Презентация тему мониторинг окружающей среды. Презентация на тему мониторинг

Слайд 2

2 Тезисы выступления по данному вопросу базируются на материалах доклада Руководителя Росгидромета А.И. Бедрицкого «О мониторинге загрязнения окружающей среды, проводимом Росгидрометом, и об использовании результатов мониторинга структурными подразделениями Минприроды России, подведомственными федеральными службами и агентствами»на заседании 17 апреля 2009 г.Консультативного совета при Министре природных ресурсов и экологии РФ.

Слайд 3

3 О полномочиях и обязанностях в области мониторинга загрязнения окружающей среды Органы государственной власти РФ - установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга); - формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы. Органы государственной власти субъектов РФ - участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами РФ, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта РФ. ФЗ «Об охране окружающей среды» - «окружающая среда – совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов»; - «компоненты природной среды – земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство…»; - «государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется…в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в т.ч.за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды» Водный кодекс РФ (ст. 39), ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 23), ФЗ «Об отходах производства и потребления» (ст. 12) Обязывают владельцев соответствующих объектов проводить наблюдения (мониторинг) за состоянием окружающей среды в зоне воздействия этих объектов

Слайд 4

Общая организационно-структурная схема информационного обеспечения в сфере окружающей среды

4 Органы государственной власти Российской Федерации Органы государственной власти субъектов РФ Отрасли экономики Население Государственные доклады о состоянии: 1. Окружающей природной среды 2. Минерально-сырьевой базы 3. Водных ресурсов 4. Земельных ресурсов 5. Лесных ресурсов 6. Рыбных ресурсов Реестры природных ресурсов Государственные доклады: 1. О состоянии здоровья населения 2. О санитарно-эпидемиоло- гической обстановке Доклады и информация: 1. О фактическом состоянии и ожидаемых изменениях в параметрах погодно-климатической системы 2. О неблагоприятных факторах (в т.ч. загрязнении) природной среды, влияющих на экономику, безопасность населения и устойчивость экосистем Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Оценка и прогноз состояния природных ресурсов, объектов животного и растительного мира и устойчивости экосистем A,C Оценка и прогноз состояния здоровья населения B,C Оценка и прогноз состояния природно-климатической системы и загрязнения компонентов окружающей среды (атмосферного воздуха, почв и поверхностных вод) C Оценка и прогноз состояния защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера B,C,D А Отдельные виды природных ресурсов, источники и уровни антропогенных воздействий, объекты животного и растительного мира Аналитические и прогностические службы Росприроднадзор, Роснедра, Роснедвижимость, Росводресурсы и др. В Человек и окружающая его среда (социально-гигиенический мониторинг) Аналитические и прогностические службы Роспотребнадзор C Параметры погодно-климатической системы, параметры качества компонентов окружающей среды в условиях антропогенного воздействия44 Аналитические и прогностические службы Росгидромет D Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера Аналитические и прогностические службы МЧС России, РАН, Ростехнадзор 4 Состояние сейсмической активности, технической безопасности в отраслях экономики и готовности к действиям в чрезвычай-ных ситуациях МЧС России, РАН, Ростехнадзор 3 Физические, химические и др. параметры околоземного космического пространства, атмосферного воздуха, поверхностных вод и почв Государственная сеть наблюдений за состоянием окр. среды, ее загрязнением Росгидромета, др. ведомств и субъектов РФ, предприятий 2 Качество продуктов питания и питьевой воды, состояние жилой и производственной среды, состояние природно-очаговых инфекций и др. Роспотребнадзор, Россельхознадзор СИСТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ ЗА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ ОБЪЕКТЫ НАБЛЮДЕНИЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ 1,2,3,4 1,3,4 1,2,3 1,3

Слайд 5

5 Мониторинг качества атмосферного воздуха населенных пунктов В основном принципы построения измерительных сетей в странах Европейского Союза и Россииидентичны. Размещение пунктов наблюдений – жилые и промышленные зоны, районы крупных автомагистралей. * - в 2 раза меньше в городах с относительно низким уровнем загрязнения

Слайд 6

6 Контролируемые примеси (обязательная программа) (в сравнении с директивой ЕС 2008/50/EC от 21.05.2008) -* - в Москве и Санкт-Петербурге определяется +) – в отдельных городах по специальной программе Общее число измеряемых примесей в России достигает 38 ингредиентов Мониторинг качества атмосферного воздуха населенных пунктов

Слайд 7

В перспективе в ЕС планируется расширение обязательной программы наблюдений до 12 примесей. В ЕС для городских агломераций с относительно высоким уровнем загрязнения – непрерывные измерения с использованием автоматических газоанализаторов. В России автоматизированные системы наблюдений из-за ограниченных ресурсов широкого распространения не получили. Такие системы, созданные за счет средств бюджетов субъектов РФ, полноценно функционируют только в Москве, Санкт-Петербурге и Череповце. Мониторинг качества атмосферного воздуха населенных пунктов Наиболее широко используются методы отбора проб на сорбционные трубки и жидкостные поглотители с последующим анализом в 154 аккредитованных лабораториях. Полная программа наблюдений предусматривает 4-х разовый отбор проб в сутки – в 1.00, 7.00, 13.00 и 19.00 час.

Слайд 8

Сравнение программ наблюдений в России и странах ЕС

8 Мониторинг качества поверхностных вод

Слайд 9

Принцип формирования наблюдательной сети в странах ЕС (1 пункт на 1000 кв.км территории страны) не учитывает специфические условия России, 75%территории которой неподвержено интенсивному антропогенному воздействию.

9 Мониторинг качества поверхностных вод Плотность сети сопоставима с критериями ЕС для Европейской части страны, где численность населения на единицу площади сопоставима со среднеевропейскими показателями (10-40 чел. на кв.км). Для АТС (0,1- 3 чел. на кв.км) плотность сети на порядок и более ниже критериев ЕС. Oб основных проблемах осуществляемого Росгидрометом мониторинга загрязнения окружающей среды - существующая инфраструктура наблюдательной сети требует существенного расширения и развития; - в коренной модернизации нуждается приборно-техническое оснащение наблюдательной сети; - значительного развития требуют технологии сбора, обработки и представления информации о загрязнении окружающей среды;

Слайд 10

10 в дальнейшем развитии нуждается нормативно-правовой базы, которая пока сдерживает эффективную реализацию полномочий субъектов РФ и обязанностей предприятий по осуществлению мониторинга загрязнения окружающей среды. В настоящее время территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды субъектов РФ и локальные сети наблюдений предприятий составляют суммарно не более 10-15% от сети Росгидромета. Основные направления развития Решение перечисленных проблем предусмотрено в проекте ВЦП Росгидромета «Модернизация и развитие системы мониторинга загрязнения окружающей среды на 2010-2112 годы». Так, в 25 городах будут организованы наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха с использованием автоматических газоанализаторов и измерением мелкодисперсных фракций пыли (РМ 10 и РМ 2,5). До 40 возрастет число городов, в которых осуществляются наблюдения за содержанием в атмосферном воздухе приземного озона. Будет осуществлен повсеместный переход от сокращенной (3 раза в сутки) к полной (4 раза в сутки) программе отбора и анализа проб атмосферного воздуха. Предусматривается создание 26 новых пунктов наблюдений за качеством поверхностных вод, а на 28 пунктах – повышена их категорийность (на 5 пунктах – со 2-ой на 1, на 10 – с 3-ей на 2 и на 13 - с 4-ой на 3).

Слайд 11

11 Предусмотрено переоснащение 5 станций наблюдений за трансграничным переносом загрязняющих веществ средствами измерений, отвечающими международным требованиям. Существенной модернизации подвергнется и лабораторно-аналитическая база. В 21 региональном центре Росгидромета предусматривается внедрение современных технических средств и технологий сбора, обработки и представления данных о загрязнении окружающей среды. Необходимый объем финансирования программы (бюджет принимаемых обязательств) в 2010-2012 гг. составляет 921,68 млн. рублей, в том числе: - 503,48 млн. рублей - на капитальные вложения; 78,8 млн. рублей - на НИОКР; 339,40 млн. рублей – на прочие нужды. Одновременно с решением вопросов финансирования ВЦП необходимо принятие нового нормативного акта, регулирующего порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды (проект представлен в Минприроды России 03.03.2008 г.) На последующих этапах потребуется переоснащение 620 пунктов наблюдения автоматическими газоанализаторами, организация аналогичных наблюдений в 41 городе с численностью населения более 100 тыс.человек, создание 315 дополнительных пунктов наблюдений за загрязнением поверхностных вод 1 и 2 категорий, расширение сети и программ наблюдений на озерах и водохранилищах (озера Байкал, Ладожское, Онежское и др., Усть-Илимском, Цимлянском и др. вдхр.). По предварительным оценкам для этого необходимо 17,5-18 млрд.рублей.

Слайд 12

12 Основные политические предпосылки для развития Важность использования результатов мониторинга в целях охраны окружающей среды подчеркнута в итоговых документах Киевской конференции Министров окружающей среды региона ЕЭК ООН, определивших мониторинг загрязнения, как «практический инструмент для разработки экологической политики, установления целей, подготовки стратегий и мероприятий, направленных на снижение загрязнения, а также для оценки прогресса в достижении поставленных целей и эффективности природоохранных мероприятий». Реализация данного подхода предусмотрена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р, которым в качестве одного из целевых показателей Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года принято «сокращение числа городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения не менее чем в 5 раз». В состав показателей и целевых индикаторов ряда проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1663-р) включены: - снижение количества городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения со 170 в 2008 г. до 160 – в 2010 и 135 – в 2012 г.; - снижение доли городов, где среднегодовые концентрации одного или нескольких загрязняющих веществ в атмосферном воздухе превышают ПДК, в общем числе городов, где проводятся регулярные наблюдения, с 85% в 2008 г., до 82% – в 2010 и 80% - 2012 г.

Слайд 13

13 Спасибо за внимание!

Слайд 14

14 Oб использовании результатов осуществляемого Росгидрометом мониторинга загрязнения окружающей среды Подготовленные Росгидрометом перечни городов, указанных в распоряжении Правительства РФ от 17.11.2008 г. по состоянию на 01.01.2008 г., представлены в Минприроды России 15 апреля с.г. Спасибо за внимание!

Слайд 15

15 Предварительный анализ полученных в 2008 г. результатов мониторинга загрязнения окружающей среды показывает, что в целом, в большинстве регионов страны отмечается стабилизация или незначительное снижение уровней загрязнения поверхностных вод по сравнению с 2007 г. Аналогичные тенденции характерны и для загрязнения атмосферного воздуха многих городов страны. Вместе с тем, в некоторых городах страны отмечается некоторый рост уровней загрязнения, связанный в первую очередь, с продолжающимся ростом автотранспортного парка. Об изменении уровней загрязнения окружающей среды в 2008 г. по сравнению с 2007 г. В значительной мере отмеченные изменения обусловлены снижением случаев аварийного загрязнения окружающей среды. В 2008 г. количество аварий, сопровождавшихся поступлением загрязняющих веществ в окружающую среду, снизилось по сравнению с 2007 г. с 77 до 55. Аварий, связанных с поступлением радиоактивных веществ в природную среду, в 2008 г. не было. Радиационная обстановка оставалась стабильной, содержание радионуклидов антропогенного происхождения в атмосферном воздухе, почвах, поверхностных водах суши и морей сохранилось на уровне 2007 г.

Слайд 16

16 Организационно-структурная схема осуществляемого Росгидрометом мониторинга загрязнения окружающей среды Росгидромет (формирование и обеспечение функционирования наблюдательной сети; научно-методическое и метрологическое сопровождение деятельности наблюдательной сети; сбор, обобщение и анализ данных; подготовка и представление материалов с оценкой уровней загрязнения окружающей среды на территории страны; ведение разделов Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнения) Мониторинг химического загрязнения окружающей среды

Слайд 17

17 Мониторинг радиоактивного загрязнения окружающей среды Осуществляется в соответствии с постановлением Правительства СССР от 04.02.1961 г. На первом этапе его основной задачей являлась оценка радиационной обстановки на территории страны в результате глобальных радиоактивных выпадений, обусловленных проведением «атмосферных» ядерных испытаний. В последующем этот вид мониторинга внес определяющий вклад в оценку уровней радиоактивного загрязнения окружающей среды, обусловленных радиационными авариями на ПО «Маяк» на Южном Урале, катастрофы на Чернобыльской АЭС, захоронением радиоактивных отходов на акваториях Арктических и Дальневосточных морей и т.д. Основные задачив настоящее время: - участие в выполнении обязательств в рамках Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии и Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (постановление Правительства РФ от 18.05.2006 г. № 297); - реализация обязательств по Межправительственному Соглашению об обмене данными радиационного мониторинга между Североевропейскими странами (постановление Правительства РФ от 28.02.2002 г. № 133); - уточнение радиационной обстановки в рамках ФЦП «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года»; - создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки в рамках ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года».

Слайд 18

18  – АЭС; - РОО ●– аэрозоли ●– выпадения Мониторинг радиоактивного загрязнения окружающей среды По состоянию на 01.01.2009 г. действуют: 1308 пунктов по измерению мощности экспозиционной дозы гамма-излучения; 49 пунктов по отбору проб радиоактивных аэрозолей; 407 пунктов по отбору проб радиоактивных выпадений; 45 пунктов по отбору проб поверхностных вод и 10 пунктов по отбору проб морских вод для анализа на содержание Sr-90; 31 пункт по отбору проб осадков и 15 пунктов по отбору проб речной воды для определения содержания трития. Анализ проб выполняется в 40 радиометрических лабораториях. Аналитическая информация Оперативные данные

Слайд 19

19 Мониторинг химического загрязнения окружающей среды Осуществляется с 1972 года(постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов») Состав наблюдательной сети по состоянию на 01.01.2009 г.

Слайд 20

Мониторинг химического загрязнения окружающей среды

20 Требования к организации наблюдений: ГОСТ 17.2.3.01-86 «Правила контроля качества воздуха населенных пунктов»; ГОСТ 17.1.3.07-82 «Правила контроля качества воды водоемов и водотоков»; ГОСТ 17.4.3.04-85 «Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения». Специализированные (*) виды наблюдений осуществляются по международным программам.

Слайд 21

21 Прогнозирование неблагоприятных для рассеивания примесей метеорологических условий (НМУ) в соответствии со ст. 19 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» Мониторинг качества атмосферного воздуха населенных пунктов Предупреждения о возникновении НМУ для 318 городов передавались в 2008 г. в городские администрации, органы контроля и надзора, а также на 3132 предприятия для осуществления мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ. Достоверность передаваемых предупреждений о возникновении НМУ составляет в среднем 94-97%, т.к. она определяется достоверностью краткосрочных (1-3 суток) прогнозов метеорологических параметров.

Слайд 22

Мониторинг качества поверхностных водОбщий перечень определяемых показателей

Слайд 23

Мониторинг качества поверхностных водКатегории пунктов наблюдений и факторы, определяющие их установление

Слайд 24

Мониторинг загрязнения морской среды90% из 320 станций наблюдений по состоянию на 01.01.2008 г. располагались в прибрежных водахи территориальном море, для которых характерны высокие уровни антропогенной нагрузки (жилищно-коммунальное хозяйство, промышленная и сельскохозяйственная деятельность). Из-за ограниченных ресурсов и специализированных судов ежегодные целевые наблюдения на станцияхв открытом море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерациипрекращены. Они выполняются как сопутствующие при комплексных экспедициях.Регулярные наблюдения за загрязнением донных отложений, которые включены в стандартную программу ЕС, проводятся не более чем на 10% станций.

24 Мониторинг качества поверхностных вод Национальные требования к формированию наблюдательной сети, «привязывающие» пункты наблюдений к фоновым и трансграничным участкам акваторий, расположению крупных населенных пунктов и предприятий, замыкающим створам больших и средних рек и устьям загрязненных притоков крупных водоемов и водотоков и т.д., не противоречат подходам ЕС и учитывают специфические особенности территории России. Раздел «Загрязнение» Единой системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО) Ежегодник качества морских вод по гидрохимическим показателям

Слайд 25

Мониторинг качества поверхностных водСпециализированная сеть наблюдений

25 Показатели, определяемые в донных отложениях

Слайд 26

Мониторинг качества поверхностных водПрограммы наблюдений в пунктах разной категории

Слайд 27

27 В соответствии с законодательством незамедлительное предоставление территориальными органами Росгидромета информации о загрязнении окружающей среды осуществляется при выявлении уровней загрязнения, которые «оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую среду», а также в условиях «аварийного» загрязнения. Конкретный порядок взаимодействия ФОИВ и использования результатов мониторинга регулируется «Временным положения о порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды» (регистрационный № 946 Минюста России от 11.09.1995 г.). В настоящее времяновая редакция данного документа, откорректированная с учетом уточнения функций Минприроды России и подведомственных федеральных агентств и служб, представлена Росгидрометом в министерство 05.03.2009 г. По мнению Росгидромета принятие данного документа позволит существенно повысить эффективность использования мониторинговой информации при возникновении высоких уровней загрязнения и в условия техногенных аварий. Что касается использования результатов мониторинга о «хроническом» характере загрязнения, то по этому направлению действуют следующие правовые нормы:

Слайд 28

28 Oб использовании результатов осуществляемого Росгидрометом мониторинга загрязнения окружающей среды - «информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), используется органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений, разработки федеральных программ в области экологического развития РФ, целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ и мероприятий по охране окружающей среды» (ст. 63 ФЗ «Об охране окружающей среды»); - ежегодные государственные доклады о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации должны служить «основой для уточнения приоритетных областей и направлений природоохранной деятельности, а также программ, направленных на улучшение экологической обстановки в Российской Федерации» (постановление Правительства РФ от 24.01.1993 г. № 53). Сводная аналитическая информация, подготовленная Росгидрометом по результатам ежегодного обобщения данных представляется в Минприроды России для использования при подготовке вышеуказанных Государственных докладов.

Посмотреть все слайды

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Типовая структура, схемы, процедуры локального экологического мониторинга и мониторинга источников загрязнения окружающей среды

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Организация и задачи локального экологического мониторинга При организации и проведении локального мониторинга должны определяться приоритетные загрязнители, прежде всего, за которыми уже ведутся наблюдения по программам глобального и национального мониторинга (или хотя бы большинство из них) Для интерпретации результатов наблюдений необходимы данные о ме­стных гидрометеорологических условиях, что и делает необходимым участие в локальном мониторинге подразделений Росгидромета. Сетка точек отбора проб, периодичность наблюдений, сроки выдачи информации органам местного самоуправления и другие детали организации мониторинга определяются на основе общих требований, изложенных ранее, и специфики местных условий По результатам локального мониторинга соответствующие компетентные органы могут приостанавливать деятельность предприятий, приводящих к сверхнормативному загрязнению окружающей среды, до ликвидации ава­рийной ситуации и ее последствий или улучшения технологического процес­са, устраняющего возможность таких загрязнений

4 слайд

Описание слайда:

Локальный экологический мониторинг Обусловлен наличием большого количества лицензионных участков Организован с целью отслеживания динамики состояния компонентов природной среды под влиянием нефтегазодобывающего комплекса на локальном уровне Обеспечивает основной объем систематических наблюдений за качеством компонентов природной среды

5 слайд

Описание слайда:

Для правильной организации локального мониторинга необходимо определить наиболее чувствительное к ожидаемому или уже существующему набору загрязнителей звено экосистемы в данном районе или хотя бы ряд та­ких предполагаемых критических звеньев в окружающей среде и биоте. Час­то выявление одного наиболее чувствительного звена является весьма слож­ной задачей, которая не может быть решена однозначно. При планировании и проведении локального мониторинга необходимо учитывать не только распространение загрязнителей из местных источников, но и поступление их извне за счет глобального и регионального переноса, что существенно также и при определении ПДВ и допустимой нагрузки на окружающую среду.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

При разработке мероприятий по оздоровлению воздушного бассейна отдельного города или крупного промышленного района иногда необходимо: - детально изучить состояние загрязнения атмосферы в целях выделения рай­онов, подверженных влиянию определенных источников загрязнения; - уточ­нить распределение по территории города основных и некоторых специфи­ческих вредных веществ, наблюдения за которыми ранее не проводились; - уточнить правильность расчета полей максимальных концентраций при разработках нормативов ПДВ, особенностей переноса вредных выбросов на десятки, а иногда и сотни километров от источника и изучения взаимного влияния отдельных промышленных центров на крупный промрайон.

8 слайд

Описание слайда:

Программа должна включать следующие работы: 1.Уточнение характеристики выбросов промышленных предприятий и автотранспорта (перечень предприятий, подлежащих обследованию; ве­ществ, выбросы которых должны определяться; автомагистралей для опреде­ления характеристик движения с указанием периода обследования и их час­тоты). 2.Изучение метеорологического режима (определение метеопарамет­ров, за которыми должны осуществляться наблюдения, сроков проведения наблюдений, указание точек наблюдений на карте-схеме). 3.Определение программы наблюдений: - установление количества ста­ционарных постов и дополнительных точек наблюдений с указанием их ме­стоположения на карте-схеме города, - составление перечня подлежащих кон­тролю веществ и сроков наблюдений, - перечня предприятий, в районе кото­рых будут проведены подфакельные наблюдения, с указанием расстояний и количества точек наблюдений, сроков наблюдений и веществ, концентрации которых будут определяться. 4.Сбор медико-биологических сведений (составление перечня показателей мест обследования и т.п.), который проводится в соответствии с мето­дическими указаниями Министерства здравоохранения РФ, а также со специ­альными программами по изучению влияния загрязнения атмосферы на со­стояние здоровья населения.

Cлайд 1

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ Подлинно многие и почти бесчисленные наблюдения перемен и явлений, на воздухе бывающих, ...учинены от испытателей натуры и...сообщены ученому свету, так чтобы нарочитой подлинности в предсказании погод уповать можно было… М.В. Ломоносов. Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих

Cлайд 2

Литература Основная: Дегтев М.И., Кудряшова О.С. Экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие. Пермь, 2007. Дегтев М.И., Стрелков В.В., Дегтев Д.М. Окружающая среда и экологический мониторинг. Екатеринбург: УрО РАН, 2004. 330 с. Основы аналитической химии. В 2-х кн.: Учебное пособие. Кн.1: Общие вопросы. Методы разделения/ Под ред. Ю.А.Золотова. М.: Высшая школа. 2002. 351 с. Основы аналитической химии. В 2-х кн.: Учебное пособие. Кн.2: Методы химического анализа/ Под ред. Ю.А.Золотова. М.: Высшая школа. 2002. 494 с. Дополнительная: Дегтев М.И. и др. Экологический мониторинг: Учебное пособие для вузов. Пермь, 1999. Дегтев М.И. Методы разделения и концентрирования: Учебное пособие. Пермь, 1998. ГОСТ 17.2.3.07-86 Правила контроля воздуха населенных пунктов. ГОСТ 17.1.3.07-82 Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды, водоемов и водотоков. ГОСТ 17.4.4.02-84 Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа. Дегтев М.И., Торопов Л.И. Аналитический контроль содержания поллютантов в объектах окружающей среды. Пермь, 2003. Мониторинг и методы контроля окружающей среды: Учебное пособие: в 2-х ч. /Ю.А. Афанасьев, С.А. Фомин, В.В. Меньшиков и др. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2001.- 337с. Рекомендуемая: Беспамятнов Г.П., Кротов Ю.А. Предельно допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде: Справочник. Л.: Химия, 1985. 528 с. Муравьева С.И., Казнина Н.И., Прохорова Е.К. Справочник по контролю вредных веществ в воздухе. М.: Химия, 1988. 320 с. Лурье Ю.Ю. Аналитическая химия промышленных сточных вод. М.: Химия, 1984. Золотов Ю.А. Окружающая среда - вызов аналитической химии // Вестн. РАН. 1997. Т. 67, № 11. С. 1040-1041.

Cлайд 3

Функции экологического контроля проверка исполнения законов, норм, правил, режимов работы контролируемых объектов. Это эколого-управленческий контроль – ЭУК измерение параметров контролируемых объектов. Это эколого-аналитический контроль - ЭАК и технолого-аналитический контроль – ТАК

Cлайд 4

Основные задачи ЭАК и ТАК Контроль источников загрязнения: экологически значимых параметров технологических процессов, прежде всего контроль организованных выбросов и сбросов; утечек из технологического оборудования, газовыделений из химических веществ, материалов, изделий и других неорганизованных выбросов и сбросов. Контроль воздушной среды и безопасности людей: загрязняющих веществ в воздухе рабочих и жилых зон; индивидуальный химический дозиметрический контроль.

Cлайд 5

Основные операции алгоритма ЭАК и ТАК пробоотбор; анализ отобранных проб; обработка результатов анализов; метрологическое обеспечение измерений.

Cлайд 6

Экологический мониторинг - информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов

Cлайд 7

Cлайд 8

Система экологического мониторинга накапливает, систематизирует и анализирует информацию о состоянии окружающей среды; о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т.e., об источниках и факторах воздействия); о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом; о существующих резервах биосферы.

Cлайд 9

Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1995 г.» Экологический мониторинг в РФ – это комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей природной среды и экологической безопасностью

Cлайд 10

Основные направления деятельности мониторинга наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды; оценку фактического состояния среды; прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.

Cлайд 11

Контроль экологический - деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственный и общественный экологический контроль

Cлайд 12

Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" Статья 68. Задачи экологического контроля. Экологический контроль ставит своими задачами: наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного, общественного контроля.

Cлайд 13

Cлайд 14

Уровни мониторинга импактный (изучение сильных воздействий в локальном масштабе -И); региональный (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона - Р); фоновый (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность - Ф).

Cлайд 15


СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ Данная система охватывает все потенциальные источники загрязнения, представляющие опасность для работающего персонала и окружающей среды, а также проживающего вокруг объекта населения. Ее основные функции сводятся к следующему: 1) сигнализация о превышении допустимого уровня (обнаружение) и измерение концентраций вредных веществ (определение) в контролируемых средах вблизи источника загрязнения, а также в зоне промплощадки и в СЗЗ; 2) обнаружение мест утечек опасных веществ в ОС и формирование исходных данных для прогноза об их распространении в случае аварии; 3) контроль технических параметров природоохранного оборудования и сооружений, а также других экологическизначимых параметров технологических процессов; 4) диагностика и контроль рабочих характеристик элементов самих контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА), а также средств обработки и отображения информации; 5) обработка, систематизация, протоколирование, отображение и хранение полученной аналитической информации (в т.ч. с использованием программно-аппаратных средств компьютерной техники); 6) формирование и передача информации диспетчеру предприятия на центральный пульт управления (ЦПУ) или в главный компьютер, а также на вышестоящий уровень ЕГСЭМ - в локальную или региональную подсистему мониторинга.


СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ Структура системы автоматического приборного контроля (АПК) объекта - многоуровневая, функционально-иерархическая. В ней выполняется соподчиненность процессов возникновения, обработки, передачи и отображения информации о загрязнении ОС на объекте и за его пределами, а также осуществляется управление этой информацией на каждом уровне иерархии и связь между ними. Она включает в себя 3 уровня. На первом уровне находятся датчики, автоматически отбирающие пробы, формирующие первичные аналитические сигналы о появлении загрязнения в контролируемой среде (воздух, воды, твердые поверхности) и преобразующие их в электрические сигналы, удобные для передачи на другие уровни подсистемы или моментального их отображения по месту установки датчика в соответствующем виде (световой или звуковой сигнал опасности). Датчики различаются своими функциональными особенностями и устанавливаются в непосредственной близости от контролируемого источника загрязнения или с учетом направления воздушных, либо водных, потоков на маршрутах движения или в точках нахождения и работы персонала.


СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ Второй уровень - это уровень местных пультов управления датчиками (локальных компьютеров) и щитов (мониторов) промежуточного отображения сгруппированной и частично обобщенной информации от нескольких датчиков, решающих одну и ту же задачу или контролирующих одну зону (помещение). Местные пульты управления датчиками являются источниками команд для них (одновременно могут служить сигнальным щитом), а щиты промежуточной информации отображают собранные в одном месте сигналы от всех однотипных датчиков одного или нескольких автоматических приборов контроля. Сигнальные щиты (мониторы) обычно размещаются на рабочем месте начальника смены или участка, а местные пульты, как правило, вообще выносятся из рабочей зоны в помещения КИПиА.


СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ Третий уровень - центральный пульт управления хранения, обработки и отображения всей информации, оснащенный главной ЭВМ и мнемосхемой - сигнальной "картой" размещения и состояния всех датчиков. На ЦПУ диспетчером (вручную), программно-приборным управляющим комплексом или центральным компьютером (автоматически) осуществляется управление всей системой мониторинга объекта. Сюда же поступают по соответствующим линиям (каналам) связи сигналы о наличии в контролируемой среде ЗВ, о неисправностях элементов подсистем, другая важная и полезная информация.


ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ Датчики технологических капсул (ДТК), устанавливаемые внутри некоторых капсул или в непосредственной близости от них внутри вентилируемых защитных боксов, ограничивающих пространство вокруг герметичных капсул или аппаратов с ОВ, фактически являются составной частью КИПиА - приборов технологического контроля и служат в основном для оперативного регулирования экологически опасных параметров производственных процессов (скорости ведения процесса, уровня концентрации вредных веществ в капсуле или технологическом аппарате), а также частично для контроля нагрузки на очистные сооружения и аппараты. Это приборы непрерывного и избирательного по отношению к целевому веществу действия, отличаются высокой селективностью, но относительно малой чувствительностью, хотя и достаточно высоким быстродействием (минуты÷секунды)


ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ Датчики защитных боксов (ДЗБ), устанавливаемые внутри вентилируемых полугерметичных защитных боксов, в которых расположены технологические капсулы и аппараты. Они также могут размещаться внутри вентиляционных систем или водосточных коммуникаций, отходящих от защитных боксов (до аппаратуры улавливания и очистки), а также внутри некоторых боксов, не содержащих капсул с ОВ, но в которых проводятся вспомогательные работы. Это приборы, сочетающие функции регулирования некоторых технологических параметров (технологические контрольные приборы) и контроля загрязненности окружающей среды в непосредственной близости от аппаратуры - источника ЗВ. Данные приборы обладают постоянным и непрерывным характером мониторинга, а также особенно высоким быстродействием. Высокая селективность и чувствительность для датчиков защитных боксов не обязательны, так как при разгерметизации капсулы или другой аварийной ситуации не имеет значения, от какой именно примеси в технологической смеси сработает датчик, тем более, что при этом локальная концентрация ЗВ внутри бокса может оказаться достаточно высокой. Главное, чтобы сигнал о разгерметизации и аварийной загрязненности среды в боксе был получен максимально быстро (секунды) для принятия соответствующих решений и действий по ликвидации аварийной ситуации.


ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ Датчики рабочих помещений (ДРП), устанавливаемые внутри вентилируемых ("условно грязных") помещений рабочей зоны, вокруг боксов, где проводятся особоопасные операции, а также вблизи рабочих мест и по маршрутам движения персонала. Они также могут устанавливаться после систем очистки на вентиляционных выпусках в атмосферу из выходных коллекторов сточных вод корпусов (цехов), на выгрузке отходов, т.е. на "концах трубы", - это приборы санитарно-гигиенического и отчасти экологического контроля. Их главная задача - постоянный, но не обязательно непрерывный (можно циклами) контроль концентраций ЗВ в средах на уровне предельно-допустимых концентраций в рабочей зоне (ПДКр.з.) или на уровне ПДК в очищенных сточных водах. Эти приборы должны обладать соответствующей высокой чувствительностью и достаточно высоким быстродействием для возможности оперативного принятия решений и применения персоналом индивидуальных средств защиты при аварийной ситуации или аварии. Характерной особенностью данных приборов является их селективность, требующая различать загрязненность ОС рабочих помещений действительно опасными веществами (ОВ) или другими веществами на действительно опасном уровне (т.е. ДРП, как правило, должны быть не просто сигнализаторами превышения уровня ПДК, но и анализаторами, способными измерять концентрацию ЗВ).


ДАТЧИКИ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ Датчики промплощадки и санитарно-защитной зоны (ДПП и ДСЗ), устанавливаемые на охраняемой и регулярно контролируемой открытой территории за пределами рабочих корпусов (в подфакельных зонах на территории промплощадки, вокруг рабочих корпусов, в которых проводятся особоопасные работы, по периметру ограждения промплощадки, где расположены "условно грязные" рабочие корпуса и опасные установки открытого типа, а также на "фоновых" постах, расположенных в СЗЗ и т.д.). Эти приборы выполняются в "климатическом" исполнении (с учетом возможности работы на улице). Они должны быть высокочувствительные, селективные, длительного эпизодического (циклического) действия, с широким сектором захвата потоков ЗВ из ОС и при этом анализаторы, оснащенные мощными средствами сигнализации, способностью к автоматическому отбору проб для последующих подтверждающих анализов в лаборатории. Датчики промплощадки и СЗЗ чаще всего объединяются в блоки на стационарных постах контроля окружающей среды, размещаемых на территории предприятия или за её пределами. При этом в состав поста должен входить набор датчиков на все основные для предприятия, наиболее опасные ЗВ, средства пробоотбора, контроля метеопараметров, а также вспомогательное оборудование. К числу таких датчиков относятся и многоканальные автоматические жидкостные анализаторы, устанавливаемые на выпускных коллекторах рабочих корпусов и выходном коллекторе предприятия, а также многоцелевые приборы или их комплексы "подфакельных" постов контроля воздушной среды, иногда размещаемые в СЗЗ.


ПОДСИСТЕМА ПРОБООТБОРА И ЛАБОРАТОРНОГО АНАЛИЗА Подсистема лабораторного аналитического контроля (ЛАК) объекта может функционировать самостоятельно (на обычных промышленных объектах в России она, как правило, является основной, в том числе и при мониторинге источников ЗВ), но в условиях особоопасного объекта её роль в мониторинге ОС становится второстепенной при наличии высокоэффективной подсистемы автоматического приборного контроля, хотя и сохраняются некоторые специфические функции, которые пока не могут решить автоматы. Основной задачей подсистемы ЛАК на особоопасном объекте является верификация (подтверждение) данных приборов о загрязнении ОС. Существуют и другие задачи, связанные с плановым техническим контролем производственных процессов, обеспечением разнообразных аналитических измерений, которые не способны осуществлять целевые автоматические приборы. Прежде всего, это относится к решению многовариантных задач, связанных с идентификацией и количественным измерением концентраций компонентов сложных смесей (реакционных масс, а также отобранных из окружающей среды проб, сильно загрязненных множеством различных посторонних примесей).


ПОДСИСТЕМА ПРОБООТБОРА И ЛАБОРАТОРНОГО АНАЛИЗА Структура подсистемы ЛАК также обычно трехуровневая. На первом уровне этой подсистемы находится сеть пробоотборных станций, включающих автоматические устройства для отбора проб (в наиболее опасных местах) , а также четко определенные графиком и маршрутом (с учетом технологической схемы и распределения воздушных потоков) оборудованные позиции для ручного пробоотбора. К этому же уровню относятся приборные средства для поиска мест утечек (течеискатели), простейшие средства экспресс-анализа "на месте" - индикаторные трубки, пленки, краски, мелки, экспресс-тесты и иные индикаторные тест-системы, а также средства доставки проб и персонал, работающий на соответствующих местах.


ПОДСИСТЕМА ПРОБООТБОРА И ЛАБОРАТОРНОГО АНАЛИЗА Второй уровень - аналитическая лаборатория, оснащенная приборами и другим оборудованием для осуществления анализов, которые соответствуют решаемым лабораторией задачам. В лаборатории помимо измерительных приборов устанавливается приемная станция пневмопочты, на которую поступают автоматически отобранные пробы, имеются различные зоны и секторы (хранения проб и пробоподготовки, идентификации, количественного измерения анализируемых веществ и т.д.), а также различное вспомогательное оборудование, обеспечивающее работоспособность лаборатории. Кроме того, аналитической лаборатории обычно придаются транспортные средства и мобильные посты контроля (автолаборатория) для отбора и доставки проб, а также проведения первичных анализов на удаленных от объекта территориях (в СЗЗ и за её пределами). Важнейшим компонентом аналитической лаборатории является штат её персонала - обученные и подготовленные пробоотборщики, лаборанты, техники-прибористы, инженеры и другие сотрудники, осуществляющие комплекс работ данной подсистемы ЛАК.


ПОДСИСТЕМА ПРОБООТБОРА И ЛАБОРАТОРНОГО АНАЛИЗА Третий уровень - Центральный пульт управления (ЦПУ), хранения, обработки и отображения информации, являющийся общим и для АПК, и для ЛАК. Работа подсистемы лабораторного аналитического контроля принципиально заключается в автоматическом или "ручном" отборе проб воздуха, жидкостей, вод или смывов с поверхностей, твердых (сыпучих) веществ и отходов - в соответствии с графиком пробоотбора или после сигнала автоматического прибора по месту установки сработавшего датчика. Помимо пробоотбора в рабочих корпусах объекта персонал, обслуживающий эту подсистему, осуществляет отбор проб объектов окружающей среды за территорией промплощадки - в санитарно-защитной зоне, по её периметру и (в аварийных случаях) - даже в населенных местах, используя передвижные (мобильные) средства. Отобранную пробу после этого по пневмопочте (автоматически) или другим образом (вручную - пешком, на машине и т.д.) в максимально короткий срок доставляют в аналитическую лабораторию и проводят необходимые анализы. Полученные данные лабораторных анализов, так же как и данные автоматических приборов, обрабатываются, систематизируются, протоколируются и оперативно передаются на ЦПУ (где и хранятся) в распоряжение диспетчера и управляющего центрального компьютера.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Общие темы"

Множество презентаций и докладов на общие темы помогут вам найти интересный материал, получить новые знания и ответят на самые разные вопросы

1 слайд

Формирование и обеспечение функционирования дополнительной (региональной) сети государственного мониторинга окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Докладчик: начальник ГУ «Ханты - Мансийский ЦГМС» Надежда Викторовна Точёнова Составил:начальник отдела мониторинга-Волковская Ольга Михай-ловна 900igr.net

2 слайд

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра S = 534,8 тыс. км2, из которых 152,3 тыс. км2 (или 28,5%) занято лицензионными участками недр и активно подвергается промышленной эксплуатации. Гидрографическая сеть относится к бассейну Карского моря. Речную сеть территории автономного округа формируют Обь и Иртыш, (протяженность которых 1165 и 244 км соответственно) и 12 их притоков, а также множество мелких речек. Общее число рек в автономном округе около 30 тысяч. Административно – территориальное деление: 16 городов, наиболее крупные – Сургут и Нижневартовск (более 200 тыс. человек), Нефтеюганск (более 100 тыс. человек). Административный центр – г. Ханты – Мансийск с населением более 50 тыс. человек. *

3 слайд

Государственная наблюдательная сеть 1 ПНЗ, 26 ГХП, 2 М-2 атмосферные осадки, 12 М-2 снежный покров, 11 пунктов контроля радиоактивного загрязнения

4 слайд

Экономические показатели I место – по добыче нефти; I место – по производству электроэнергии; I место – по поступлению налогов в бюджетную систему; II место – по добыче газа; II место – по объёму инвестиций в основной капитал

5 слайд

Концепция экологической безопасности (утверждена распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 апреля 2007 г. n 110-рп) развитие хозяйственной деятельности, в основе которой находятся энергоресурсосберегающие и экологически более чистые технологии; ведение деятельности, способствующей сохранению или увеличению биологического разнообразия в экосистемах; экологическое воспитание и образование населения; создание региональной сети мониторинга как оперативной информационно-аналитической системы наблюдений за динамикой показателей, характеризующих состояние и развитие природной среды; обеспечение рационального и безопасного природопользования, предусматривающее рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов и их глубокую переработку, а также неистощительное использование возобновляемых природных ресурсов и меры по их воспроизводству; повышение качества и увеличение продолжительности жизни населения за счет обеспечения безопасного состояния окружающей среды как неотъемлемого условия жизни, здоровья и благополучия нынешнего и будущих поколений жителей, а также улучшения демографической ситуации в автономном округе; снижение уровня опасного воздействия факторов природного и техногенного характера на население и территорию автономного округа, а также на соседние территории; охрана и восстановление естественных экологических систем на территории автономного округа в целях поддержания их жизнеобеспечивающих функций для населения, обеспечение их целостности, способности к саморегуляции и сохранение биологического разнообразия.

6 слайд

7 слайд

Региональная сеть наблюдений за состоянием окружающей природной среды Базовая Дополнительная Государственная Региональная Локальная (ГУ «Ханты – Мансийский (вне лицензионных (на лицензионных ЦГМС») участков) участках) Вода – 26 постов Вода – 111 точек Вода – 1929 точек Воздух – 1 постов Воздух – 7 постов Воздух – 1027 точек Донные – 111 точек Донные – 1878 точек Снег – 18 точек Снег – 1027 точек Почвы – 1654 точки

8 слайд

9 слайд

Наполнение баз данных Госфонда Периодичность отбора проб: поверхностная вода 4 раза в год (основные гидрологические фазы) донные отложения 1 раз в год (летне-осенняя межень) почва 1 раз в год (сентябрь) снег 1 раз в год (март-апрель) атмосферный воздух 2 раза в год (июнь, сентябрь) Общее количество измерений качества природных сред, поступивших в единую базу данных за 2005-2008 годы более 592000 В первом квартале 2009 года в единую базу данных поступило 15723 измерений загрязняющих веществ поверхностных вод и снежного покрова

10 слайд

Локальный экологический мониторинг Обусловлен наличием большого количества лицензионных участков Организован с целью отслеживания динамики состояния компонентов природной среды под влиянием нефтегазодобывающего комплекса на локальном уровне Обеспечивает основной объем систематических наблюдений за качеством компонентов природной среды

11 слайд

Функционирование региональной системы экологического мониторинга Росгидромет (Госфонд) Обь-Иртышское УГМС ГУ «Ханты- Мансийский ЦГМС» Базовая (Государственная) Правительство Ханты - Мансийского автономного округа - Югры Закон «о комплексной целевой программе Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Оздоровление экологической обстановки в Ханты – Мансийском автономном округе Югре в 2005-2010» Постанолвление №302-п «Об утверждении требований к определению исходной загрязнённости компонентов природнеой среды, проектированию и ведению локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр на территории Ханты – Мансийского авытономного округа-Югры Департамент охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты – Мансийского автономного округа - Югры Лицензиаты Росгидромета: ГУ «Ханты-Мансийский ЦГМС» ОАО «НПЦ Мониторинг» ФГУ «ЦЛАТИ по УрФО» по ХМАО Компании - недропользователи Дополнительная Региональная (вне лицензионных участков) Локальная (на лицензионных участках)

12 слайд

Достижения отдела мониторинга окружающей среды ГУ «Ханты - Мансийский ЦГМС» -расширена лаборатория мониторинга загрязнения атмосферного воздуха в плане отбора и анализа проб снежного покрова на 16 компонентов; - открыта лаборатория почв и донных отложений с анализом проб на 17 и 14 компонентов соответственно. В ноябре 2007 года лаборатории ОМОС аккредитованы с учётом расширенной области деятельности.

13 слайд

Достижения отдела мониторинга окружающей среды ГУ «Ханты - Мансийский ЦГМС» Дополнительный объём выполненных работ за период 1-3 кварталы 2008 года возрос на 113% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года: вода – 347 проб 6540 определений, донные отложения – 101 проба 1345 определений, воздух – 651 проба 651 определение, снег – 27 проб 350 определений, почвы – 29 проб 493 определения.

14 слайд

Политика Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области ведения экологического мониторинга Направлена на взаимодействие различных структур всех уровней власти Большая заслуга принадлежит куратору нашей службы – заместителю председателя Правительства Ханты – Мансийского автономного округа – Югры по вопросам недропользования и ТЭК Владимиру Ивановичу Карасёва

15 слайд

Участие в крупных проектах сотрудников ГУ «Ханты – Мансийский ЦГМС» - освоение Приполярного Урала, строительство газопровода «Алтай»; - ЕС ТАСИС «Система мониторинга и оповещения для радиационного контроля в бассейне рек Обь и Иртыш; - в проведении международной экологической акции «Спасти и сохранить»; - в проведении съездов экологов нефтяных регионов РФ. - в подготовке проекта комплексной целевой программы Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Оздоровление экологической обстановки в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре в 2011 – 2015 гг.»

16 слайд

Угроза закрытия региональной сети – пунктов наблюдений за загрязнением атмосферы (ПНЗ) С наступлением мирового финансового кризиса существует реальная угроза закрытия региональных ПНЗ. * прекращено окружное финансирование функционирования ПНЗ; * федеральное финансирование невозможно по причине значительного сокращения объемов бюджетных ассигнований, выделенных Росгидромету на 2010 и последующие годы. В настоящее время ГУ «Ханты – Мансийский ЦГМС» не имеет средств на содержание ПНЗ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: