Посеешь привычку пожнешь характер как понять. Привычка меняет мир

Древний философ Конфуций сказал: "Посеешь мысль - пожнешь поступок; посеешь поступок - пожнешь привычку; посеешь характер - пожнешь судьбу".

Подобного рода изречение мы можем встретить у китайского философа Лао-Цзы: "Будьте внимательны к своим мыслям - они начало наших поступков".

Так что же такое мысль и почему она так важна в отправном пункте к нашей судьбе?

Наша Вселенная непостижима, и существует множество гипотез на тему происхождения и сущности мысли. Поэтому этот вопрос остается открытым на сегодняшний день. Прежде всего мысль - это то, что несет в себе какую-то информацию. Основное воззрение заключается в том, что своими суждениями мы формируем реальность. Но правдоподобно ли это, если мысль нематериальна? Возможно, так как мысль находится не в голове, а в метафизическом пространстве, в хранилище прошлого, настоящего и будущего. Люди, в отличие от животных, которые руководствуются своими природными инстинктами, вправе выбирать свою судьбу и утверждать смело: "Посеешь привычку - пожнешь характер". Каждый человек в силах создать любой желаемый ему мир, главное - это быть осознанным и настойчивым в своем стремлении к идеальному образу. Так и происходит материализация мыслей в поступки.

Как же это происходит на практике?

Если бы мысль изначально была материальной, тогда то, о чем мы думаем, находило бы свое место в реальности. К счастью, этого не происходит. Наша способность думать - весьма интересный процесс. Если закрыть глаза и понаблюдать за своими мыслями, то в какой-то момент приходит осознание, что мысли рождаются одна за одной словно извне, то есть мы находимся в роли наблюдателя. В зависимости от интеллекта и мировоззрения человек подключается к своему тематическому сегменту получения информации. Это работа нашего окружающего мира, то есть метафизического пространства.

Через размышление рождается намерение и замысел что-либо сделать. Поэтому каждый человек должен понимать, что все наши поступки имеют свое начало в наших мыслях.

Посеешь поступок - пожнешь привычку

Существует две причины, почему людям сложно меняться. Почему вечером мы решаем начать бегать с утра, а на следующий день придумываем массу отговорок, чтобы избежать пробежки? Ученые доказали, что человек привыкает думать и действовать по одному стереотипу. Человеческий мозг состоит из множества нейронов, которые образуют нейронные связи. Так, что же такое привычка? Из вышесказанного следует, что привычка - это электрохимический путь от одного нейрона к другому. Это постоянные,повторяющиеся действия изо дня в день. Например, привычка пить кофе или чистить по утрам зубы. Но порой люди влюбляются в свои шаблоны поведения, которые ведут человека к неудовлетворенности в жизни. Такие привычки называются вредными. Это те, которые забирают энергию, ухудшают внешний вид и оказывают пагубное влияние на здоровье. Вот примерный список вредных привычек:

  • Игромания.
  • Наркомания.
  • Курение и алкоголь.
  • Лень и малоподвижный образ жизни.
  • Переедание.
  • Несоблюдение режима дня и поздний отход ко сну.

Это только малая их часть, так как вещей, которые способны отравлять жизнь человеку, неимоверное множество.

"Посеешь привычку - пожнешь характер": смысл выражения

Человек - эти симбиоз двух составляющих: темперамента и духовного характера. То, есть в человеке, - биология и генетика. Это те составляющие личности, которые люди не в силах изменить и как-то на них повлиять. Название этому - темперамент, и он бывает четырех типов:

  • Сангвинический.
  • Холерический.
  • Меланхолический.
  • Флегматический.

Все люди разные, и это прекрасно. У каждого свой темперамент, и надо это ценить и уважать в себе. Так как же привычка формирует нас, и в чем смысл поговорки: "Посеешь привычку - пожнешь характер"?

Духовный характер - это зона свободы человека, то, что он сам строит. Для древних греков характер - это печать. Что же составляет наш характер? Пословица "Посеешь привычку - пожнешь характер" обусловлена многими факторами. Прежде всего это нравственные привычки, которые воспитываются с самого детства. Самый легкий способ выжить - скопировать характер тех, кто занимается твоим воспитанием. Они уже выжили, следовательно, их характер адаптирован. Именно такой метод формирования характера выбрала природа: дети копируют своих родителей. Та информация, которая получена в детстве, является базисом для дальнейшей жизни. Человек становится тем, кем он хочет стать. Характер человека определяется тем, какие решения он принимает.

Личностное формирование в гармонии тела и духа

Если человек состоит только из темперамента, то он детерминирован, в нем нет свободы. Просто биологический продукт, которому не нужно думать, не нужно отвечать за свои поступки. Но когда человек строит свой характер - это уже его духовный аспект личности. Также, отрицая свою биологию, человек, не видя ограничений, может привести свою жизнь к катастрофическим последствиям в сфере природы. А если отрицает свой дух - это отрицание своей свободы и ответственности. Поэтому только гармония биологии и духа могут привести к формированию личности.

Адаптация характера к окружающим условиям

Каждый из нас наделен своими особыми чертами характера. Но есть такое понятие, как адаптация характера к окружающему нас миру. Чем более мы адаптированы, тем спокойнее будет складываться наша жизнь. Адаптированные люди чувствуют себя комфортно в любых жизненных ситуациях. Они обладают исключительной гибкостью характера и умеют подстраиваться под объективную обстановку. Умный человек - это максимально адаптированный человек.

Сила воли - сила характера

Все мы знаем людей, которые добиваются своей цели. Другие же годами не могут похудеть, бросить курить или записаться на курсы английского языка. Часто между этими людьми нет никакой разности. Они не умнее и не красивее других, но есть одно качество, которое их отличает. Это качество - сила воли. Очень часто люди думают, что ее можно развить. Но, увы, сила воли - это более прирожденная черта, нежели приобретенная. Поэтому силу воли развить нельзя, но можно начать работать над своими привычками.

Привычка: как с ней бороться

Все вредные привычки и пристрастия соблазняют нас потому, что обещают нам удовольствия. Как же научиться не давать слабину и избегать лени? Держать в голове список вредных привычек и не поддаваться соблазну? Можно ли применить некую стратегию и начать двигаться к своим целям и мечтам? Чего же не хватает? Ответ предельно прост - не хватает привычки делать что-либо и мотивации.

Необходимо научиться делать избегаемые вещи автоматически. Ведь сначала рождается мысль, потом действие, затем привычка и характер. Первое - это правильный настрой и фокус мысли на желаемом действии. Правило маленьких шагов и правило регулярности также способствует формированию привычки.

Мотивировать на формирование привычки могут книги, люди, места, мероприятия и иные способы, которые будут питать ваш разум. Но когда человек подпитывается чем-то, это не должно стать одержимостью.

Итак, подводим итоги. Мысль, действие, привычка и характер. Окружайте себя нужной информацией и мотиваторами, из которых можно черпать силы и мотивацию.

Посеешь характер - пожнешь судьбу

Этот принцип лежит в основе культур многих народов. Наша судьба состоит из многих компонентов, которые важно понимать. Поступки из прошлого, влияние времени, наши мысли, наше настроение и наш характер.

По этому принципу судьба находится в руках самого человека. Посеешь привычку- пожнешь характер.

В уроке принимают участие ученики 4-х классов, 5 групп по 5 человек.

Образовательная цель: создать условия для формирования представлений омногообразии черт характера и о способах его сознательной коррекции.

Задачи:

  1. Формирование ценностно-смысловой компетенции:
  • развивать способность осознавать свою роль и предназначение в окружающем мире
  • развивать умение выбирать целевые установки для своих действий и поступков, умение принимать решение.
  1. Формирование общекультурной компетенции:
  • установить взаимосвязь между личными и общечеловеческими ценностями
  • расширить представления о духовно – нравственных основах жизни человека, социальных, общественных явлениях и традициях.
  1. Формирование коммуникативной компетенции:
  • формировать навыки работы в группе
  • способствовать овладению различными социальными ролями.

При проведении урока используются дидактически оправданные приемы рефлексии, связанные с рефлексией ценностей.

Интерактивные приемы, используемые в ходе проведения мероприятия: работа в малых группах сменного состава, “каждый учит каждого”, займи позицию (“шкала мнений”), “дерево решений”.

Рисунок 1

Этапы занятия Ход занятия Примечания

1. Актуализация знаний

Вопрос для всех участников дискуссии. Cегодня у нас не обычный урок, а урок философского общения. Ребята, работать вы будете в группах, в каждой группе есть 3 постоянных участника и 2 помощника, которые будут меняться в течение занятия.

У вас на столах стоят сигнальные карточки, а у помощников сигнальные круги. Напоминаю вам, если вы согласны с утверждением, показываем зеленую сторону, если не согласны, то красную.

Обсуждение в группах вы будете заканчивать по сигналу колокольчика.

Появляются слова (прочитайте слова на слайде):
  • Волевой
  • Легкий
  • Сильный
  • Слабый
  • Склочный
  • “Сибирский”
  • “Золотой”

К какому одному слову можно отнести все эти эпитеты?

Презентация, слайд 1
Работа в группах (у каждой группы листы бумаги, маркеры).

Защита своего выбора каждой группой.

Работа в группах над выведением понятия характер.

С чем ассоциируются у вас это слово, изобразите схематично на листе или напишите, объясните свою точку зрения.

Большинство ваших ассоциаций достаточно полно отражают представление о характере, возьмем одну из них как опору для нашей работы на уроке.

Характер, что это такое? Как вы считаете? Как проверить правильность высказываний?

У вас на столах лежат листы с определениями, взятыми из различных источников. Обведите более точное и понятное для вас. Кто справится, поднимает руку.

У кого другой выбор? Зачитайте.

  • Если одно мнение: “Определение, взятое из (называется источник) наиболее полно и ясно трактующее понятие характер”.
  • Если разные мнения: “Понятие трактуется с разных точек зрения, но все это присуще именно характеру”.
Камень - твердость, тесто - мягкость, дерево - может изменяться, кристалл – многогранный.

Выбор рисунка-опоры.

(дерево)

В справочной литературе.

Пока обводят нарисовать рисунок – опору на доске.

Проверка: читает одна из групп.

Определения выставляются на доску в корень дерева.

<Рисунок 1>

Смена помощников

Физкультминутка

Мы определили, что такое характер, дадим возможность поработать другим ребятам в группах, все встали, помощники поменяйтесь, а те, кто остается на местах, отдохнем, выполним упражнения под музыку.
Работа в группах над чертами характера Как называют отличительные особенности характера?

Какие черты характера вы знаете?

Все черты характера названы верно, некоторые из них выписаны на отдельных листочках, вам предлагается поработать на магнитных досках и разделить черты характера на группы. (Упорство, упрямство, щедрость, расточительность, любопытство, любознательность, застенчивость, скромность, самостоятельность, самоуверенность).

Проверка.

Посмотрите на результаты работы других групп, сравните. По какому признаку вы разделили качества характера на группы?

Кто разбил по другому признаку? (если есть три группы: выслушать мнения детей)

Черты характера

Карточки, магниты, магнитные доски.

При проверке доски выставляются, различия выделяются сигналом - красный магнит.

На 2 группы:

  • положительные
  • отрицательные.

На 3 группы:

  • положительные
  • отрицательные
  • могут быть положительными или отрицательными в зависимости от жизненной ситуации.
Обсуждение качеств, выделенных красным сигналом.

1.Что означает качество? Где более точно можно узнать значение слова?

2. Как это качество проявляется в жизненной ситуации, приведите примеры.

Положительные качества характера так же называют сильными сторонами личности, так как они помогают человеку жить среди других людей и занять достойное место в обществе.

Ответы детей

1. Можно посмотреть в справочной литературе.

3. На дереве появляются положительные качества, отрицательные качества

<Рисунок 1>

2. Постановка проблемы
Постановка проблемы: Посмотрите на фотографии.
  • У кого из этих людей сформированы определенные черты характера? Почему?
  • Какие вопросы у вас возникли?
  • По внешнему виду сложно говорить о характере человека. Какой еще вопрос возникает?

Если затруднения.

Я прожила примерно столько же, сколько эта девушка, значит, если исходить из того, что характер формируется с течением времени у меня с ней одинаковый характер?

Какой же возникает вопрос?

Выскажите мнения.

Презентация , слайд 2

У взрослого человека.

Какой у нее характер?

(у девушки)

Что повлияло на ее характер?

Нет, разный.

Что влияет на становление характера?

Семья, образование, круг общения, темперамент, климатические условия, умение приложить усилия для достижения цели.

Игра “Аукцион” Для более точного ответа на вопрос: “Что влияет на становление характера?”, - я предлагаю вам сыграть в “Аукцион”.

Это товар: семья, образование, круг общения, темперамент, климатические условия, умение приложить усилия для достижения цели, чтобы вы могли купить его, вы должны доказать, что допустим семья влияет на становление характера.

  • Я выставляю на торг слово “Семья”, кто покупает?
  • Докажите, что семья влияет на становление характера. Продано…

А сейчас смена помощников и небольшой отдых…

Смена помощников

Физкультминутка

Среди купленных товаров всегда есть то, что более ценно и необходимо, что на ваш взгляд самое ценное? Все купленное помещается на дерево

<Рисунок 1>

Высказывания детей

Просмотр презентации
  • Посмотрите презентации о двух исторических личностях, сравните их судьбы и подумайте, какой из купленных вами товаров больше повлиял на ход их жизни.
  • Сделайте вывод, какой из товаров, купленных вами, самый необходимый в жизни каждого человека.
  • Почему вы пришли к такому выводу?
Презентация , слайд 3-7

При просмотре презентации дети два раза делают прогнозирование о судьбе Петра 3:

О Ломоносове – просмотр.

Презентация , слайд 8-15

Умение приложить усилия для достижения поставленной цели.

3. Самостоятельная работа по карточкам.

Работа по группам с карточкой. Это умение надо в себе развивать, для этого надо совершать определенные действия, они выписаны на листах, которые у вас на столах, обсудите в группе, какие 5 вы считаете наиболее важными и закрасьте кружок рядом.
  • Быть настойчивым
  • Быть решительным
  • Не расстраиваться при неудаче, ошибке, не торопиться
  • Не ждать быстрого результата
  • Не торопиться
  • Верить в успех
  • Верить в то, что всему можно научиться
  • Поддерживать друзей в трудную минуту
  • Не унывать
  • Не пасовать перед трудностями
  • Не сдаваться
  • Не стесняться просить помощи
  • Не бросать начатое дело
Заканчиваем по звонку.

Дети работают в группах по общей карточке.

Одна группа зачитывает свой вариант слов, другие дополняют, в это время названное появляется на дереве.

<Рисунок 1>

4. Итог занятия

Кто для человека должен совершать все эти действия?
  • К какому выводу вы пришли?
  • А зачем человеку работать над своим характером?
  • Все это влияет на ход жизни человека, поэтому, недаром говорят… “Посеешь характер - пожнешь судьбу”.
  • Эта пословица определяет тему сегодняшнего занятия и является руководством к действию: “Построй свою судьбу сам!”
Каждый сам.

Высказывания детей.

Презентация, слайд 16.

5. Рефлексия

Чтобы понять, ценность занятия для каждого из нас мы проведем небольшой опрос по поднятой руке. Когда услышите, что было особенно ценным на занятии поднимайте руку
  • Получение новой информации
  • Деловое общение во время работы
  • Полученный результат
  • Возможность проявить себя и услышать слова одобрения
  • Процесс личной деятельности
  • Получение оценки

Выполните тест, определите какой у вас характер и подумайте, над чем нужно работать.

Голоса заносятся в таблицу, делается обобщение.

Каждому ребенку выдается тест. .(см. ниже)

Тест “Каков Ваш характер”

Ответьте “Да” или “Нет” на следующие вопросы:

  1. Уважаете ли Вы дружбу?
  2. Привлекает ли Вас что-то новое?
  3. Предпочитаете ли Вы старую одежду новой?
  4. Притворяетесь ли вы довольным без всякой на то причины?
  5. Меняли ли Вы в детстве более трех раз профессию, которую собирались выбрать?
  6. Теряете ли Вы уверенность в себе, когда Вам предстоит решить трудную задачу?
  7. Коллекционируете ли Вы что-нибудь?
  8. Часто ли Вы меняете свои планы в последний момент?

Запишите себе по одному очку, если Вы ответили “Да” на вопросы:1,3,7. И столько же за ответы “Нет” на вопросы: 2,4,5,6,8. Затем подсчитайте набранные очки.

Свыше 6 очков: Вы уравновешенный человек, у вас легкий характер.

От 3 до 6 очков: Ваш характер не назовешь легким. Ваше хорошее настроение легко может превратиться в плохое. Не забывайте, что только проявляя настойчивость, Вы будете преуспевать в жизни.

Менее 3 очков: Почему Вы не верите в свои силы? Нужно больше доверять людям и поискать себе друзей среди тех, кто Вас окружает.

В последнее время актуальность публикаций в социальных сетях выше, чем во многих СМИ. И часто их темы (в данном случае довольно популярного в Улан-Удэ паблика "Аноним 03") находят свое развитие уже на страницах печатных изданий. Общественное мнение встревожено ситуацией с распространением в школах города вещества, содержащего никотин, под названием "насвай".

В дополнение к мнению коллеги в статье, хочу уточнить несколько немаловажных моментов. Все зависимости в большинстве своем возникают,когда вещи не называют своими именами. Бытовой алкоголизм гордо прикрывается лозунгом "культурное употребление алкоголя", никотиновая зависимость -"вредной привычкой".

Как говорят в народе, посеешь привычку-пожнешь судьбу. Для того, чтобы подросток никогда не употребил насвай, нужно четко вслух вместе с ним проговорить его составляющие части: "Насвай - это смесь никотина, изестки и куриного г....". Причем в данном случае слово должно быть произнесено именно таким образом, и не иначе. Не "помет", ни "экскремент", а именно "г....". Ни один подросток не захочет добровольно положить в рот это самое г....

Следующий момент немного сложнее. Для того,чтобы Ваш ребенок не стал зависимым, Вы сами не должны демонстрировать ему зависимое поведение. Проще говоря, если папа или мама курят (зависимы от никотина), или педагог позволяет себе "культурно употреблять" алкоголь вне стен школы, тем самым становясь проводником алкогольного поведения, эффективность воспитательных мер таких родителей и педагогов сводится к нулю.

Не стоит забывать и о профессиональной помощи. Не стесняйтесь искать и получать ее из рук специалистов, не замалчивайте проблему, если она есть. Обращайтесь к Вашему школьному психологу, к подростковому наркологу РНД (помощь анонимна и бесплатна), к психотерапевту. Не пытайтесь решать проблему в одиночку.

Проводите больше времени с детьми, делайте совместные выходы на природу, проводите отдых активно и вместе с семьей. Становитесь друзьями своих детей в социальных сетях, без навязчивых комментариев (в любом случае вы будете в курсе круга их общения и интересов). Любите своих детей и почаще говорите им об этом. Будьте готовы разделить с ребенком его проблемы и всегда поддерживайте его. И мне бы хотелось перевести данное обсуждение из разряда "караул, наших детей травят!" в " я не должен демонстрировать зависимое поведение своему ребенку (ученику)".

Тем не менее, в рамках даже районной администрации существуют рычаги ограничения продажи тех или иных наименований, в данном случае, насвая, как никотинсодержащего продукта. В соцсетях даже прозвучал призыв привлечь к управе на торговцев отравой "Боевое братство". А почему бы и нет? Мы в ответе за все, что происходит на территории нашей республики, и если распространители насвая плохо поддаются административным мерам воздействия, возможно вежливое предупреждение авторитетных людей будет эффективнее?

Два года назад один мой знакомый родитель, из упоминаемой в соцсетях проблемной школы, возмущенный положением дел, передавал с моего согласия, мой телефон завучу, но звонка так и не последовало. Готова провести профилактическую лекцию для подростков по приглашению администрации школы (мой телефон в редакции). И в заключение, желаю Вам каждодневной работы над собой, личной трезвости и здравомыслия!

Шамардина Тамара Николаевна
Консультация «Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу…»

Всё начинается с детства

«На свете добрых слов немало, но всех добрее и нежней одно

Из двух слогов простое слово-«мама» , и нету слов, роднее, чем оно!»

Быстротечна и непредсказуема человеческая жизнь, никогда точно не предугадаешь, что день грядущий нам готовит, а несёт он порой такие обиды, разочарования, и боль, что, кажется, мир рушится, и ты в отчаянии цепляешься за любую спасительную мысль, пытаешься отыскать в уголках своей души согревающий, дающий надежду свет, и вдруг - глаза! Из самых дальних, потаённых уголков твоей души - добрый, тёплый, все понимающий, любящий материнский взгляд! И этим глазам совсем неважно - успешен ты или нет, талантлив или не очень богат или беден, им важно одно - ты сам! И такую бесконечную любовь излучают они, обволакивают тебя своим теплом и светом, словно протягивают руку, руку помощи и надежды! И отступают постепенно твои боль и горечь , печали и невзгоды! И ты понимаешь, что ты снова живёшь, и мир не так уж жесток, и ты произносишь тысячу благодарностей этим глазам, этому свету, что живёт и согревает! А как нужны эти глаза совсем маленьким, незащищённым человечкам! И как важно нам, воспитателям, прорастить семя этой всепоглощающей любви к матери в их душах, чтобы взошло оно добрыми всходами!

В преддверии праздника – День Матери, к нашим трёхлетним малышам вдруг заглянул весёлый и беззаботный Буратино, который о празднике-то ничего не знал, и толком не понимал, что хорошо, а что плохо, и подарков маме, конечно, делать не умел! Озадачил наших малышей, но ненадолго! Загорелись глаза у детей, мысли разные стали мелькать, а губы тихонько произносили всякие предположения : показать, подарить, помочь, и вдруг нашлось такое важное слово - научить! Конечно же, надо научить Буратино, чтобы он и слова ласковые мог сказать, и поступки добрые совершал , и знал, как помочь маме и подарок сумел сделать! Началась весёлая игра, весёлая, но и трудная, потому что охватывала сразу несколько образовательных областей : – познавательное развитие, речевое, художественно- эстетическое, физическое. Сколько раз ошибался Буратино, и столько же раз робкие, тонкие, словно ниточки, слова детей исправляли его, помогали, учили и учились сами. Оказывается, мамочка не только добрая и любимая, но и заботливая, красивая, умная, весёлая, трудолюбивая, хозяйственная - вот сколько новых слов насобирали дети в волшебный чемоданчик! Оказывается, что порвать книжку, не помыть руки перед едой, убегать от мамы, не убирать свои игрушки - это поступки , которые маму огорчат, а порадуют и съеденная каша, и помытая посуда, и нарисованный рисунок, и все добрые слова- спасибо, пожалуйста, доброе утро, здравствуйте, спокойной ночи. А как восхищался Буратино, когда дети правильно называли мам у разных видов животных! Как хвалил детей, когда выбрали они нужный цвет и нарисовали стебелёк к готовому, уже наклеенному цветку на открытке для мамы, а дети в ответ подарили ему открытку, чтобы смотрел он на неё и сумел такую же сделать сам!

Ничего не проходит бесследно. Посеешь Поступок- пожнёшь Привычку , посеешь Привычку- пожнёшь Характер , посеешь Характер- пожнёшь Судьбу …Всё начинается с детства.

Шамардина Тамара Николаевна, воспитатель второй младшей группы «Знайки»

Чудо- расчудесное

Отзвенело весёлым смехом шумное лето. Гордо, не спеша, вступает в свои права красавица осень Вот уже посеребрила веточками- сединками белоствольные берёзки, бросила яркую краску на клёны, осинки, и про людей не забыла-одарила их богатым урожаем…

Девочка Полинка вернулась из детского сада грустная- поссорилась со своей любимой подружкой Соней и очень хотела рассказать об этом маме, забежала на кухню и замерла. На кухонном столе стояло чудо – расчудесное : разные баночки, в которых весь урожай что вырос на огороде мама засолила на зиму. Баночки переливались зелёным, красным, белым, оранжевым цветом, и сверху были закрыты такими же яркими крышечками. Полинка обошла вокруг стола любуясь этой красотой, присмотрелась и вдруг закричала :»Мама, мама, посмотри, все баночки как веточки у дерева, а крышечки - разноцветные листочки!»Мама улыбнулась, обняла дочку, а Полинка не унималась : Мама, мне так хочется показать это чудо- расчудесное всем ребятам в садике и подружке моей, чтобы она помирилась со мной и не обижалась! Как же нам это сделать, мамочка?»

Мама подумала, потом открыла стол, и Полинка увидела красные, жёлтые, зелёные крышечки, вынула их и стала раскладывать на столе, приговаривая : «Вот они, осенние листочки! Не хватает только веточек!»

«Вот завтра в детском саду вы и придумаете, как можно сделать дерево с такими необычными листочками- крышечками»- сказала мама.

Утром, забыв про обиду и ссору с подружкой, Полинка весело бежала в детский сад, а в руках её звенели разноцветные крышечки, похожие на листочки осеннего дерева. Вместе с воспитателем достали ребята бумагу, выбрали нужный клей. Из бумаги получилось красивое раскидистое дерево, на ветки которого и наклеили разноцветные крышечки- листочки. А чтобы не скучно было стоять дереву одному на полянке, наделали из бумаги грибов- и ярких мухоморов, и толстеньких боровиков и длинноногих лисичек! Весь день трудились ребята, а вечером украсили группу получившейся картиной, и с гордостью рассказывали о ней своим мамам. Но больше всех гордилась Полинка, что смогла показать ребятам чудо- расчудесное, которое помирило её со своей подружкой

Шамардина Тамара Николаевна, воспитатель средней группы «Знайки» БДОУ 26 общеразвивающего вида

Публикации по теме:

Онкурс «Столовая для зимующих птиц» Цель: Помочь зимующим птицам пережить холодный период, привлечь внимание детей и родителей к судьбе.

Консультация «Характер ребёнка зависит от родителей» Мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему. "Вот это характер", - говорим мы с восхищением. "Ну и характер!" - произносим,.

Конспект урока чтения в 8 классе по рассказу А. Н. Толстого «Русский характер» Урок чтения Класс: 8 «В» Тема: Рассказ А. Н. Толстого «Русский характер» Цель: - показать сущность русского характера: силу духа, любовь.

Консультация для родителей «Характер вашего ребенка зависит от вас» Характер вашего ребенка зависит от васМы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему. "Вот это характер", - говорим мы с восхищением.

Консультация для родителей «Характер формируется с детства» Мы часто произносим слово-характер и уже привыкли к нему. «Вот это характер»- говорим мы с восхищением. «Ну и характер», - произносим мы,.

Посеешь Поступок –

пожнёшь Привычку,

Посеешь Привычку –

пожнёшь Характер,

Посеешь Характер –

Пожнёшь Судьбу.

(Народная мудрость)

В жизни каждого человека независимо от того, три ему года, тридцать три или семьдесят три, бывают радости и огорчения, любовь, восторг, ревность. Но проявляются эти чувства по- разному. Один и в гневе прекрасен, другой и в любви неприятен. Многое зависит от того, как воспитывался человек.

В детстве переживания особенно остры, а ум ещё недостаточно подготовлен для того, чтобы правильно оценить всё происходящее вокруг. Человек и сказать-то ещё не может о том, что он чувствует, а впечатления уже формируют характер.

В детстве нет незаметных происшествий.

Мелочь, пустяк могут оказаться важнейшими событиями для ребёнка, навсегда запечатлеется в его памяти и сыграет свою роль, дурную или хорошую.

Спору нет: характер меняется, его можно перевоспитать. А как хорошо было бы не перевоспитывать, а просто сразу хорошо воспитать человека!. Из любого ребёнка можно вырастить доброго, отзывчивого, мужественного честного человека.

Бывает, человек ещё совсем маленький, только начинает жить, а характер его уже нуждается в перестройке, в « лечении»

Главное в воспитании – не упустить время. Можно и должно преградить дорогу всему дурному.

Начну с того, что работа классного руководителя в принципе основана на общении. Я сейчас могу сказать банальные вещи, они написаны в любом учебнике. Но тем не менее, от этих аксиом никуда не уйдёшь. Надо любить детей, общаться с ними и воспринимать их такими, какие они есть.

Сейчас у моих учеников возраст очень конфликтный - седьмой класс. Этот возраст трудный сам по себе. Подростку присущ целый комплекс противоречий. С одной стороны, он старается казаться взрослым, а с другой, – сохраняет детские черты, не умеет совершать самостоятельные действия и принимать решения, предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, критичен по отношению к ним, а сам не умеет владеть собой. И всё-таки их натуру я стараюсь воспринимать как должное. Я работаю учителем в школе- интернате для глухих и слабослышащих детей. Все учащиеся инвалиды детства, у них уже нарушена психика с рождения, и вы наверно понимаете, что общение с такими детьми уже должно быть более терпимым, спокойным, иначе контакта, взаимопонимания не получиться. У меня в классе 6 воспитанников (такое количество учащихся положено по САНПину в школах I-II видов), всех их можно назвать проблемными ребятами. Глухие дети, у которых словарный запас слов ограничен, не всегда могут понять смысл речи взрослого, но они чутко реагируют на изменения эмоциональной окраски и ритма речи, громкости, тембра голоса, улавливая в них запрет и угрозу, ведь угроза понимается ребенком однозначно – как лишение любви и поддержки. Поэтому с такими детьми необходимо разговаривать всегда спокойным ровным тоном.

Чтобы помочь проблемному ребенку, прежде всего, необходимо определить, это проблемный ребенок или нет?

Проблемные дети не реагируют на тепло, заботу и внимание, от которых расцветают большинство детей. Трудно добиться их расположения, завоевать их доверие, найти с ними контакт. Поэтому одна из важных моих задач, чтобы они открылись, доверились, поверили мне.

Трудность ещё в том, что все ученики, живут в разных городах области, поэтому быстро связаться с родителями нет возможности. И вся ответственность за воспитание ложиться на меня как классного руководителя. Для меня проблемный ребенок - это больной ребенок, ребенок с физическими или психическими отклонениями. Возможности этих детей сильно ограничены. И я здесь сталкиваюсь с проблемой. Работа с «проблемными детьми» это предупреждение и преодоление трудновоспитуемости – целостный процесс, осуществляемый в рамках системного подхода, предполагающего: организацию предупредительной работы с детьми; укрепление положительных качеств ребенка; адаптацию его в коллективе сверстников; педагогическую диагностику. Цель работы с трудными детьми включение "трудного" воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, в систему ответственных зависимостей с обществом и коллективом, привлечением его к социально ценной деятельности с учетом имеющихся у него положительных качеств, возможностей и способностей; формирования у них объективной самооценки, обучения их методике самостимуляции положительного поведения; снятие ребенка с внутришкольного учета.

Основными направлениями работы с "трудными" учащимися являются:

Изучение проблемных детей,

составление мной индивидуального плана работы с этими детьми,

Организация помощи педагогически запущенным детям.

Прежде всего я вместе с психологами школы выявили всех проблемных детей в классе и завела на них и их семьи карту. Карта нужна для того, чтобы:

  1. определить характер педагогической запущенности и неблагополучия семьи (путем систематического наблюдения за детьми.)
  2. установить статус педагогически запущенного ученика и ученика из неблагополучной семьи в классном коллективе, характер взаимоотношений с ними одноклассников (путем наблюдения, социометрических измерений и анкетирования), наметить способы их улучшения;
  3. изучить интересы, склонности и способности такого ученика с целью возможного включения его во внеурочную кружковую, спортивную, общественно-полезную деятельность;
  4. ознакомиться с положением ребенка в семье;
  5. изучить нравственные ориентиры личности, воспитательный потенциала семьи и коллектива.

В карте указываю: фамилию, имя, отчество учащегося и его родителей; год рождения учащегося; класс, состояние здоровья, успеваемость, отзывы учителей предметников об отношении учащегося к учёбе; характер, поведение, общественная активность, состав семьи, отношения в ней, семейных проблем;

проведу анкетирование с целью выявления трудновоспитуемых детей в классе;

устанавливаю характера педагогической запущенности, отношения к учебной деятельности, проявления волевых качеств;

изучение познавательных интересов, способностей и профессиональных намерений.

Ребята моего класса взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей у них еще нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями.

Я стараюсь организовать деятельность, направленную на самопознание и самоопределение учащихся, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей.

Принципом моей работы с трудновоспитуемыми является гуманно-личностный подход к ребенку.

Дима, оставшийся без попечения родителей, живёт в интернате, слабо учиться.

У Семёна умерла мама, отец пьёт, его воспитывает старший брат. Мальчик не- дисциплинированный.

У Андрея, кроме глухоты, церебральный паралич. В детстве, его любили, жалели, исполняли любое его желание. А теперь мальчик в седьмом классе и своё Я - ставит на первое место, что захотел, то и сделал, мальчик недисциплинированный. Уговорить его что-то исправить или сделать, можно только любовью и спокойствием, иначе будет такая агрессия… Как я говорила ранее, что принципом моей работы с трудновоспитуемыми является гуманно-личностный подход к ребенку, т.е подход предполагает отношения, основанные на доброте и мягкости, любви и уважении. Но нельзя превращать его во вседозволенность, всепрощение и заискивание перед учениками.. Должны соблюдаться определенные границы личностного подхода..

У Леры вообще трагическая судьба. Мама родила и отказалась от неё, через два месяца бабушка с дедушкой нашли её в доме ребёнка и удочерили, дали свою фамилию и отчество. У этой девочке ещё и эпилепсия. Лера с нервными и психическими расстройствами. Поэтому сами понимаете, что только с любовью и терпением можно относиться к этим детям.

Настя живёт в многодетной семье, в деревне. Мама с папой работают много, поэтому когда она приезжает домой, всё хозяйство лежит на ней.

У Вани тоже многодетная, неблагополучная семья. Отчима, Ваня не принимает. Мальчик очень агрессивный, злой. Он как бы оградился от всех и живёт в своём мирке, никого не допускает в этот мир.

Естественно нужна методика, нужна система, чтобы ребята чувствовали себя комфортно, спокойно, чтобы не было проблем с поведением. Научная педагогика далеко ушла. И хорошая педагогика никогда не была набором мероприятий. Нет. Это всегда система, когда педагог ставит перед собой цели, в зависимости от того, что необходимо в конкретный момент. Причём эти установки не косные, а живые, гибкие, естественные, мудрые. Педагог должен быть понимающим, умеющим рассмотреть ситуацию или проблему с разных сторон, уметь завоевать доверие воспитанника. Учитель должен быть энтузиастом, потому что, если у педагога глаза не горят, они и у детей не будут гореть. Ничего тогда хорошего не получиться. Не бывает так, что равнодушный педагог может воспитать ярких и заинтересованных детей. Психолого-педагогическую работу с проблемными детьми я веду по линии побуждения их активности в поиске и раскрытии жизненного смысла, в развитии их творческих способностей, в побуждении интереса к людям и помощи им в создании целостного образа этого огромного, не враждебного внешнего мира.

Что касается практики в моей работе с классом, я использую социально значимую деятельность. Мне кажется, что дети должны быть помещены в ту среду, где требуется их помощь. И ничто так не воспитывает, как осознание того, что ты помог кому-то, что тебе плохо, но есть люди, которым хуже, чем тебе в несколько раз.

Последние годы у нас в школе реализуются социальные проекты. В нашем классе тоже. Сначала у нас были пробы - маленькие проекты, не выходящие за рамки школы. Приготовили спектакль « Путешествие по сказкам», показали ребятам нашего детского сада. С каким интересом смотрели маленькие дети выступление учеников, а с другой стороны выступающие ребята с желанием показывали сказку.

Я думаю, что перед выступлением мои ребята думали о малышах, они хотели порадовать их, тем более, что почти все детки детского сада, сироты и оставшиеся без попечения родителей.

Уже второй год мы с ребятами нашего класса показываем концерт в « Доме Милосердия». В этом доме живут пожилые, больные люди, оказавшиеся по разным причинам одни. Ребята исполняют песни, вы скажете, как же поют глухие дети. А поют они жестами, т.е. звучит фонограмма исполнителя, а ребята жестами и артикуляцией показывают песню. Это трудно, нужно много работать над песней, чтобы слова исполнителя совпадали с артикуляцией ребёнка. Но когда воспитанники видят прослезившиеся, немного счастливые глаза слушителей, то это того стоит.

Творческие выступления способствуют не только развитию талантов, но и учат дружескому взаимодействию с другими детьми, возможности находить компромисс, добиваться цели, разрешению внутренних конфликтов.

В конце ноября провели акцию ко дню инвалидов. Мы с ребятами вырезали голубей, на которых писали просьбу к людям, чтобы они не проходили мимо людей нуждающихся в данный момент в помощи. Этих голубей раздавали прохожим.

Сейчас в канун 65 - летия Победы, мы с ребятами пишем письма-уголки и отправляем ветеранам нашего города. В письмах мы поздравляем с праздником Победы, и благодарим за то, что они выстояли во время войны, чтобы мы не знали горя и слёз.

В прошлом учебном году стала возрождаться такая форма работы, как

« Тимуровское движение», в рамках которой все ветераны Великой Отечественной войны, ветераны тыла и многие одинокие пенсионеры в микрорайоне школы были охвачены вниманием и заботой: для них ребята готовили своими руками подарки, поздравления к праздникам и по возможности помогали и ухаживали за стариками.

Мои ученики с энтузиазмом ко всему этому относятся. Я не согласна, что современному поколению подростков « совсем ничего не надо». Мы доказываем: надо.

Я считаю, что приязнь или неприязнь к ребёнку для меня не может зависеть от его успехов в учёбе. Я стараюсь, чтобы это было так. Ты общаешься с человеком не обязательно потому, что он что-то хорошо делает. Ты его любишь не только за его достоинства. И его недостатки, и неуспехи могут добавлять ему обаяния или вызывать сопереживание и желание помочь. Иногда что-то не получается, потому что у него другие устремления. Если он стремиться, но у него не получается, это не повод относиться к нему плохо.

Дима - учиться слабо, хотя он старается, ничего не получается. Зато когда мы дежурим, он первый приходит на пост, аккуратно одетый, в белую рубашку. Следит, чтобы малыши не шалили на перемене, вовремя шли на урок по звонку. Я отмечаю его пунктуальность, дисциплинированность при всех учащихся, и ведь они тоже тянуться за Димой во время дежурства.

Настя - учиться слабо. Но когда в 6 классе мне дали руководство этим классом, я думала, чем же занять девочку, чтобы как то поднять её самооценку. В начале своей работы провела тестирование, и оказалось, что Настя изгой в классе, её никто не принял в друзья. Посоветовавшись с тренером из спортивного комплекса « Юность», записала девочку в лёгкую атлетику. Одно из важных мест в системе профилактики правонарушений, педагогической и социальной запущенности, трудновоспитуемости принадлежит физической культуре и спорту. Использование средств и методов физического воспитания в работе с детьми группы социального риска обусловлено тем, что в структуре их интересов и потребностей занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест. И сейчас, я очень рада за девочку, которая добивается хороших результатов в спорте. У неё, по словам тренера, большой потенциал. И сегодня она участвует не только в городских, областных, но и во Всероссийских соревнованиях по лёгкой атлетике в городах в Кемерово, в Саранске.

Занятия физическими упражнениями я рассматриваю с трех основных позиций: во-первых, как средство оздоровления; во-вторых, как способ организации досуга и отвлечения подростков от улицы и, в-третьих, как средство коррекции физического и психоэмоционального состояния. Сейчас я планирую вовлечь в спортивную секцию Семёна, потенциал у мальчика есть, физические данные хорошие, но мальчик ленивый. Мои ребята глухие, словарный запас ограничен, поэтому более приемлемым способом организации досуга являются творческие и спортивные кружки. Совершенно ясно, что без участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса невозможно достичь положительных результатов. У Семёна, брат, который его воспитывает, пришёл с армии, пользуется авторитетом у мальчика. Выправка брата, солдатская форма, задели Семёна за живое. И сейчас мы вместе с братом стараемся направить мальчика на занятия спортом. Брат купил красивую спортивную форму, кроссовки, которые мальчик мечтал получить, но не было возможности купить. Я провожу классные часы о спорте, о здоровом образе жизни: «Весёлые старты», « В здоровом теле - здоровый дух», « Здоровье в саду и на грядке», «Моё здоровье - в моих руках» ходим с ребятами в кино. И думаю, что скоро наш Семён будет неплохим спортсменом. Брат интересуется делами Сёмы, постоянно приезжает в школу, с удовольствием участвует в школьных и классных мероприятиях. В спортивной обстановке дети не замечают, как проходит коррекция, и личность развивается.

Занятие спортом снимает стресс и агрессию, каждый ребенок – это личность, творец, равный тренеру.

Проблемные дети не реагируют на тепло, заботу и внимание, от которых расцветают большинство детей. Трудно добиться их расположения, завоевать их доверие, найти с ними контакт.

Часто “проблемные дети” - это просто дети, которые встречаются с трудными ситуациями в школе или дома. Когда мы проводим расследование, иногда видим, что поведение “проблемного ребенка” вполне адекватно в его обстоятельствах, и мы можем даже помочь ему разрешить его проблему.

Главное, чтобы помочь проблемному ребенку, – это заслужить его доверие.

Построение доверия может быть медленным и сложным процессом. Я постепенно и детально изучила прошлое ребенка, которое во время контактов с ним, помогает быть терпеливее. Не нужно демонстрировать тепло и ожидать, что любовь сразу победит все. Ребенок может не ответить вам, потому что его доверие было обмануто. Боясь провала, он может даже отвергнуть любовь, в поисках убежища и уверенности в своем внутреннем мире. А с другой стороны, он может взывать к вниманию, начиная мешать на уроках и совершать разные поступки.

Иногда я ловлю ребёнка, когда он сделает что-то правильное. Это требует времени, но если я гарантирую ребенку теплое, положительное отношение, когда он поступает правильно, то ситуация, меняется к лучшему. В начале это может быть что-то маленькое, но все начинается, с чего-то малого, доброго, положительного.

Я считаю, что в первую очередь детям не хватает любви и внимания, поэтому готовлю разнообразные интересные программы занятии, что позволяет мне более точно раскрыть и направить ребенка в том направлении, к которому он более предрасположен.

Свою работу я планирую вместе с психологом, советом профилактики школы. Ребят, которые не идут на контакт, которые не хотят жить по нормам и правилам Устава школы, приходится ставить на внутришкольный контроль. Я считаю, что постановка на учёт как то организовывает учащихся, делает их более правильными, они уже стараются меньше делать плохих поступков, потому что потом их вызовут на Совет профилактики, который состоит из учителей, и самих ребят и им придётся отчитываться за свои поступки. По прошествии определённого времени, если у ребят не было замечаний, то их снимаем с внутришкольного учёта. Информационные карточки постановки на учёт мы разработали сами.

Постановка обучающихся на внутришкольный учет носит профилактический характер. Постановке на внутришкольный учёт в МС(К)ОУ школе- интернате №18 подлежат обучающиеся воспитанники - не посещающие или систематически пропускающие без уважительных причин учебные занятия в образовательном учреждении;

Безнадзорные или беспризорные, обучающиеся самовольно покидающие образовательное учреждение;

Употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, либо неоднократно употребляющие в здание школы одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

За порчу школьного имущества, мелкое хулиганство;

Причинение вреда здоровью обучающихся воспитанников образовательного учреждения и участникам образовательного процесса.

Занимающиеся, бродяжничеством или попрошайничеством;

Основанием постановки ребят на внутришкольный учёт, являются следующие документы:

Представление классного руководителя и социального педагога на Совет профилактики ;

Дневник наблюдения;

Постановление КДН и ЗП;

Сообщение ПДН ОВД.

Я веду дневники наблюдения каждого учащегося. В него записываю замечания не только я, как классный руководитель, но учителя предметники, воспитатели.

Ребенок как чистый лист, что напишешь – то и будет...


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: