дохода и удовлетворении результатом инновирования.

Правовая незащищенность инновационных процессов ведет к ослаблению заинтересованности в инновировании, увеличении рисков, связанных с данными процессами, что определяет область инноваций, как недостаточно привлекательную и развивающуюся.

Значимость нормативно - правового регулирования в сфере инновационных процессов отмечена Дивуевой Н.А. в статье «Вопросы нормативно - правового регулирования инновационной деятельности в части управления отбором проектов в сфере науки», в которой сказано, что «нормативно - правовые основы инновационной деятельности должны обеспечивать политику, проводимую государством в этой сфере. Главным инструментом данной политики являются федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации» .

Одним из действенных моментов является создание новых отраслей, возникновения производств, что ведет к повышению имиджа экономики и государства в целом .

Политика Российской Федерации с точки зрения инновационных процессов, развития инновационной системы определена государственно - частным партнерством и направлена на эффективную инновационную деятельность. Модель государственно - частного партнерства основывается на объединении ресурсов и распределению рисков, основываясь на соглашениях с партнерами .

Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на благоприятное воздействие и поддержку экономического климата, взаимосвязь инновационных процессов, производства, образования.

Роль государства сводится к разработке стратегии научно-технической политики, включающей:

Оптимизацию законодательных актов, связанных с патентными правами: создание законов о соблюдении качества продукции, защиты прав потребителей, антимонопольное законодательство;

Улучшению законодательства в сфере косвенных мер, влияющих на инновационные процессы (целенаправленная налоговая и амортизационная политика).

Весомое значение в нормативно - правовом регулировании должно быть уделено вопросам финансирования. Рассматривая финансирование научных разработок в ведущих странах, можно отметить, что государство финансирует до половины и более затрат на научно-исследовательскую работу. Компенсирование затрат может происходить посредством льготного кредитования. Льготное инновационное кредитование представляет финансовую поддержку инновационной деятельности, предусматривающей предоставление льготных займов, грантов или компенсацию банковского процента (целиком или частично) в случае направления займа на финансирование инвестиций в инновационные процессы.

Государство инвестирует средства в инновации в фундаментальные исследования, проводимые в государственных лабораториях; серьезное внимание уделяется долгосрочным проектам в сфере частного предпринимательства. Инвестирование осуществляется в форме бюджетных ассигнований под определенные проекты (применение программно-целевого контрактного финансирования) .

Программно - целевое финансирование предполагает системное выделение денежных ресурсов на долгосрочные программы, направление которых определено решением социальных экономических задач. Эффективное функционирование данного механизма предопределено следующими принципами: единством подходов к формированию фондов финансирования программы инновирования; оптимальности распределения ресурсов по различным направлениям инновационных процессов; адаптационной гибкости в реализации программы инновационных процессов .

Контрактное финансирование представляет собой выделение денежных средств под залог прав - требований по контрактам.

Нормативно - правовое обеспечение должно быть направлено на регулирование инновационного цикла, представляющего собой преобразование научного знания в инновацию. Каждая стадия инновационного цикла требует законодательного подхода, так как включает возникновение идеи, фундаментальные и прикладные исследования, разработку промышленных образцов, коммерциализацию инновационных идей, производство и реализацию инновационной продукции. Каждая стадия несет в себе определенные отношения, нуждающиеся в правовом регулировании. Итак, можно сделать вывод, что нормативно - правовое воздействие должно концентрировать внимание на регуляцию следующих моментов:

1.В процессе возникновения идеи;

2.В процессе преобразования идее в материально - вещественную инновацию;

3.В процессе передачи права на использовании научного результата.

Структурно - правовой механизм инновационной деятельности можно представить двумя взаимосвязанными правовыми блоками. К первому блоку можно отнести нормы, обеспечивающие четкую организацию отношений в области инновационной деятельности, эффективность их применения в соответствии с потребностями общества. Второй блок будет объединять нормы управления инновационными процессами.

Наиболее важным аспектом, заслуживающим особого внимания, занимают позиции охраны интеллектуальной собственности - совокупность авторских и других прав на результаты инновационной деятельности, охраняемые законодательными актами государства.

Правовая обеспеченность инновационных процессов должна быть построена на создании условий, которые поощряли к развитию и внедрению инноваций, повышали спрос на инновационный продукт.

Система нормативного правового регулирования инновированием в Российской Федерации состоит из целого комплекса нормативных правовых актов.

Уровни нормативно - правового регулирования представлены на рисунке 1.

Нормативно - правовыми факторами государственного регулирования инновационной деятельности являются: правовые основы взаимоотношений субъектов инновационной деятельности, гарантированность прав и поддержание интересов субъектов инновационной деятельности.

Регулирование инновационной деятельности осуществляется посредством применения норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, международных договоров.

Рисунок 1 - Уровни нормативно - правового регулирования в Российской Федерации

Инновационные процессы на уровне субъектов Российской Федерации рассматриваются с точки зрения стимулирования, финансирования, поддержки процессов инновирования. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатываются региональные и межрегиональные программы инновирования, принимаются нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы инновационной деятельности. Нормативно - правовое регулирование инновационных процессов на уровне регионов должно строиться на системе единства целей, задач регулирования, параллельности иных правовых актов.

Комплекс действий нормативно - правового регулирования инновирования на уровне региона должен предопределяться следующей спецификой:

Особенностями региона, развитием производства, полномочиями органов власти, источниками финансирования;

Взаимодействиями органов государственной власти Российской Федерации, представителей учреждений науки и высшего образования, представителей бизнеса и общественных организаций;

Возможностью разработки и применением программ в сфере развития инновационной деятельности. Отслеживание высококвалифицированных специалистов - исполнителей, ответственных лиц за ход работы.

Рассматривая подзаконные нормативные акты можно отметить следующие их особенности: во - первых, данная документы издаются в соответствии с законом; во - вторых, регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений.

В активизации инновационной деятельности заметную роль играют акты локального регулирования. Локальные акты принимаются субъектом, которые их выполняет, определяя возможность гибко реагировать на изменяющиеся условия инновационных процессов.

Уделив внимание вопросам нормативно - правового регулирования инновационных процессов, можно сделать вывод, что область разработки, систематизации и развития инновационного законодательства должна быть направлена на обеспечение:

1.Развития фундаментальной науки, прикладных исследований, системы формирования долгосрочного прогнозирования, выделение приоритетов научно - технической и инновационной деятельности. В письме Президента Российской Федерации № Пр-576 стратегической составляющей развития общества является фундаментальная наука, результатом которой выступает экономический рост, устойчивое развитие государства, что обеспечивается:

Государственной поддержкой фундаментальных, социальных и гуманитарных исследований;

Сохранением и поддержкой научных и научно - технических школ;

Развитием исследовательской, конструкторской, опытно - экспериментальной базы;

Совершенствованием информационной инфраструктуры ;

2.Повышения эффективности использования результатов научной и научно - технической деятельности. Вовлечение в хозяйственный оборот результатов инновационных процессов и повышение адаптационной возможности внедряемых инноваций должно базироваться:

На создании системы учета информативных данных о научных исследованиях и научно - технической деятельности;

Государственном стимулировании создания, правовой охраны, защиты и использования результатов научной и научно - технической деятельности;

Нормативно - правовом регулировании механизмов передачи разработчикам, инвесторам, хозяйствующим субъектам прав на результаты научной и научно - технической деятельности при введении их в хозяйственный оборот;

Усиление порядка учета, инвентаризации, амортизации и налогообложения объектов интеллектуальной собственности;

3.Формирования рынков потребления научно - технической продукции (создание системы государственных заказов, стимулирование инвестиций в инновационную сферу). Система государственных заказов должна быть построена на эффективном обеспечении результата, максимально соответствующего ожиданиям заказчика, полном удовлетворении общественных потребностей при существующих финансовых, производственных ограничениях. Разработка механизмов стимулирующих факторов инвестирования в инновационную сферу должна опираться на организационно - правовые механизмы, способствующие привлечению средств российских и зарубежных структур для финансирования инновационных процессов, учитывая внедрение действующих государственных гарантий, страхование рисков, минимизируя риски и потери инвесторов;

4.Защиты результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Обеспечение охраны результатов интеллектуальной деятельности путем государственной регистрации исключительного права на РИД активизируют инновации, оказывают стимулирующее воздействие на авторов, творческие коллективы, защищают от несанкционированного использования результатами инновационного процесса третьих лиц. В Российской Федерации вопросы правовой охраны и защиты РИД регламентируются международными договорами, Гражданским кодексом Российской Федерации, соглашениями, нормативными правовыми актами ;

5.Совершенствования механизмов государственно - частного партнерства в инновационной сфере и регулирование взаимодействия между участниками инновационного процесса. Эффективное функционирование инновационных систем характерно в случае тесного взаимодействия между государством и бизнес - сообществом, научными, образовательными учреждениями, взаимосвязи между предприятиями. Партнерство частного и государственного секторов экономики выделяют ключевые компоненты новой инновационной политики, поскольку при правильной организации обеспечивают дополнительные преимущества от инвестирования в государственные исследования ;

6.Развития кадрового потенциала научно - технического и инновационного комплексов. Наличие компетентного, высококвалифицированного персонала позволяют обеспечить профессиональную разработку и внедрение инновации от стадии идеи до коммерциализации. Успешность деятельности кадрового потенциала возможно в условиях согласованности действий органов управления, образовательных учреждений, представителей бизнеса, развитой социальной инфраструктуры . На первый план выдвигается возможность применения профессиональных навыков, заинтересованность молодого поколения в становлении инновационного общества.

7.Заимствования опыта зарубежных стран в продвижении инновационных процессов. Опыт зарубежных стран показывает, что центральное место в инновационных процессах отводится созданию условий льготного кредитования и налогообложения, страхованию, защите промышленной и интеллектуальной собственности. Особое внимание уделяется развитию технопарковых структур, главной задачей которых является оказание разнообразных услуг и создание наиболее благоприятных для инновационных предприятий условий путем объединения усилий учебных заведений, научно - исследовательских центров, предприятий. Закрепленные законодательные нормы в странах Запада закрепляют права изобретателей получать «инновационную ренту» - плату за пользование изобретением, что активизирует создание инноваций. Одним из основных вопросов является финансирование инновационных решений. Для стимулирования инвестиционных процессов в инновационные технологии уменьшается налог для вновь входящих на рынок предприятий, функционирующих в данной сфере.

Важность инновационной деятельности для стабильного экономического развития и государственного регулирования этого процесса в настоящее время признается не только в развитых странах, но и в большинстве государств мира, включая и Россию, о чем свидетельствуют недавно принятые на самом высоком уровне программные документы, в первую очередь "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". На реализацию данного выбора влияют многие факторы, как внутренние, так и внешние. Сегодня уже ясно, что без определения долгосрочных целей социально-экономического развития и путей их достижения, учитывающих как исторические, социально-экономические и геополитические реальности России, так и закономерности современного этапа общемирового развития, экономическая политика нашего государства не будет иметь реальной перспективы.

Понятие и признаки инновационной деятельности

Следует различать понятие инновационной деятельности в широком и узком смыслах. В широком смысле под инновационной деятельностью понимают любое использование в практических целях научных или научно-технических результатов во всех сферах человеческой деятельности. В узком смысле инновационной деятельностью считают использование в практических целях научных или научно-технических результатов в одной из сфер человеческой деятельности. В настоящей главе используется преимущественно узкая трактовка понятия инновационной деятельности, областью применения которой является научно-техническая сфера.

Правовое регулирование отношений в данной сфере осуществлялось посредством многочисленных актов, издаваемых министерствами и ведомствами. Отсутствие четкого законодательного базиса развития научно-технического потенциала страны порождало селективность регулирования и не создавало стройной нормативно-правовой системы, которая была бы способна опосредовать реальные закономерности научно-технической революции, одной из движущих сил которой выступают нововведения.

Рассмотрим субъекты инновационной деятельности. В отсутствие законодательно установленного круга лиц, участвующих в инновационном процессе, возникают дополнительные трудности при определении фигуры, обладающей статусом субъекта инновационной деятельности.

Для того, чтобы стать участником инновационной деятельности, нет необходимости приобретать одноименный статус, как, например, того требует закон от предпринимателя. Этот вид деятельности не требует и лицензирования, по крайней мере в настоящее время. Вместе с тем нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы организации инновационной деятельности в РФ, и сам характер нововведений позволяют очертить круг субъектов, не только принимающих непосредственное участие в инновационном процессе, но и обеспечивающих этот процесс.

Что касается объектов инновационной деятельности, отмеченные выше признаки инновационной деятельности, характеризуют ее в экономическом смысле как процесс, имеющий содержанием ряд этапов, которые проходит научная или техническая идея, минуя “интеллектуальные” и “материальные” стадии инновационного цикла. Очевидно, что формы, в которые трансформируется инновационная идея в рамках каждой из стадий инновационного цикла, могут быть выявлены путем фиксации конечного продукта на “выходе” той либо иной стадии.

Если полагать в качестве объекта деятельности предмет, на который направлена активность субъекта и результат этой активности в форме продукта, то применительно к инновационной деятельности ее объект будет проявляться в форме комплексных и собирательных понятий “интеллектуального продукта” и “готового товара”. При дальнейшем анализе объектов инновационной деятельности мы будем опираться именно на такой подход к определению объекта.

К охраняемым результатам интеллектуальной деятельности по законодательству РФ относятся:

Объекты патентных прав, включающие изобретения, полезные модели, промышленные образцы;

Объекты, индивидуализирующие участников гражданского оборота и производимой ими продукции, включающие фирменные наименования и коммерческие обозначения, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров;

нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности, включающие открытия, топологии интегральных микросхем, рационализаторские предложения, селекционные достижения, информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну.

К ним, в частности, могут быть отнесены научные теории и математические методы, научные принципы и факты, методы выполнения умственных операций, методы организации и управления хозяйством, решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали, ноу-хау, концепции и т.д. (см., напр., п. 3 ст. 4 Патентного закона РФ, п. 4. ст. 8Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, ст.6,7 Закона РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”, п. 4 ст. 3 Закона РФ “О правовой охране топологий интегральных микросхем”, а также иные нормативные акты, регулирующие отношения в сфере создания, использования и охраны объектов интеллектуальной собственности).

Весь массив неохраняемых результатов интеллектуальной деятельности перечислить невозможно, ибо в него могут быть включены все результаты, основанные на рассудочной, умственной, мыслительной способностях человека, не охраняемые в соответствии с законодательством, а также охраноспособные результаты, по каким-либо причинам не получившие правовую охрану.

Рассмотрим равовые формы инновационной деятельности:

Рассматривая признаки инновационной деятельности и анализируя ее особенности, мы имели возможность убедиться в том, что создание, производство и реализация инновационного продукта требуют участия широкого круга субъектов: от изобретателей, конструкторов и технологов до профессиональных предпринимателей и специализированных организаций. Все они являются участниками единого инновационного процесса и в ходе осуществления тех или иных действий, результатом которых выступает конкретный интеллектуальный либо материальный продукт, вступают между собой в определенные взаимоотношения. Данные взаимоотношения весьма многообразны и складываются в рамках волевых отношений между людьми. Регулируя эти отношения, законодатель придает им определенные правовые формы, которые фиксируют общие направления решения проблем, связанных с инновационной деятельностью. Таких форм множество, но все они могут быть дифференцированы по двум уровням регулирования: публично-правовому и частно-правовому

На публично-правовом уровне регулирования основными являются правовые формы государственного воздействия на инновационную деятельность, доминантой которого выступает охрана совокупных интересов всех членов общества

На частно-правовом уровне регулирования основой, упорядочивающей отношения субъектов инновационной деятельности, является все то же государственное воздействие, но его доминирующим началом выступает охрана частных интересов отдельных лиц.

Государственная политика и регулирование инновационной деятельности.Государственная научно-техническая и инновационная политика в России реализуется на двух уровнях деятельности: общегосударственном (федеральном) и региональном (местном).

Основной задачей федеральной инновационной политики является создание благоприятного инновационного климата для материализации государственных приоритетов научно-технического развития страны. Общегосударственная политика направлена на решение проблем межотраслевого и отраслевого характера, приводящим к кардинальному изменению технологической базы страны и требующих концентрации ресурсов в масштабе национальной экономики.

Общие вопросы инновационной политики отражены в указах и распоряжениях Президента РФ, в подготовке которых участвуют аппарат Президента Российской Федерации, а также Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. Являясь консультативным органом, Совет вырабатывает предложения Президенту по определению приоритетных направлений государственной научно-технической и инновационной политики, политики в области образования и мер, направленных на их реализацию; систематически информирует Президента о положении дел в сфере науки, технологий и образования в России и за рубежом; и т.п.

Органы законодательной власти РФ -- Государственная Дума и Совет Федерации -- имеют право на законодательные инициативы в сфере инновационной деятельности.

Одна из функций государства по поддержке инновационной деятельности -- руководство формированием федеральных целевых программ. Координацию усилий государства по поддержке инновационной деятельности осуществляют два ведомства:

Министерство образования и науки Российской Федерации,

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Министерство образования и науки РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности.

Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

2. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и Федерального агентства по образованию.

3. Министерство образования и науки Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:

а) образование, включая дошкольное и общее образование, начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование, социальная поддержка и социальная защита обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, научная, научно-техническая и инновационная деятельность, интеллектуальная собственность, а также молодежная политика;

б) формирование приоритетных направлений развития образования, науки, технологий и техники, перечня критических технологий и приоритетов инновационной деятельности Российской Федерации;

в) координация научных исследований и разработок, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также средств акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности;

г) разработка и утверждение государственных стандартов дошкольного и общего образования, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования;

д) деятельность Высшей аттестационной комиссии;

е) развитие информационных технологий в сфере образования и науки.

4. Разрешить Министерству образования и науки Российской Федерации иметь 2 заместителей Министра, а также в структуре центрального аппарата до 6 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства.

5. Установить предельную численность работников центрального аппарата Министерства образования и науки Российской Федерации в количестве 380 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

образование инновация педагогический

Знать: законодательство о научно-технической и инновационной деятельности; понятие и признаки инновационной деятельности; направления государственного регулирования инновационной деятельности.

Уметь: определять признаки инновационной деятельности, меры поддержки со стороны государства инновационной деятельности; квалифицировать договоры, связанные с инновационной деятельностью.

Владеть: навыками составления проектов договоров, связанных с инновационной деятельностью; навыками оформления документов, связанных с получением мер государственной поддержки инновационной деятельности

Понятие и признаки инновационной деятельности

В СССР в условиях плановой экономики производство в целом было индифферентно к научно-техническому прогрессу, отсутствовало стремление осваивать передовые достижения науки и техники (исключения составляли успехи в освоении космоса и в сфере военно-промышленного комплекса). К сожалению, вхождение страны в рыночные отношения в начале 90-х гг. прошлого века не привело к резкому скачку в развитии и применении новых технологий, появлению на рынке российских товаров, соответствующих мировым образцам.

В связи с вступлением России в ВТО, применяемыми к России санкциями, особенно остро встает проблема ухода страны от сырьевой зависимости, повышения конкурентоспособности национальных товаров и услуг, обеспечение импортозамещения. Соответственно, возрастает роль правового регулирования инновационной деятельности, ее поддержки со стороны государства.

Важнейшим направлением экономической политики России является перевод экономики на инновационный путь развития.

В Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. определены показатели, при достижении которых наша экономика будет инновационной (а не сырьевой).

К таким показателям, в частности, относятся:

  • увеличение доли России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг (атомная энергетика, авиатехника, космическая техника и услуги, специальное судостроение и др.) до 5-10% в 5-7 и более секторах экономики к 2020 г.;
  • увеличение доли инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции до 25-35% к 2020 г. (в 2010 г. - 4,9%).

Ранее разработанная Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 г. включала целевые показатели коммерциализации разработок и общей инновационной активности бизнеса, однако в большей степени была нацелена на поддержку предложений в сфере научных исследований и разработок.

Обратим внимание, что новая Стратегия ориентирует на развитие инновационной деятельности предприятий промышленного производства. Недостаточное внимание к решению задач по поддержке инновационной активности промышленных предприятий, инноваций в регионах, и целого ряда других задач не позволили обеспечить необходимую комплексность подхода к развитию инновационной системы страны.

В результате в настоящее время ключевой проблемой является в целом низкий спрос на инновации в российской экономике, а также его неэффективная структура - многие предприниматели предпочитают закупать готовое оборудование за рубежом в ущерб внедрению собственных новых разработок.

В правовых актах различного уровня отмечалось два подхода к определению инновационной деятельности:

а) это научно-техническая деятельность, в результате которой создается результат интеллектуальной деятельности и внедренческая, которая приводит к созданию новых товаров, реализуемых на рынке. Первым актом, в котором отражен такой подход, было Письмо Инновационного совета при Совмине РСФСР от 19 апреля 1991 г. № 14-448, Минфина РСФСР от 14 мая 1991 г. № 16/135В «Об инновационных (внедренческих) сферах деятельности».

В соответствии с указанным Письмом инновационной (внедренческой) считалась деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке. Как видим, хотя деятельность инновационная и внедренческая определялись как синонимы, на самом деле инновационная деятельности не сводилась к внедрению готового научного результата, а охватывала и создание этого результата.

В налоговых целях, чтобы стимулировать деятельность с помощью налоговых льгот, к инновационной отнесены были и такие виды деятельности, как:

  • - организация экспертиз, тиражирование научно-технических разработок, научных произведений, открытий, промышленных образцов, товарных знаков, коммерческих обозначений и других произведений, на которые распространяются международно-признанные права, относящиеся к интеллектуальной собственности в сфере науки и техники;
  • - патентно-лицензионная деятельность.

Понятно, что тиражирование указанных «произведений», равно как и патентно-лицензионную деятельность государства вряд ли можно отнести к инновационной деятельности.

Данным разъяснением было предложено руководствоваться при решении вопросов о предоставлении предусмотренных законом льгот по налогообложению прибыли малых внедренческих предприятий (подпункт «б» пункта 8 статьи 6 Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций»),

б) инновационная деятельность начинается с момента принятия к внедрению уже созданного, готового результата интеллектуальной деятельности, то есть инновационная деятельность определялась более узко, ее начало связывалось с фактом внедрения уже существующего, законченного научно-технического исследования, разработки в новый или усовершенствованный продукт, технологический процесс, реализуемые на рынке .

В соответствии со ст. 2 Закона о науке под инновационной понимается деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую) направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.

Инновация определена этим законом как введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике организации рабочих мест или во внешних связях. Особенно актуально для нас создание таких инноваций как новые виды товаров (услуг) и технологий.

Как видим, указанный Закон воспринял широкий подход - инновационная деятельность начинается с создания научного результата и завершается появлением на рынке товаров, технологий, в которых научные новинки воплощены.

Различные подходы в определении инновационной деятельности в нормативных правовых актах отражаются в доктрине: существуют различные точки зрения по поводу понятия инновационной деятельности.

Чаще всего инновационная деятельность определяется как широкое понятие, включающее создание результата интеллектуальной деятельности и воплощение этого результата в новые виды товаров 1 , как последовательно сменяющиеся правовые отношения, опосредующие действия, в процессе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется на рынке путем ее коммерциализации . При этом имеются в виду, прежде всего, прикладные исследования, то есть исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иногда к инновационной деятельности относят и фундаментальные научно-исследовательские работы, полученные знания в результате которых используются при проведении опытно-конструкторских работ, завершающихся в свою очередь разработкой проекта по продвижению новшеств на рынок .

Реже она определяется как деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг, работ), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках . В данном случае инновационная деятельность отсекает научно-техническую, она начинается с практического использования уже созданных, существующих результатов интеллектуальной деятельности.

Надо иметь в виду, что научная и инновационная - принципиально разные виды деятельности. Научная (научно-исследовательская) деятельность направлена на получение и применение новых знаний.

Считаем, что инновационная - предпринимательская деятельность, основанная на применении (внедрении) результатов научно-технической деятельности (например, изобретений). Если организация внедрила новинку и переходит к производству нового товара, она продолжает свою производственную деятельность, но на качественно ином - инновационном уровне. Инновационной деятельностью занимаются те, кто производит инновации. Инновации - введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях (ст. 2 Закона о науке).

Отметим, что Закон о промышленной политике разграничивает научно-техническую и инновационную деятельность. Так, ст. 12 говорит о поддержке научно-технической и инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики.

Инновационная деятельность характеризуется следующими признаками:

  • 1) непосредственная (ближайшая) цель этой деятельности - воплощение идеи, научно-технического результата в новые виды товаров, услуг, технологии. Эта цель достигается на этапе внедрения (практического использования результата интеллектуальной деятельности). На данном этапе создаются в условиях производства хозяйствующего субъекта опытные образцы, производится их испытание, осуществляется обучение персонала работе на новом оборудовании, с новыми материалами и пр. На этом этапе осуществляется освоение производства промышленной продукции, то есть проводятся мероприятия, обеспечивающие подготовку субъектов деятельности в сфере промышленности (далее - также промышленные предприятия) к выпуску ранее не производимой ими промышленной продукции или существенному увеличению количества ранее производимой промышленной продукции, и включающие в себя подготовку к вводу в эксплуатацию основных средств и их ввод в эксплуатацию, разработку и отработку технологических процессов, овладение практическими навыками производства промышленной продукции (п. 10 ст. 3 Закона о промышленной политике);
  • 2) конечная цель - получение прибыли. Эта цель достигается на этапе изготовления и выпуска на рынок новых товаров, использования новых технологий, в которых воплощены научно-технические результаты. Указанный этап завершается по достижении окупаемости инновационного проекта;
  • 3) основана на применении научно-технических результатов, в том числе результатов интеллектуальной деятельности. Законом о промышленной политике ставится задача (ст. 4) стимулировать субъектов деятельности в сфере промышленности осуществлять внедрение результатов интеллектуальной деятельности и освоение производства инновационной промышленной продукции.

Надо иметь в виду, что не любой научно-технический результат отвечает признакам практической применимости. Ведь он может быть создан в виде, понятном только разработчику. Он может быть зафиксирован на любом информационном носителе, например в виде чертежей, отчета, представленного сотрудником руководителю организации. Далеко не все подобные научные результаты, если они даже обладают патентоспособностью, находят практическое применение. Если, например, научная организация, сотрудниками которой создана научно-техническая разработка, не является участником инновационного проекта, ее разработки могут оказаться не востребованными. Причинами этого является, в частности, отсутствие опыта коммерциализации научных результатов у разработчиков и заинтересованности в их практическом применении у хозяйствующих субъектов. Принимается к внедрению научный результат, доведенный до состояния возможности практического применения. Это достигается описанием сфер, способов использования, алгоритма действий по внедрению результата. При наличии необходимых условий у разработчика этот этап может быть завершен созданием опытного образца. Внедряется научно-технический результат, преобразованный в научно-техническую продукцию.

Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации (ст. 2 Закона о науке).

Инновационная деятельность - производственная деятельность, осуществляемая при информационно-консультационной поддержке создателя научно-технической продукции. Она отличается от научной деятельности.

Научная деятельность носит творческий характер и осуществляется лицами профессионально и творческими для этого подготовленными.

На этапе изготовления новых товаров и их реализации на рынке представители научных организаций - разработчиков приглашаются при необходимости консультирования по вопросам устранения выявившихся в процессе использования потребителями новых товаров недостатков.

Инновационная деятельность осуществляется на основании и во исполнение инновационного проекта. Инновационный проект представляет собой комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и научно-технических результатов (ст. 2 Закона о науке). Закон не раскрывает, за исключением коммерциализации научно-технического результата, какие мероприятия составляют содержание инновационного проекта.

Инновационный проект можно определить и как комплекс юридически значимых действий, которые должны быть совершены исполнителями научно-технических работ, заказчиками, пользователями результатов интеллектуальной деятельности, которые в итоге приводят к появлению на рынке новых видов продукции, услуг, технологий в установленные сроки. Важным условием обеспечения непрерывности цикла от создания объекта интеллектуальной собственности (например, изобретения) до изготовления товаров, в которых оно воплощено, является финансирование проекта.

Инновационный проект может быть разработан хозяйствующим субъектом и реализован им самостоятельно. Если, например, в составе коммерческой организации есть научное подразделение, то в рамках организации создаются научно-технические результаты, на их основе производятся новые товары или совершенствуются уже выпускаемые. Внутри организации инновационный проект может быть оформлен приказом с указанием ответственных лиц на всех стадиях инновационной деятельности от создания научно-технического результата до производства и реализации инновационных товаров.

Возможно совмещение в одном проекте инвестирования и инновационной деятельности (инвестиционный проект инновационной направленности). Например, специальный инвестиционный контракт (ст. 16 Закона промышленной политике) может содержать перечень мероприятий, направленных на создание или модернизацию и (или) освоение производства промышленной продукции, не имеющей аналогов на территории РФ.

Взаимоотношения между научно-техническими и производственными организациями выстраиваются на основе договоров.

  • Стратегия, утв. распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. //СЗ РФ. 2012. № 1. Ст. 216.
  • Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы» // СЗ РФ. 1998.№ 32. Ст. 3886; Закон г. Москвы от 7 июля 2004 г. № 45 «Об инновационной деятельности в городе Москве» (закон утратил силу).
  • Коммерциализация - деятельность по вовлечению научножтехнического результата в экономический оборот. Это достигается передачей права на его использование хозяйствующим субъектам на основе, например, лицензионного договора.Коммерциализация предполагает мониторинг рынка, рекламу.

ЭКОНОМИКА И ПРАВО

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 343.3 Б.А. Коканов

ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационная деятельность развивается бурными темпами, но не имеет должного правового регулирования. Анализируется сложившаяся ситуация по регулированию инновационной деятельности в мире и в Российской Федерации.

Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, интеллектуальная собственность, малые инновационные предприятия.

Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского сообщества (ЕС), в США и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% общей численности работающих. Их доля в ВВП превышает 50%. Как свидетельствует зарубежный опыт, малое предпринимательство в инновационной сфере - первая по массовости и наиболее динамичная структурная составляющая рыночного инновационного потенциала промышленно развитых стран.

В странах Восточной Европы резкое сокращение государственных средств, выделяемых на научные разработки, привело к созданию альтернативных исследовательских и инновационных структур в форме малых государственных, кооперативных, акционерных и частных предприятий. Подобная система инновационного бизнеса обладает большими возможностями при организации производства на переходном этапе. Она способствует оживлению предпринимательской деятельности, созданию дополнительных рабочих мест.

В Чехии, например, реализуется программа «Прогрессивные технологии для малых и средних предприятий», в Венгрии создаются технологические парки, объединяющие ученых с предпринимателями, в Болгарии появились негосударственные фонды по обеспечению малого инновационного бизнеса. Договор об объединении Германии предусматривал специальную статью по созданию общегерманского научно-технического пространства, что позволило трансформировать инновационные структуры бывшей ГДР под западногерманскую модель.

В Г ермании на малые и средние фирмы приходится значительная часть изобретений и инноваций, так как они охотнее идут на внедрение нововведений, оперативно реализуют инновации, в том числе технологические. В части финансирования они имеют наиболее высокую долю расходов на НИОКР (6,1%). Малые фирмы стоят ближе к конечному потребителю, проявляют большую гибкость и приспособляемость к требованиям рынка, быстрее перестраивают производственную программу, максимально учитывают растущий спрос, оперативнее реагируют на структурные изменения в экономике. Государство стремится не столько защитить малый и средний бизнес, сколько создать для него равные условия для конкуренции с крупными компаниями. Придается важное значение укреплению связей малых и средних предприятий с наукой, привлечению их к работе государственных исследовательских центров. Министерство экономики Германии разработало программу «ЕвроФИТНЕС», задача которой заключается в оказании помощи малым и средним предприятиям в подготовке к функционированию в условиях единого внутреннего рынка ЕС. Таким образом, обеспечиваются стимулирование инновационной деятельности, расширение масштабов НИОКР, рост конкурентоспособности продукции.

В настоящий момент в мире можно проследить тенденцию активного стимулирования государством осуществления инновационной деятельностьи. Во Франции, например, были разработаны проекты о стимулировании изобретательства и поощрении новаторов, где для независимых новаторов предусматривается дополнительная скидка с налогов около 30 - 40%. Французское страховое общество предложило для мелких и средних фирм два новых вида контракта, разработанных совместными усилиями Патентного ведомства Франции и агентством ANVAR (Национальное агентство по использованию научных исследований). Первый из этих контрактов предусматривает страхование от различных видов риска, возникающего при реализации инноваций. Второй - гарантирует лицам, подавшим заявление на патентование или получившим патент, выплату судебных издержек, связанных с юридической защитой их прав в случае контрафакции. Кроме этого, во Франции же в соответствии с Законом от 23 декабря 1985г. №85-1376 научные исследования и технологическое развитие при-

знаются общенациональными приоритетными задачами. В приоритетном порядке предоставляются государственные ассигнования и создаются рабочие места для продолжения работ в области фундаментальных исследований, содействия научным разработкам на предприятиях, а также для поддержки новаторских предприятий и усилия передачи технологии малым и средним предприятиям.

Особое внимание необходимо обратить на стимулирование активности к занятию инновационной деятельностью со стороны государства в США посредством принятия многочисленных законодательных актов. Поскольку именно в этой стране с 80-х гг. развитию инновационного сектора уделяется особое внимание, так как инновационный путь, по мнению американских представителей, является одним из перспективных для поддержки экономических позиций государства . В качестве примера можно назвать следующие законодательные акты США:

Закон о развитии инноваций в малом бизнесе 1982 г. (Small Bussiness Innovation development act of 1982, Public law 97-219) , согласно которому малый бизнес является двигателем экономического роста. Закон обязывает Федеральные агентства США выделять ассигнования малому бизнесу на проведение НИОКР;

Закон Бай-Доула 1980 г. (Bayh-Dole Act of 1980, Public Law 96-517) предоставил университетам, коммерческим организациям и малым предприятиям права собственности на изобретения, созданные при финансовой поддержке правительства;

Закон о технологических инновациях Стивенсона-Уайдлера 1980 г. (Stevenson-Wydler Technology Innovation Act of 1980, Public Law 96-480) сыграл значительную роль в создании благоприятной среды для развития взаимовыгодной кооперации между частным и государственным секторами экономики. Этот законодательный акт предоставил широкие полномочия Министерству торговли США по повышению роли технологических инноваций в коммерческих и государственных целях, поддержке их трансфера.

Малые фирмы США, действующие в сфере науки, дополняют традиционные научноисследовательские и конструкторские комплексы промышленных предприятий и университеты, бесприбыльные исследовательские организации, государственные лаборатории, другие целевые структуры. По оценкам американских специалистов, не менее 1/8 ежегодно создаваемых в США малых фирм специализируются на разработке, производстве и коммерциализации новой продукции и технологий. Административные механизмы предусматривают распределение средств в пользу малых инновационных фирм. В настоящее время государством в той или иной форме финансируется до 1/3 расходов малых фирм на научно-технические исследования и разработки.

Исходя из мировой практики инвестиционные средства должны вкладываться в основном в капитал вновь созданных малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, на разработку, коммерциализацию и внедрение технологий наукоемких продуктов. Наглядным примером венчурных инвестиций является зарубежный опыт: например, в США большинство ведущих компаний в области компьютерных техники и технологий, таких как Microsoft, Intel, Apple Computers, Sun Microsystems, на этапе своего возникновения были профинансированы именно венчурными фондами. Для развития венчурного бизнеса в России в настоящее время сложились не самые благоприятные условия. Основными причинами этого являются, во-первых, стагнация на отечественном фондовом рынке, который составляет основу для обращения венчурного капитала, во-вторых, недостаток отечественных инвестиционных ресурсов и, как следствие, трудности с формированием российского венчурного бизнеса.

В России правовой базой инновационного процесса в настоящее время является законодательство в области интеллектуальной собственности. В соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации.

Приняты специальные законы, определяющие правовой режим изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ и баз данных, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров.

В отношении научной и научно-технической деятельности существуют нормы правового регулирования, которые закреплены в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Инновационные отношения же в основном регулируются международными договорами и соглашениями (Парижская конвенция по охране промышленной собственности, Евразийская патентная конвенция и др.).

Источники правового регулирования инновационной деятельности ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Отношения, возникающие в связи с созданием и использованием инноваций в предпринимательской деятельности, опосредуются различными договорами.

Г осударственной Думой РФ был принят ряд федеральных законов в области науки и инноваций: «О патентных поверенных» от 30 декабря 2008 г. №316-Ф3; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» от 2 августа 2009 г. №217-ФЗ; «О национальном исследовательском центре “Курчатовский институт”» от 27 июля 2010 г. №220-ФЗ; «Об инновационном центре “Сколково”» от 28 сентября 2010 г. №244-ФЗ.

Все эти документы обеспечивают формирование правовых основ осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности отдельными субъектами (элементами) инновационной системы. Как отмечалось ранее, специального федерального закона, регулирующего инновационную деятельность в целом по стране, пока не принято. При этом более чем в 50 субъектах Российской Федерации приняты региональные законы об инновационной деятельности .

Несмотря на это специальному законодательству в данной сфере предстоит еще развиваться, так как правовой режим некоторых объектов сформулирован лишь в виде общих понятий нормами общего законодательства (фирменное наименование, коммерческая тайна) или вообще не определен российским законодательством (открытия, рационализаторские предложения).

Задачей региональных органов власти в таких условиях будет являться разработка необходимых механизмов, способных привлечь коммерческие инвестиционные компании к инвестированию в малый бизнес в инновационной сфере (например, с помощью частичного гарантирования, разделения с инвестором определенных видов рисков, присущих отрасли).

Мировой опыт показывает, что все страны с развитой рыночной экономикой применяют определенные методы, средства и формы воздействия на предпринимательскую деятельность, из которых мы выделяем экономические и организационные.

Государственное и правовое регулирование осуществляется в рамках хозяйственного законодательства через систему устанавливаемых им нормативных актов (законы, постановления, указы и т.д.). Государственное экономическое регулирование предполагает внедрение в практику системы мер экономического и финансового воздействия на деятельность и развитие предпринимательства для установления оптимальных пропорций в национальной системе экономики, регулирование системы налогообложения и финансово-кредитных отношений, создание равных условий для осуществления хозяйственной деятельности предприятий.

С каждым годом усиливается роль негосударственной поддержки малого бизнеса. Негосударственная поддержка малого бизнеса включает в себя ассоциации, союзы, гильдии, российское агентство по поддержке малого бизнеса, лизинговые и франчайзинговые фирмы, бизнес-инкубаторы, учебные центры, страховые компании и т.д.

Однако без государственной поддержки и регулирования малый бизнес не в состоянии противостоять крупному и даже среднему капиталу, отстаивать свои экономические и социальные интересы. Об этом свидетельствует весь опыт развития мировой экономики.

Малое предпринимательство формирует в стране средний класс и способствует становлению инновационной экономики. Малые предприятия способны оперативно создавать новые рабочие места, стимулировать спрос и предложение, уменьшать безработицу. В настоящее время заметно активизировалась работа по формированию нормативной правовой базы антикризисного регулирования и стимулирования малого и среднего бизнеса.

Инновационная деятельность в нашей стране еще не имеет должного правового регулирования. На федеральном уровне не существует официального документа, регулирующего инновационную деятельность, несмотря на то что во многих регионах такие законы приняты. В настоящее время существуют более 400 нормативных актов государственной власти субъектов Российской Федерации, в той или иной мере использующих понятия «инновация», «инновационная деятельность» и «инновационная политика». Таким образом, прослеживается необходимость принять единый нормативноправовой акт, регулирующий данную область.

2011. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Рос. газ. 2009. № 7.

2. Мамедов А.А. Инновационная деятельность в России: проблемы правового регулирования // Налоги. 2009. №5.

3. Тодосийчук А.В. Правовые основы формирования инновационной экономики // Менеджмент инноваций. 2011. № 1.

4. URL: http://www.legifrance.gouv.fr/

5. URL: http://thomas.loc.gov/cgi-bin/bdquery/D?d096:2/temp/

6. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Bayh-Dole_Act

7. URL: http://www.csrees.usda.gov/about/offices/legis/techtran.html

Поступила в редакцию 07.07.11

Sources of legal regulation of innovative activity

Nowadays, innovative activity develops very quickly but it does not have a proper legal regulation. The author aims to analyze a current situation on the regulation of innovative activity both in the world and in the Russian Federation.

Keywords: Innovation, innovative activity, intellectual property, the small innovative enterprises.

Коканов Бауржан Ахметович, аспирант Kokanov B.A., postgraduate student

ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный университет» Astrakhan state university

414041, Россия, г. Астрахань, ул. Восточная, 38 414041, Russia, Astrakhan, Vostochnaya st., 38

На современном этапе рамки инновационной деятельности в России постепенно расширяются с активным проникновением института инноваций в сферу бизнеса через предпринимательские структуры как в отраслях с крупным наукоемким производством, так и в малом предпринимательстве. К инновационной деятельности можно отнести комплекс научно-технических и посреднических работ, реализуемых в народном хозяйстве:

Организация внедрения тиражирования изобретений, «ноу-хау», научно-технических разработок, включая создание опытных образцов, проведение испытаний, разработку и передачу технологий и научно-технической документации, подготовку производства, проведение патентных исследований, дизайнерских работ;

Организация информационного поиска, создание и ведение баз данных;

Проведение научно-исследовательских, проектных и опытно-конструкторских, маркетинговых исследований, связанных с инновационным процессом;

Организация экспертизы проектов, проведение конкурсов, консалтинг;

Решение организационно-правовых, экономических, управленческих проблем, связанных с повышением эффективности производства, экономией сырья, материалов и энергоресурсов, улучшением обеспечения потребностей населения в товарах и услугах, с повышением экологической безопасности;

Подготовка и повышение квалификации кадров в области интеллектуальной деятельности, новых технологий, рыночных механизмов;

Проведение работ в области создания информационных технологий и продуктов;

Пропаганда достижений науки и техники, выставочное и издательское дело;

Международное научно-техническое сотрудничество.

В целом указанные направления связаны с инновационной деятельностью. Однако при их детальном рассмотрении необходимо обратить внимание на то, что из них следует выделить саму инновационную деятельность, которая отлична от сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), поскольку именно она представляет собой сам процесс использования нововведений в целях получения прибыли коммерческими предприятиями как главной задачи любого субъекта предпринимательства.

В качестве соответствующего инновационного продукта могут быть новые изобретения, изделия, технологии, управленческие механизмы, что является результатом инновационной деятельности. Исходя из такого подхода более точно инновацию (нововведение) можно определить как конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. С учетом этого в зависимости от характера деятельности производителей и потребителей определенных нововведений в предпринимательской сфере следует выделить инновации, прежде всего, в сфере производства и оказания услуг.

В производственной сфере предпринимательства принято выделять два вида инноваций: продуктовые и процессные. К продуктам относятся инновации, воплощенные в технологически новом либо в существенно улучшенном продукте. Именно технологически новый продукт следует рассматривать ядром продуктовых инноваций, поскольку таковым является тот продукт, который по своим конструктивным признакам, использованным для его изготовления материала, не имеет аналогов, что свидетельствует о присущей ему инновационной новизне, внедряемой в промышленном производстве. Исходя из этого, для характеристики технологически улучшенного продукта значимыми уже будут такие условия, как наличие определенного продукта, который в результате соответствующих инноваций претерпел, например, ряд существенных изменений, способствовавших получению ощутимого экономического эффекта от их использования.

Процессные инновации, в отличие от продуктовых, проявляются непосредственно не в виде нового оборудования, машин или материалов, а в виде внедрения технологически новых процессов производства либо их совершенствования путем существенного улучшения организации производственных циклов по изготовлению той или иной товарной продукции. Направленность таких инноваций заключается в повышении эффективности производства через использование новых либо усовершенствованных традиционных методов организации производственных процессов. Наряду с изложенным следует отметить, что для инноваций в рассмотренных сферах характерны такие общие черты, как применение отличающихся новизной разработок, технологий или знаний, что может быть воплощено в конструктивно новые технические продукты (машины, оборудование), программные средства, в которых нашли отражение не имеющие аналогов или усовершенствованные технологические процессы либо процедуры взаимодействия участников соответствующих системных методов управления бизнесом субъектов предпринимательства в отдельно взятом сегменте рыночной экономики в масштабах региона, страны. В результате, говоря о главной цели использования инноваций предприятием и другими видами субъектов предпринимательства, необходимо выделить устойчивое получение ими дополнительной прибыли в условиях рыночной конкуренции, основываясь на хозяйственной самостоятельности с возможным несением имущественного риска.

Для полноты характеристики инноваций по видам их необходимо различать по функциональному назначению, а именно: инновации производственные, организационно-экономические и управленческие, в социально-политической области и в сфере духовного производства (наука, культура, образование, искусство и др.). Кроме того, по уровню новизны, что уже отмечалось, принято различать: базисные инновации, т.е. нововведения, основанные на фундаментальных научно-технических результатах и направленные на освоение принципиально новых научно-технических систем и технологий; улучшающие инновации с созданием новых машин и материалов, направленностью которых является совершенствование параметров выпускаемой продукции, технологий. Приведенные классификации инноваций не исключают возможности их деления на виды по другим основаниям. Так, инновации можно различать по видам в зависимости от источников их финансирования, субъектного состава, генерирования и использования результатов инноваций, юридическим формам регулирования отношений участников инновационного процесса. Определяя инновации как собирательное понятие нововведений, целесообразно учитывать, что они проявляются как научные, конструкторские или технологические идеи, принципы, механизмы, организационные решения, принципиально новые технологии, а также усовершенствования или рационализация применяемых технологий. Вместе с тем сами по себе инновации - это результат (итог) процесса, который именуется инновационной деятельностью, представляющей собой разнообразные отношения, складывающиеся между ее участниками.

В понимании инновационной деятельности, как и инноваций, в отечественной экономической и правовой науке существуют различные подходы. В экономической науке чаще всего под инновационной деятельностью понимается «порядок создания нового товара от формирования его идеи до освоения производством, выпуска, реализации и получения коммерческого эффекта» . Если рассматривать разработки представителей правовой науки, то в них также наличествует множество определений рассматриваемого понятия.

Согласно Основным направлениям политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации М.Фрадковым от 5 августа 2005 г. N 2473п-П7, под инновационной деятельностью понимается выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных:

На создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);

Создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;

Применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.

Политика Российской Федерации в области развития инновационной системы базируется на равноправном государственно-частном партнерстве и направлена на объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора экономики для развития инновационной деятельности. При этом целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.

Создание благоприятной правовой среды в отношении инновационной деятельности предусматривает совершенствование законодательства по следующим направлениям:

Охрану, использование и защиту результатов интеллектуальной деятельности;

Определение правовых норм, регламентирующих использование ресурсов систем научно-технической и военно-технической информации для информационной поддержки инновационной деятельности, включая обмен знаниями и технологиями между оборонно-промышленным и гражданским секторами экономики;

Создание правовых условий для консолидации усилий федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления по формированию инновационной системы;

Расширение полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по ресурсной поддержке инновационной деятельности;

Разработку и реализацию мер налоговой, таможенной и тарифной политики, нацеленных на стимулирование коммерциализации и внедрения в производство новых технологий;

Создание нормативно-правовой базы, направленной на формирование благоприятной среды для привлечения частных инвестиций для финансирования инновационной деятельности, включая развитие форм совместного финансирования инновационных проектов за счет средств федерального бюджета и средств частных инвесторов;

Создание институциональных и правовых условий для развития венчурного предпринимательства в области наукоемких инновационных проектов.

Согласно Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в п. 2 ст. 11, определяющем принципы государственной научно-технической политики, в п. 1,2 и 4 ст. 112, закрепляющих объем компетенции органов государственной власти РФ и ее субъектов в области формирования и реализации государственной научно-технической политики, только упоминается понятие «инновационная деятельность» без какой-либо его содержательной характеристики. При этом данное понятие фигурирует в условиях соответствующих норм настоящего закона вместе с такими понятиями, как научная и научно-техническая деятельность, что свидетельствует о признании законодателем различий между этими видами деятельности.

С учетом этого обстоятельства отметим, что в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» под научной деятельностью понимается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний как фундаментального, так и прикладного характера. Тогда как научно-техническая деятельность определяется как деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения системного функционирования науки, техники и производства. Кроме того, с учетом рассматриваемых проблем следует принять во внимание данные в этом законе определения научно-технического результата и продукции. Так, если научно-техническим результатом признается продукт научной или научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения, зафиксированные на любом информационном носителе, то к научно-технической продукции отнесен сам научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности.

Закон о науке прямо предусматривает развитие государственной политики в отношении науки. Основными целями государственной научно-технической политики являются развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач, обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции, улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства, укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства, интеграция науки и образования.

К мерам государственной поддержки научной, технической и инновационной деятельности относят следующие, которые разбиты по направлениям деятельности государства:

В области финансов;

Области сохранения и подготовки научных кадров;

Области совершенствования структуры государственного сектора науки и высоких технологий, укрепления материально-технической базы науки, повышения эффективности использования государственного имущества;

Области эффективного использования результатов научной и научно-технической деятельности и создания условий для их коммерциализации.

Концепция развития науки определяется Стратегией развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г., утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15.02.2006 № 1) , которая в качестве генеральной цели стратегии определяет развитие научного потенциала и превращение его в важную часть экономики страны. Данный документ имеет долговременное действие и разбивает процесс развития науки в указанный период на три этапа, опосредующие определенный набор задач. На первом этапе приоритетом выступают развитие фундаментальной науки, стимулирование внедрения в предпринимательство инновационных технологий, создание недостающих элементов инновационной инфраструктуры, т. е. отдельных отраслей научных и научно-технических знаний, а также подведение их под международные принципы. Второй этап предусматривает включение инноваций в глобальную экономику, реализацию крупных научных проектов, создание целостной инновационной системы. В третьем этапе должны будут проводиться развитие сектора исследований, изменение реализации крупных проектов в связи с развитием науки, развитие инновационных систем в соответствии с зарубежными стандартами.

В целом инновации дифференцируются по отраслевому признаку: в топливной, полиграфической промышленности и металлургии, где преобладают технологические инновации; а в остальных отраслях - продуктовые, на которые приходится почти две трети всех затрат. Любая инновационная деятельность является предпринимательской и основана:

− на поиске новых идей (от нового продукта до новой структуры) и их оценке;

− поиске необходимых ресурсов;

− создании и управлении предприятием;

− получении денежного дохода и личном удовлетворении достигнутым результатом.

При этом для регулирования инновационной деятельности сегодня не существует специального законодательства, посвященного инновационному предпринимательству, поэтому используются общие законы, направленные на регулирование инновационной деятельности в целом. Не существует и определенной системы законодательных актов, способствующих ее активизации. Правовая незащищенность инновационного предпринимательства, деятельность которого связана с большими рисками, делает инновационную сферу недостаточно привлекательной для российских и зарубежных инвесторов. Хотя при этом данная сфера бизнеса является зоной потенциально благоприятной и привлекательной для инвестирования при наличии комплексного правового регулирования, которое подразумевает максимальную широту охвата и согласованность использования государственной поддержки инновационного процесса.

Правовая база, регламентирующая развитие инновационной инфраструктуры и инновационное предпринимательство, может быть охарактеризована как многоуровневое и слабо структурированное правовое образование, складывающееся из нормативно-правовых актов различной отраслевой принадлежности, направленных на регулирование отношений с не четко определенным особым субъектным составом и недостаточно согласованным понятийным аппаратом. Тем не менее, можно констатировать, что начато формирование отдельных блоков нормативно-правовых актов, которые определяют основные институциональные особенности, правовые контуры преобразования законодательства в этой предметной области. Анализ правовой базы показал, что возможно классифицировать нормативно-правовые акты, направленные на регулирование инновационной деятельности, по следующим признакам:

Юридическая сила нормативно-правовых актов (федеральные законы, подзаконные акты, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, локальные акты предприятий), определяющая принципы непротиворечивости правовых актов;

Нормативное содержание нормативно-правовых актов (общие правовые предписания или специальное правовое регулирование), например, Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и Программа развития наноиндустрии в Российской Федерации до 2015 года (одобрено Правительством РФ от 17.01. 2008) ;

Отраслевая принадлежность (гражданское, финансовое, экологическое право и т.д.): Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ;

По сфере народного хозяйства (металлургическая, химическая, легкая промышленность, фармацевтика, транспорт, электроэнергетика и др.), например, Приказ Минпромэнерго РФ от 14.03.2008 № 119 «Об утверждении Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года», Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «Об электроэнергетике» и Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» и др.;

По региональной ориентированности, например, Распоряжение Правительства РФ от 05.07.2010 № 1120-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года», Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2010 № 1485-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года» и т.д.

Основными направлениями формирования правовой среды, связанными с обеспечением благоприятных условий для развития инновационной инфраструктуры и инновационного предпринимательства являются положения:

О науке и научно-технической деятельности;

Предпринимательской деятельности и формах ее осуществления;

Интеллектуальной деятельности, а также коммерциализации и внедрении в производство новых технологий;

Инвестиционной деятельности;

Налоговом, таможенном и тарифном регулировании.

Отсутствие базового законодательного акта, который бы закреплял понятие и виды инноваций с учетом современных мировых тенденций, механизм осуществления инновационной деятельности, порядок ее поддержки со стороны государства в наукоемких сферах производства, формы стимулирования привлечения иностранных инвестиций для активизации нововведений в ключевые для современной экономики области, включая информационные технологии.

Если сопоставить нормативные правовые акты действующего законодательства, в той или иной мере предназначенные для регулирования отношений, связанных с инновационной деятельностью, то из их числа можно сгруппировать несколько блоков правовых источников в зависимости от их формы и целевой направленности. Так, следует выделить законодательные акты с нормами, призванными регулировать в качестве объекта интеллектуальную собственность, научно-техническую деятельность и отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов - объектов промышленной собственности. С учетом вышеуказанного следует подчеркнуть, что правовой базой инновационных процессов в России на сегодняшний день является законодательство об интеллектуальной собственности, принятие которого в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ находится в федеративном ведении.

Согласно ст. 138 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) в качестве интеллектуальной собственности признается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции и выполняемых работ или услуг. Вместе с тем в ГК РФ нет специальных норм, определяющих инновационную деятельность как объект регулирования, что дает основание для констатации факта отнесения законодателем инноваций к специфическому объекту, который не может быть отнесен к традиционным гражданско-правовым институтам.

Вопросы правовой охраны интеллектуальной собственности являются весьма важными в инновационной сфере, так как призваны обеспечить основу инновационного предпринимательства и являются необходимым условием конкурентности и коммерческой привлекательности. Согласно ст. 2 ГК РФ под предпринимательской понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом не всякое предпринимательство является инновационным, а лишь такое, которое позволяет извлечь предпринимательский доход в результате создания производства, использования или диффузии инновационного продукта. Следовательно, инновационное предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от инновационной технологии и/или инновационного продукта.

Помимо вышеперечисленных факторов, влияющих на становление и развитие венчурной деятельности, следует выделить проблемы стандартизации и управления качеством. При решении вопросов сертификации и контроля качества инновационной продукции гарантируется определенный уровень качества продукции и технологий. В рыночных условиях они представляют собой часть более широкого понятия - «управление качеством продукта» как совокупности форм и методов достижения определенных потребительских свойств товара, обеспечивающих определенную конкурентоспособность выпускающей его фирме при производстве и продвижении товара на рынок к потребителю.

В сравнении с указанными актами Закон о техническом регулировании нацелен на установление требуемых со стороны государства технических параметров, которые должны предъявляться в отношении продукции, процессов проектирования (включая изыскания), используемых в различных сферах производства, строительства, монтажа, наладки и т. д.

Система управления качеством, обеспечение установленных технических требований при разработке и внедрении в производство инновационного продукта должны быть включены в организационный механизм осуществления инновационной деятельности. Инновационный продукт, запущенный в массовое производство, должен быть обеспечен гарантией надлежащего качества, за которое могут нести солидарную ответственность предприниматель-разработчик инновационного продукта и производитель. Именно эти субъекты инновационного предпринимательства заинтересованы напрямую в обеспечении конкурентоспособности.

Предыдущая
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: