Закономерности социальной работы понятие специфика содержание. Закономерности и принципы социальной работы

Хорошо известно, что система знаний становится научной тогда, когда получает социальный статус. Это значит, что она общественно значима и востребована, отвечает основным критериальным требованиям, что у данной системы знаний есть свой объект, предмет, принципы исследования, введены и обоснованы закономерности функционирования и развития.

Понятийно-категориальный аппарат данной науки включает как понятия, выработанные в процессе ее возникновения и развития, так и понятия других научных дисциплин. Это относится и к социальной работе. Так, например, такие понятия, как "адаптация", "взаимоотношения", "реабилитация" и т.д. рассматриваются в философии, социологии, психологии, в том числе и в социальной работе, но в каждой из указанных дисциплин они имеют свое содержание.

Исследователи классифицируют используемые понятия по группам. Первую группу составляют термины и понятия, не являющиеся специфическими категориями социальной работы как науки, связанные преимущественно с конкретными дисциплинами. Например, "социальная сфера", "социальные отношения" связаны с социологией; "социализация", "конфликты" – с психологией, педагогикой; "реабилитация" – с медициной и т.д.

Вторая группа понятий относится преимущественно к социальной работе, но в то же время используется и другими науками. Это понятия определяют, прежде всего, объекты и субъекты, закономерности, принципы и методы.

Третья группа понятий представляет собой категории, относящиеся только к социальной работе: социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь.

В исследовании теоретических проблем социальной работы важное место отводится принципам. В них находят отражение наиболее существенные связи и отношения, присущие практической и теоретической деятельности.

М. В. Фирсов и Е. Г. Студенова выделяют несколько подходов определения принципов теории социальной работы.

Во-первых, если за рубежом осмысление социальной реальности шло от практики, вследствие чего в ее принципах доминируют ориентированные на практику установки к изменению, то в Российской Федерации происходит осмысление социальной работы как понятийной реальности, в связи с чем здесь принципы социальной работы имеют прогнозно-ориентированную и дескриптивную (описательную) направленность.

Во-вторых, принципы социальной работы за рубежом отражают направления основных школ, которые в конечном счете стали едиными в теории и практике. В России плюрализма подходов к определению принципов нет, так как оказание социальной помощи населению централизовано и развивается в контексте официальных законов и постановлений. Поэтому принципы социальной работы отражают установки государственных концептов.

В-третьих, если за рубежом принципы вытекают из практических концептов (например, "здесь и сейчас"), то в России преобладают принципы психолого-педагогической области (например, принцип индивидуального подхода).

В целом в России приоритет отдается принципам социальных наук и философии. Поэтому мы будем разделять принципы социальной работы на общефилософские (общие) принципы, общетеоретические принципы социальных наук и частнонаучные принципы социальной работы.

К общефилософским можно отнести следующие принципы социальной работы:

  • гуманистическую направленность социальной работы:
  • соответствие интересов и возможностей государства интересам и потребностям населения;
  • решение задач и достижение целей социальной работы и их осуществимость;
  • соответствие методов, средств и форм социальной работы ее целям и задачам;
  • социально-дифференцированную систему удовлетворения потребностей населения;
  • персонификацию социальной работы через ее субъекты;
  • справедливость и альтруизм социальной работы.

К общенаучным принципам социальной работы относятся общие правила, касающиеся образования и формализации ее научных понятий, категорий, объяснений явлений и процессов, обоснование и установление законов и закономерностей, а также выработки средств, форм и методов социальной работы.

Общенаучные принципы дифференцируются на общесоциологические, психолого-педагогические, методические и организационные.

Общесоциологические принципы оформляются в результате выстраивания социального образа клиента. К ним относятся:

  • характерологические сведения о клиенте;
  • право и возможность клиента на самостоятельность выбора и принятие решения;
  • наличие потенциала оказания самопомощи;
  • невмешательство в частную жизнь клиента;
  • принадлежность клиента к определенным социальным группам, потенциально подверженным дискриминации в связи с полом, возрастом, религиозными убеждениями, национальной принадлежностью, политическими взглядами, сексуальной ориентацией и т.п. их членов;
  • эмоциональная гиперактивность и провоцирующее (возможно, виктимное) поведение, вызванные переживанием клиентом его проблем, и др.

К психолого-педагогическим принципам можно отнести:

  • модальность;
  • эмпатию (сочувствование, вчувствование, когда "сердце сердцу сопечалится и совеселится");
  • аттракцию (привлекательность клиента и субъекта социальной работы);
  • доверие в системе "объект – субъект" социальной работы и др.

К методическим принципам относятся: преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность И др.

К организационным – всеобщность, комплексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспоможение).

Частнонаучные принципы социальной работы характеризуют, прежде всего, отношения в системе "клиент субъект социальной работы":

  • клиентоцентризм, поскольку уважение и защита интересов и потребностей клиента является системообразующим в социальной работе. (Необходимо отметить, что этот принцип ограничивает деятельность социального работника реализацией права гражданина отказаться от социального обеспечения.);
  • принцип опоры на собственные силы клиента предполагает развитие у него способности противостоять неблагоприятному воздействию социальной среды;
  • принцип конфиденциальности (неразглашение сведений о частной жизни клиента);
  • принцип универсальности предполагает уважительное отношение к любому клиенту вне связи с его характерологическими и социальными особенностями и отделение субъектом социальной работы собственных чувств от профессиональных отношений;
  • принцип толерантности подразумевает терпимое отношение субъекта социальной работы к любым проявлениям агрессии и провокации со стороны клиента с целью позитивного изменения его жизни.

Существуют частнонаучные принципы, характеризующие направленность социальной работы:

  • профилактическая направленность деятельности субъекта социальной работы по определению "зон риска" в системе "человек – проблемная ситуация";
  • непосредственное реагирование на проблемную ситуацию клиента, особенно при утрате клиентом способности к самообслуживанию, выявлении фактов насилия по отношению к детям, угрозе суицидного поведения и т.п.;
  • поскольку субъект социальной работы должен держать в зоне внимания и тех, кому оказана социальная помощь, то проверка действенности вмешательства является важным частнонаучным принципом социальной работы.

Наконец, существуют и внутриресурсные принципы

социальной работы. В связи с ликвидацией системы безвозмездного получения социальных благ и услуг, в ходе осуществления социальной работы важны:

  • принцип рыночного механизма функционирования социальной сферы вообще и социальной работы в частности;
  • ресурсосберегающий принцип (государственные и общественные ресурсы), следование порядку предоставления социальной помощи и услуг, адресность помощи;
  • принцип активизации потенциала государственных и неформальных институтов помощи.

Социальная работа как наука основывается на собственных закономерностях – повторяющихся существенных связях явлений, действие которых проявляется в виде тенденций, определяющих основную линию развития той или иной сферы деятельности.

Следует отметить, что закономерности, объективно существующие в реальной действительности, зачастую отличаются от закономерностей, имеющих место в науке.

В реальной действительности закономерности проявляются в комплексе, а не изолированно от других, и лишь в теории наше мышление благодаря способности абстрагироваться от совокупных связей позволяет вычленить и сформулировать закономерности в чистом виде.

Междисциплинарный, интегративный характер социальной работы, необходимость статистической обработки огромного количества эмпирического материала, данных наблюдений усложняет выявление и формулирование закономерностей.

В настоящее время можно говорить о ряде закономерностей.

В качестве основной закономерности можно выделить взаимосвязь социальной политики и содержания социальной работы в обществе.

Поскольку государство определяет объемы финансирования социальных программ, гарантированные виды услуг, меры социальной поддержки и т.д., социальная работа целиком зависит от социальной политики, которую проводит государство в данный момент.

Другой закономерностью выступает детерминация содержания и форм социальной работы социокультурными условиями ее проведения.

Закономерна также взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы.

Следующая закономерность – это структурно-функциональная обусловленность эффективности социальной работы, включающая в себя взаимосвязь между качеством социальной работы и организацией деятельности учреждений социального обслуживания.

Исследователи теории социальной работы также выделяют такие закономерности, как:

  • профессиональная компетентность и ценностная ориентированность кадров социальной сферы;
  • раннее диагностирование и современная профилактика и др.

Мировой и отечественный опыт ведения деятельности по оказанию социальной помощи свидетельствует, что закономерности социальной работы, как названные выше, так и не сформулированные пока, носят объективный характер и проявляют себя независимо от воли и желания людей, знания или незнания их специалистами. Сотрудник социальной службы или органа социального управления в силу различных причин может игнорировать наличие этих закономерностей, однако это не отменяет их действия и влияния. Устранение же негативных последствий, вызванных пренебрежением к действию объективных факторов социального функционирования, потребует дополнительных сил, времени и ресурсов, которые всегда дефицитны. Вот почему, чем глубже специалист по социальной работе осознает и чем полнее учитывает ее закономерности в своей практической деятельности, тем эффективнее ее результаты.

Следует заметить, что само по себе теоретическое знание закономерностей еще не гарантирует их систематического использования в повседневной практике специалистов по социальной работе. Специалист-практик не в состоянии в каждом конкретном случае проводить развернутый теоретический анализ социальной ситуации, целенаправленно соотносить свои действия с устойчивыми связями и закономерностями социальной действительности, рефлектировать по поводу своих отношений с клиентом. Поэтому на практике он чаще исходит из типичности проблем клиентов, использует в первую очередь те выводы и правила, которые формулируются наукой и практикой на основе открытых закономерностей и выражают определенный перечень требований к социальному работнику.

Становление и развитие теории социальной работы предполагает разработку системы закономерностей.

Как отмечает Л. В. Топчий, выделение системы закономерностей социальной работы – не такая простая задача. Это сложный и противоречивый процесс, связанный с социально-гуманитарным познанием.

Закономерности как предмет системного рассмотрения представляют собой специфическую область дознания и сложный тип социальных систем. Как показал отечественный опыт разработки теории социальной работы, закономерности нельзя определить механически, исходя только из сложившейся практики социальной работы в России. Они недоступны непосредственному чувственному восприятию. И пока что границы предметного поля действия закономерностей социальной работы не определены ни в теории, ни в сфере обыденного сознания.

Закономерности социальной работы, сформулированные в науке, по мере развития и углубления познания реальных процессов, по мере совершенствования понятийного аппарата изменяются и трансформируются.

В настоящее время можно говорить о следующих закономерностях.

  • 1. Социальная работа – специфический вид деятельности по воздействию на протекающие в обществе процессы в соответствии с потребностями людей, требованиями конкретной обстановки, служащий интересам всех людей, их духовному возвышению и обновлению общественных отношений, сохранению и реабилитации социального здоровья.
  • 2. Формирование индивида происходит по "социальной программе" – под воздействием общественной среды при определяющей роли самой личности в собственном развитии.
  • 3. Источники формирования и потребления социальных услуг носят социально-детерминированный характер (обусловливаются потребностями общества и отражают тенденции его развития).

Таким образом, закономерности социальной работы фиксируют:

  • взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политике и социальной работе;
  • обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, общностей, индивидов; решение социальных проблем через личностные потребности и интересы клиентов;
  • зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможности социальной системы государства и общества.

Категории закономерности и принципы социальной работы План Категориально понятийный аппарат социальной работы Закономерности социальной работы. Принципы социальной работы.Любая гуманитарная наука в том числе теория социальной работы отражает изменчивые тесно переплетающиеся друг с другом многообразные социальные явления например взаимодействие человекчеловек человексреда обобщая и интерпретируя которые ученые выдвигают понятия – краткие но всеобъемлющие определения способные объяснить особенности того или...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


социальной работы

План

  1. Категориально- понятийный аппарат социальной работы
  2. Закономерности социальной работы.
  3. Принципы социальной работы.

1. Любая гуманитарная наука, в том числе теория социальной работы, отражает изменчивые, тесно переплетающиеся друг с другом многообразные социальные явления (например, взаимодействие «человек-человек», «человек-среда»), обобщая и интерпретируя которые ученые выдвигают понятия – краткие, но всеобъемлющие определения, способные объяснить особенности того или иного явления, не позволяющие его толковать двояко. Понятие – это отражение в обобщенной форме явлений и событий действительности, связей между ними посредством фиксации их общих и специфических признаков и свойств. Если понятие устраивает большинство исследователей, становится устоявшимся, его называют термином . Когда т е рмин становится всеобщим он является категорией , т.е. категории – это наиболее общие фундаментальные для данной системы научных знаний понятия. Под категориями понимаются важнейшие понятия, родовые понятия, отражающие существенные стороны предмета данной науки. В категориальной форме отражается опыт исследования и практической деятельности в социальной работе, выражаются уровни понимания и осмысления ее особенностей, взаимосвязей. Наука лишь тогда имеет право на самостоятельное существование, когда в ее законах и категориях находят свое научное выражение специфические объективные закономерности и стороны развития самой действительности. Следовательно, категории являются структурообразующими элементами социальной работы как научной теории. В теории социальной работы сложился специфический категориально-понятийный аппарат, с помощью которого раскрываются

сущность, содержание, закономерности и тенденции социальной работы.

Категории и понятия теории социальной работы нельзя отрывать и тем более противопоставлять категориям и понятиям смежных социальных дисциплин, изучающих человека, социальные группы и социальные процессы. Однако это не означает, что законы и категории теории социальной работы теряют свое самостоятельное значение.

Так, современные исследователи проблем теории социальной работы при выделении групп понятий и категорий в основание классификации имеют в виду различные критерии.

Например, Л. Г. Гуслякова, Е. И. Холостова отмечают, что в систему категорий социальной работы должны войти понятия, отражающие, в частности: специфику организации социальной работы в различных сферах социальной практики — социальная работа в образовании, социальная работа в здравоохранении, в службах социального обеспечения; социальная работа в армии и т. п.; специфику социальной работы с различными категориями населения (социальная работа с инвалидами, социальная работа с семьей, социальная работа с группами риска и т.д.); социальная работа в различных социальных ситуациях: социальная работа в экстремальных ситуациях и в условиях экологического неблагополучия, военных действий и т.д.; категории, отражающие модели разрешения социальных проблем каждого клиента в отдельности: консультирование; адаптация личности; социальный контроль; технологии социальной защиты и др.;

Интегративный и междисциплинарный характер социальной работы обусловили размытость границ ее категориального аппарата. Теория социальной работы при рассмотрении социальных проблем общества опирается на такие социологические категории, как «социальное», «социальные процессы», «социум», «социализация», социальные отношения». Однако, это не означает, что теория социальной работы не имеет базовых, родовых понятий.

В целях упорядочения многообразия категорий социальной работы, структурируя их ученые чаще всего выделяют следующие группы понятий и категорий (Е.И.Холостова):

  • собственные категории социальной работы: социальный работник, социальная работа, социальное обслуживание, социальная защита, адресная социальная помощь; специалист по социальной работе, клиент, социальные службы, социальное обеспечение и др.

категории, относящие к социальной работе по преимуществу, но используемые также другими отраслями знания: социальная реабилитация, психосоциальная работа, семейный конфликт; социальная адаптация; социально-медицинские услуги, социально- правовые услуги и др.

Категории не являющиеся специфическими для социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются другими науками: социальные отношения, социальное пространство, общество, государство, социальная стратификация, социальные процессы, социум.

Рассмотрим некоторые базовые категории социальной работы.

Социальная работа – разновидность человеческой деятельности, целью которой является оптимизация осуществления субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности; семьи и других социальных групп.

Специалист по социальной работе - специалист в силу своих должностных и профессиональных обязанностей оказывающий все виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой возникших социальных проблем;

Социальное помощь - система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальным работником (социальной службой) для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержка их социального статуса и полноценной жизнедеятельности.

Социальная поддержка – специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования незащищенных социальных групп населения, отдельных семей, личности, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности.

Социальное обслуживание - деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых и иных услуг и материальной помощи, созданию условий и осуществлению социальной адаптации, реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Социальная защита населения – целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровня общества система практически осуществляемых социальных, политических, правовых, экономических, психолого-педагогических и духовных мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного функционирования населения, предотвращения ущемления его прав и свобод.

2. Важнейшим структурным компонентом научной теории социальной работы являются ее закономерности. Поэтому важнейшей задачей ее научной теории является выявление и формулирование закономерностей, которые выражают порядок причинной, необходимой, устойчивой, повторяющейся связи между явлениями и свойствами объективного мира, при которых изменения одних явлений вызывает вполне определенные изменения других явлений или процессов. Без глубокого знания закономерностей развития социальных процессов, конкретных условий жизнедеятельности людей, без умения использовать познанные закономерности, опыт, накопленный предшествующими поколениями и современниками, нельзя успешно решать задачи, возложенные на социальную работу.

Следует заметить, что закономерности, объективно существующие в реальной действительности, порой отличаются от закономерностей, имеющих место в науке, так как в реальной действительности закономерности проявляются в комплексе, а не изолированно от других.

Закономерности социальной работы, сформулированные в науке, по мере развития и углубления познания реальных процессов, по мере совершенствования понятийного аппарата и исследовательской технологии изменяются, трансформируются, постоянно приближаясь к модели объективной закономерности, имеющей место в реальной практике социальной работы. Закономерности социальной работы наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность социальных связей и явлений, имеющих отношение к социальной ситуации клиента.

Теория социальной работы выявляет и описывает основные тенденции, закономерности развития и функционирования всего комплекса взаимосвязанных компонентов социальной работы: объекта сознательного воздействия и условий его жизнедеятельности; цели, задачи и закономерности взаимодействия объектов и субъектов; субъекта; принципов и методов. Закономерности социальной работы можно разделить на:

  • Объективные закономерности - присущие социальной работе

как процессу, по его сущности, неизбежно проявляющиеся как только он возникает в какой либо форме, независимо от способа, содержания деятельности социального работника (т.е. отражают связи между самостоятельными процессами, системами, явлениями).

В качестве объективных закономерностей выделяют закономерности отражающие зависимость содержания социальной работы от целей социальной политики государства. Закономерно также взаимосвязь уровня развития социальной работы и уровня социального развития общества.

  • Субъективные закономерности – проявляющиеся в зависимости

от деятельности, средств предпринимаемых социальным работником и клиентом (т.е. отражают связи между отдельными компонентами внутри системы).

В качестве субъективных закономерностей выделяют закономерности отражающие зависимость эффективность социальной работы от уровня подготовленности специалиста; от совместной заинтересованности социального работника и клиента в решении проблемы.

Е.И. Холостова, при вычленении закономерностей социальной работы исходит из того, что в социальной работе имеют место организационно-управленческие отношения и отношения взаимодействия специалиста и клиента (контакнтный уровень социальной работы) , которые позволяют выделить присущие управлению определенные закономерности.

Среди различных видов управленческих отношений, влияющих на структуру социальной работы как науки выделяют отношения:

субординации – связи между органами управления, между отдельными лицами при наличии у них служебных отношений подчиненности при реализации общей цели управленческой деятельности;

координации - связи между непосредственно не подчиненными друг другу участниками управленческого процесса с целью согласования своих действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей;

корреляции – взаимодействия и взаимовлияния.

Для управленческих органов социальной защиты государственного, регионального и местных уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, наделенных определенными полномочиями, правами и обязанностями управленческие отношения детерминируются следующими закономерностями:

  • зависимость результативности социальной защиты от структурной завершенности системы органов управления и функционирования, и учреждений социального обслуживания;
  • зависимость эффективности социальной защиты и социального обслуживания населения от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного управления;
  • взаимосвязь между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты и социального обслуживания и т.д.

Эффективность достижения целей социальной работы на непосредственно контактном уровне, зависит от следующих закономерностей:

  • совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия;
  • целостность воздействия специалиста социальной работы на
    клиента;
  • соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе и др.

Закономерности, сформулированные и еще не сформулированные учеными и практиками, носят объективный характер и проявляются независимо от воли, желания специалистов, их знания. Специалист-практик не в состоянии в каждом конкретном случае соотносить свои действия с закономерностями социальной работы, анализировать и оценивать проявления закономерностей в отношениях с клиентом. Поэтому на практике он руководствуется лишь выводами и правилами, возникающими из сформулированных наукой закономерностей, которые, выражая вполне конкретный перечень требований к содержанию, методам, технологиям, организации социальной работы становятся принципом, исходным положением и общим правилом деятельности социального работника.

Принципы социальной работы — важнейший структурный компонент логических форм научной теории. Через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений, воплощенных в категориях и закономерностях с практикой социальной работы. Принципы объективны по содержанию и субъективны по форме.

Выделяют следующие группы принципов социальной работы:

Общефилософские : лежат в основе всех наук об обществе, человеке, механизмах их взаимодействия. К ним относят – принцип развития, принцип детерминизма, принцип историзма, принцип единства сознания и деятельности, принцип отражения, принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды.

Социально- политические: выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства, которая определяет концептуальные подходы к приоритетам в социальной защите населения. К ним относят:

Принцип гуманизма и демократизма содержания, методов социальной работы, принцип государственного подхода к задачам решаемым в процессе социальной работы, принцип законности и справедливости деятельности специалиста по социальной работе, принцип связи содержания, форм, методов социальной работы с конкретными условиями жизнедеятельности личности или социальной группы.

Организационно - распределительные: К ним относят – принцип социально-технологической компетентности специалиста по социальной работе, принцип единства прав и обязанностей, принцип стимулирования, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности.

Психолого-педагогические принципы. Они выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидных характеристик при осуществлении любых социально-технологических процедур. К ним относят: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними; индивидуальный подход; целенаправленность и адресность социальной работы; учет возрастных особенностей.

Специфические принципы социальной работы. Они определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению. К ним относят:

  • принцип универсальности, который требует исключить

дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера;

  • принцип охраны социальных прав, т.е. оказание помощи клиенту

не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их;

  • принцип социального реагирования, который подразумевает

осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг;

  • принцип профилактической направленности, т.е. указывает на

необходимость и важность предотвращения возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или предупреждения отягощения уже возникших проблем;

  • принцип клиентоцентризма означает признание приоритета

прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. Важнейшая цель деятельности специалиста по социальной работе работника — обеспечение способности клиента к социальному функционированию, создание благоприятных условий для его социального самочувствия и развития его личности;

  • принцип опоры на собственные силы, который подчеркивает

активную позицию клиента в разрешении своих проблем. Социальный работник должен консультировать клиента в выборе стратегии выхода из кризиса, оказывать ему психологическую помощь, побуждать к самопомощи, содействовать объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей;

  • принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того,

что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Специалисты по социальной работе должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов;

  • принцип конфиденциальности, предполагает что в процессе

деятельности специалисту становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях; она не должна разглашаться, кроме случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, прежде всего детям;

  • принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа

ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Однако, специалист по социальной работе не может делить клиентов на « xo роших » и «плохих», «удобных» и «неудобных». Каждый, кто нуждается в помощи, должен получить ее.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

19279. Категории и закономерности политологии 14.72 KB
Термин политология образовался от греческих слов politik государственные или общественные дела и logos слово учение что буквально означает политическая наука или наука о политике. политическая наука тоже развивалась достаточно интенсивно. В посткоммунистический период развития нашего государства политическая наука вновь обрела права гражданства в России и оказалась как нельзя более кстати. Объектом политологии является политическая действительность или политическая сфера жизни общества.
7561. Сущность, закономерности, принципы процесса воспитания и самовоспитания 25.86 KB
Сущность закономерности принципы процесса воспитания и самовоспитания Требования к компетентности по теме □ знать и уметь раскрывать сущность понятий воспитание в широком педагогическом значении воспитание в узком педагогическом значении; знать и уметь анализировать разные трактовки процесса воспитания представленные в истории педагогики; □ знать и уметь формулировать цели задачи гуманистического воспитания; знать и уметь раскрывать содержание закономерностей и принципов гуманистического воспитания; □ знать и уметь характеризовать...
1290. Предложения по повышению эффективности социальной работы ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Кировского района города Астрахани» 4.81 MB
Теоретические аспекты процесса управления социальной защитой населения. Организация управления социальной защитой населения России. Показатели эффективности социальной защиты населения. Оценка особенностей управления социальной защиты ГКУ АО Центр социальной поддержки населения Кировского района города Астрахани.
10015. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА И КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ГБУ «ЦСОГПВИИ ПЕРЕВОЗСКОГО РАЙОНА» 320.73 KB
Актуальность работы заключается в возникновении общественной потребности в эффективной социальной помощи пожилым людям в условиях социально-экономических изменений, происходящих в нашей стране. Социальная работа направлена на психологическую поддержку пожилых в различных трудных и кризисных ситуациях, вызывающих психологический дискомфорт и эмоциональную нестабильность, на содействие эффективной адаптации к социальной среде, к изменяющимся социальным условиям.
3395. Принципы и методы санитарно-просветительной работы с населением. Особенности работы с детьми и родителями, мед. работниками 18.69 KB
Подробно разбираются особенности санпросветработы с детьми различного возраста родителями медицинскими работниками и педагогами. Студенты знакомятся с основным материальным обеспечением проведения санпросветработы на примере оборудования и оснащения типовой и приспособленных комнатах гигиены и профилактики размноженных памяток и листовок и других средств наглядной и познавательной агитации. Дифференциация должна осуществляться и при проведении санпросветработы. Однако повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивной формы...
380. БИОХИМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УТОМЛЕНИЯ И БИОХИМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСЛЕ МЫШЕЧНОЙ РАБОТЫ 16.84 KB
Тема: БИОХИМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УТОМЛЕНИЯ И БИОХИМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСЛЕ МЫШЕЧНОЙ РАБОТЫ. Утомление – это временное снижение работоспособности вызванное биохимическими функциональными и структурными сдвигами возникающими в ходе выполнения физической работы. Наоборот выполнение монотонной однообразной работы повышает вероятность развития охранительного торможения. В печени во время мышечной работы протекают такие важные процессы как образование глюкозы βокисление жирных кислот кетогенез глюконеогенез которые...
19829. Принципы и примеры внедрения корпоративной социальной ответственности в маркетинговые стратегии 19.06 KB
Теперь важнее не то что компании делают с деньгами которые они заработали а то как они заработали эти деньги. Компании не присоединившиеся к этой игре упускают возможности в бизнесе теряют конкурентные преимущества и отстают в управлении. идентификация и заполнение всех пробелов которые существуют во взаимоотношениях компании и общества. Специалисты компании изучили и классифицировали свои товары по степени вредности и сосредоточили усилия на выпуске наименее вредных заставив поставщиков последовать своему примеру.
17388. Теория социальной работы 27.7 KB
В советский период для научной литературы существовал как показывает анализ библиографии фактический запрет на освещение вопросов благотворительности бедность есть результат особых социальных отношений в капиталистическом обществе и выражение их противоречий.
6801. Технологии социальной работы 13.76 KB
Само понятие социальные технологии трактуется учеными неоднозначно. Одни исследователи (Н. Стефанов, А. Зайцев) в основу определения кладут принцип деятельного целеполагания. По мнению Н. Данакина, важнейшим проявлением технологичности является процесс направленного воздействия на социальный объект.
863. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ 44.13 KB
Проблемы семьи в современном обществе. Сущность и содержание социальной защиты семьи. отношениях между мужем и женой родителями и детьми братьями и сестрами и другими родственниками живущими вместе и ведущими общее хозяйство такое определение семьи дается Э. Ключевым словом в этом определении могут считаться отношения так как семья это система элементами которой являются члены семьи связанные между собой определенного рода отношениями: супружескими родительскодетскими родственными и т.

Под влиянием научных достижений в области социальной медицины в Европе и в Америке отрывались колледжи по подготовке социальных педагогов, социальных юристов, социальных медиков. В США эту профессию стали называть социальной работой, в странах западной Европы - социальной медициной . Таким образом, повсеместно создавалась инфраструктура медико-социальной помощи населению, к середине XX в. завершилось становление медико-социальной работы.

Проведенный анализ литературных источников по теме позволяет выделить основные исторические этапы становления медико-социальной работы:

I этап - помощь старикам, детям и немощным в первобытном обществе (от 1 млн. лет назад - до X-V тыс. до н.э.);

II этап - формирование социальной структуры в государствах Древнего мира (от IV тыс. до н.э. - до V в. н.э.);

III этап - филантропическая, благотворительная, монастырско-милосердная помощь в период средневековья (от V-X вв. - XI-XV вв.);

IV этап - создание системы медико-социальной помощи населению в период технического и промышленного прогресса (от XVII в. -- до XVIII-XX вв.);

V этап - развитие медико-социального института в современном обществе (XX в. - н.в.).

Во всех странах мира сформированы системы государственной помощи населению, состоящие из социального законодательства; специальных медико-социальных органов и учреждений; учебных заведений по подготовке специалистов по оказанию медико-социальной помощи.

Классификация закономерностей социальной работы

Основные закономерности социальной работы:

Взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;

Обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, лиц, сообществ;

Решение социальных проблем через личностные потребности интересы клиентов;

Зависимость результативности социальной работы от профессионализма и нравственных качеств специалистов, возможностей социальной системы государства и общества.

Закономерности социальной работы можно разделить и на:

Объективные закономерности - присущие социальной работе как процессу и отражают связи между самостоятельными процессами, системами, явлениями. В качестве объективных закономерностей выделяют закономерности отражающие зависимость содержания социальной работы от целей социальной политики государства. Закономерно также взаимосвязь уровня развития социальной работы и уровня социального развития общества.

Субъективные закономерности - проявляющиеся в зависимости от деятельности, средств предпринимаемых социальным работником и клиентом (т.е. отражают связи между отдельными компонентами внутри системы).

В качестве субъективных закономерностей выделяют закономерности отражающие зависимость эффективность социальной работы от уровня подготовленности специалиста; от совместной заинтересованности социального работника и клиента в решении проблемы.

Закономерности являются структурным компонентом научной теории социальной работы.

Выявление закономерностей, как наиболее существенных, повторяющихся связей это – цель научной теории в области социальной работы.

Выявление закономерностей в социальной работе затрудняет её междисциплинарный, интегративный характер.

Для управленческих органов социальной защиты управленческие отношения детерминируются следующими закономерностями:

1. Зависимость результативности социальной защиты от системы органов управления.

2. Зависимость результативности социальной защиты от деятельности кадрового состава органов государственного управления.

3. Зависимость результативности социальной работы от содержания ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения.

Эффективность целей социальной работы зависит от таких закономерностей, как:

1. Общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах работы.

2. Целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента.

3. Соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе.

4. Соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе и клиента.

Поэтому более эффективной является деятельность специалиста социальной работы, который осознает и учитывает закономерности социальной работы, то есть владеет теорией социальной работы.

Специалист-практик не в состоянии соотносить свои действия с закономерностями социальной работы, а руководствуется выводами и правилами из закономерностей, сформулированных наукой. Эти закономерности в социальной работе становятся принципом, правилом деятельности социального работника.

Система принципов социальной работы включает несколько групп:

1. Методологические.

2. Организационно-распорядительные.

3. Психолого-педагогические.

4. Социально-политические.

Рассмотрим принципы социальной работы в отдельности.

Методологические принципы – это принципы детерминации, отражающие развитие.

Организационно-распределительные принципы включают: социально-технологическую компетентность кадров, стимулирование, контроль и проверку исполнения, функциональную определенность, единство правил и обязанностей.

Психолого-педагогические принципы включают: подход к анализу и оценке условий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы. Индивидуальный подход к личности клиента социальных служб. Такт и терпимость при общении с клиентами социальных служб.



Социально-политические принципы – выражают зависимость социальной работы от социальной политики государства. Они включают государственный подход к задачам социальной работы. Гуманизм и демократизм методов социальной работы. Учет конкретных условий жизнедеятельности личности при выборе методов социальной работы. Законность и справедливость действий социального работника.

Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологи­ческого, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине – его потребности в помощи.

Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их. Например, в соответствии с действующим законодательством нельзя связывать помощь, ока­зываемую многодетной семье, с требованием к ней ограничить свою детородную активность.

Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным про­блемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации каждого клиента.

Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенции (предупреждению) возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупрежде­нию отягощения уже возникших проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследст­вии прилагать усилия для ликвидации его многообразных послед­ствий.

Принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит пра­вам и интересам других людей. Для социального работника: важнейшая цель его деятельности – обеспечение способности его клиента к социально­му функционированию, создание благоприятных условий для его социального самочувствия и развития его личности.



Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Вряд ли кто-либо может вместо самого человека разрешить его жиз­ненные затруднения, устранить конфликтную ситуацию, наладить отношения с близкими людьми. Социальный работник должен кон­сультировать клиента в выборе стратегии выхода из кризиса, оказы­вать ему психологическую помощь, побуждать к самопомощи, со­действовать объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей.

Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов.

Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их.

Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту.

Методы социальной работы

Развитие методов социальной работы осуществляется в процессе практической деятельности, при оказании адресной и своевременной помощи.

Методы профессиональной социальной работы различаются:

1) по направлениям и формам социальной работы (организационные, социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-экологические и др.);

2) по объектам социальной работы (индивидуальные, групповые);

3) по субъектам социальной работы (применяемые отдельным специалистом или органом управления социальной работы).

Методы социальной работы, классифицированные по объектам:

I. Метод индивидуальной работы – когда социальный работник должен: определить потребности клиента в социальных услугах, изучить проблему, мотивировать необходимость социальной помощи, выбрать стратегическое направление и реализовать решение проблемы.

II. Метод социальной работы с группой представлен несколькими теориями:

а) теория поля рассматривает группу как общность индивидов;

б) теория социального обмена – люди вступают во взаимодействие, ожидая вознаграждения;

в) теория социальных систем – изучение социальных систем в малых группах.

Методы социальной работы с группой включают методы социально-психологического исследования, заимствованные из социологии:

1. Анкетный опрос (набор вопросов) преследует определенную цель.

2. Социометрия – тест для оценки межличностных эмоциональных связей в группе.

3. Референтометрия – выявление референтности (значимости) членов группы.

4. Коммуникометрия – место каждого участника группы в системе межличностных коммуникаций.

Методы моделирования социально-психологических исследований:

1. Групповая дискуссия.

2. Деловая игра – моделирование систем отношений.

3. Модификация социального поведения – выработки новых навыков и привычек.

4. Социально-психологический тренинг – развитие коммуникабельности.

III. Методы социальной работы в общине или микросоциальной среде.

Социальная работа в общине – это профессиональная помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы. Методами работы являются: социальная диагностика, социальное прогнозирование, социальное планирование, благотворительные акции, практическая работа в общине.

Методы социальной работы, используемые на индивидуальном, групповом и общинном уровнях:

1. Биографический метод или изучение личных документов. Формами биографического метода могут быть интервью, свидетельства родственников, переписка, фотографии, рассказы о своей жизни, фрагменты биографии.

Французские исследователи Д. Берто и И. Берто-Вьям предлагают использовать метод «истории семьи», поскольку «всякая семейная история уникальна».

2. Организационные методы – направления деятельности для решения организационных задач в области социальной работы. Эти методы закрепляют обязанности различных звеньев управления социальных служб.

3. Педагогические методы направлены на оказание социальной помощи человеку. Педагогические методы включают:

а) методы формирования сознания личности (понятий, суждений, убеждений);

б) методы организации познавательной, практической деятельности (поручения, задания);

в) методы стимулирования (оценка, поощрение, порицание).

4. Социально-психологические методы включают комплекс методов:

а) методы психологического исследования. Это наблюдение, эксперимент, который может проводится в специально оборудованных помещениях и называется лабораторным экспериментом. Естественный эксперимент проводится в естественных условиях жизни. Формирующий эксперимент – сочетание методов исследования и воздействия;

б) диагностические методы – выявление индивидуально-психологических особенностей личности;

в) психологические методы – выявление индивидуально-психологических особенностей человека;

г) лонгитюдные методы – длительно изучаются испытуемые для определения фаз жизненного цикла личности;

д) методы исследования жизненного пути;

ж) метод психологической помощи включает метод психологической коррекции при нервно-психических заболеваниях и методы психологической помощи с целью предотвращения психосоматических заболеваний;

з) полифункциональные методы – к ним относятся беседы (интервью), метод анализа продуктов деятельности – рисунков, тестов, поделок и т.д. Сюда же относится моделирование.

5. Социально-экономические методы – с их помощью учитываются социальные интересы и потребности людей.

Экономические методы могут быть статистические, математические, балансовые, индексные, выборочные и др.

Основная цель всех методов – сформировать в процессе их совершенствования новый стиль мышления, иную философию и культуру поведения, социальную адаптированность в социуме.

4.6. Социальная работа как учебная дисциплина

Изучение дисциплины «Теория социальной работы» вооружает будущих специалистов методологией научного анализа социальных процессов, знаниями методов работы социальных служб, оказывающих социальную помощь населению.

Основная задача теории социальной работы как учебной дисциплины – помочь студентам овладеть научными знаниями.

Цель учебного курса «Теория социальной работы» – вооружить студентов знаниями теоретических основ социальной работы с населением и в трудовых коллективах, привить им практические умения и навыки организации социальной работы с различными категориями граждан, нуждающихся в социальной защите, воспитать у обучающихся высокие нравственные и гуманистические качества.

Современный социальный работник, или соционом, – это специалист в области социальной инженерии и технологии, глубоко разбирающийся в правовых, нравственных и психологических особенностях жизнедеятельности людей, способный прийти им на помощь.

Основные требования к личности выпускника вуза по специальности «Социальная работа»:

1. Знать теоретические и методологические основы социальной работы, её исторические корни и традиции, отечественный и зарубежный опыт организации социальной помощи населению.

2. Уметь поставить социально-психологический диагноз условием жизнедеятельности клиента или различных групп населения.

3. Уметь проводить конкретные социологические исследования с перспективой выбора способов воздействия на развитие социальных процессов.

4. Обладать высокой общей культурой, организаторскими способностями и педагогическим умением.

5. Иметь юридическую подготовленность, медико-психологическую компетентность, обладать наблюдательностью, вниманием, милосердием, высокими нравственными качествами.

Теория социальной работы как учебная дисциплина формирует профессиональные качества специалиста социальной работы:

1. Вооружает студента знаниями теоретических основ социальной работы, методиками прогнозирования и моделирования социальных процессов, происходящих в обществе.

2. Развивает у студентов творческое мышление, умение с гражданских, гуманистических позиций оценивать социальные явления.

3. Воспитывает у студентов высокие нравственные качества, профессионализм социального работника, способность проводить в жизнь социальную политику государства и гармонизировать человеческие взаимоотношения.

Совершенствовать и развивать теорию социальной работы как учебную дисциплину – важная задача профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы.

Контрольные вопросы

1. Почему социум и социальные отношения являются предметной сущностью социальной работы?

2. Что такое социум? Какова взаимосвязь социума и социальной работы?

3. Какова роль понятийного аппарата теории социальной работы?

5. В чем сущность социальных отношений и социальных связей?

6. В чем сущность социальной работы как науки?

7. Социальная работа как учебная дисциплина и её основные задачи.

8. Какова сущность закономерностей социальной работы?

9. Перечислите принципы социальной работы. В чем их значение?


ГЛАВА 5. СТАНОВЛЕНИЯ ТЕОРИИ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

5.1. Целостное осмысление проблем человека –

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Ткачева Юлия Александровна

Закономерности и принципы социальной работы

студентка группы 120706

специальности «социальная работа»

Дисциплина:

Теория социальной работы

Научный руководитель:

С.М. Бацанова

Белгород 2009г.

Закономерности и принципы социальной работы

Важнейшим структурным компонентом научной теории социальной работы являются ее закономерности. Результативность и эффективность социальной работы с населением во многом определяются оптимальным уровнем развития и функционирования социальных служб, научной обоснованностью выбора содержания и технологических приемов при работе с людьми, непосредственными и опосредованными связями и взаимовлияниями потребностей, интересов, устремлений, настроений и мотивов поведения человека в различных жизненных обстоятельствах. Закономерности социальной работы наиболее полно в интегрированном виде выражают характер и направленность совокупности социальных связей.

Выявление и формулирование закономерностей как наиболее существенных, повторяющихся связей, от которых зависит результативность социальной работы, — важнейшая задача ее научной теории в целом, ученых и практиков в области социальной работы в частности. Следует заметить, что закономерности, объективно существующие в реальной действительности, зачастую отличаются от закономерностей, имеющих место в науке. Дело в том, что в реальной действительности закономерности проявляются в комплексе, а не изолированно от других, и лишь в теории наше мышление благодаря способности абстрагироваться от совокупных связей позволяет вычленить и сформулировать закономерности в «чистом виде».

Закономерности социальной работы, сформулированные в науке, по мере развития и углубления познания реальных процессов, по мере совершенствования понятийного аппарата и исследовательской технологии изменяются, трансформируются, постоянно приближаясь к модели объективной закономерности, имеющей место в реальной практике социальной работы. Следует также заметить, что закономерности социальной работы как логические формы знания недоступны чувственному восприятию, они могут быть постигнуты лишь на основе абстрактного мышления, анализа и синтеза проявления выявляемых тенденций и взаимозависимостей в социальных процессах.

Междисциплинарный, интегративный характер социальной работы, необходимость статистической обработки огромного количества эмпирического материала, практических данных и наблюдений — все это усложняет выявление и формулирование закономерностей. Как уже отмечалось, в социальной работе имеют место управленческие отношения и отношения взаимодействия специалиста и клиента, которые позволяют выделить присущие управлению определенные закономерности.

Для управленческих органов социальной защиты федерального и регионального уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, управленческие отношения детерминируются следующими закономерностями:

Зависимость результативности социальной защиты от структурной завершенности системы органов управления и функционирования;

  • зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового состава органов государственного управления;

Зависимость результативности социальной работы от соответствия и непротиворечивости ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и др.

Существенные связи, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы на непосредственно контактном уровне, могут быть выражены следующими закономерностями:

Общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия;

Целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента;

Соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;

Соответствие общего уровня развития специалиста по социальной работе и клиента социальных служб и др.

Мировой и отечественный опыт социальной работы свидетельствует, что закономерности, сформулированные и еще не сформулированные учеными и практиками, носят объективный характер и проявляются независимо от воли, желания специалистов, их знания. Специалист в области социальной работы в силу различных причин может проигнорировать объективный характер закономерностей социальной работы — это не нарушит действия и влияния закономерности, но приведет к нежелательным последствиям, устранение которых потребует дополнительных сил, времени и ресурсов. Вот почему чем глубже специалист осознает и полнее учитывает закономерности на практике, тем эффективнее его деятельность.

Вместе с тем следует заметить, что само по себе знание указанных закономерностей еще не гарантирует их использование в повседневной практике социальной работы. Специалист-практик не в состоянии в каждом конкретном случае соотносить свои действия с закономерностями социальной работы, анализировать и оценивать проявления закономерностей в отношениях с клиентом. Поэтому на практике он руководствуется лишь выводами и правилами, возникающими из сформулированных наукой закономерностей, которые, выражая вполне конкретный перечень требований, становятся принципом, исходным положением и общим правилом деятельности социального работника.

Принципы социальной работы — важнейший структурный компонент логических форм научной теории. Именно посредством принципов теоретические положения непосредственно соотносятся с практикой социальной работы. Социальная работа тесно связана с проблемами общественного развития. Ее характер, содержание, формы и методы неотделимы от экономического, социального, духовно-нравственного состояния общества. Являясь социальным институтом, действующим в системе общественных отношений, включающих в себя экономические, социальные, политические, идеологические и другие отношения, социальная работа непосредственно участвует в их регулировании, осуществлении функций, обеспечивающих жизнедеятельность как отдельного человека, так и общества в целом.

Социальные работники участвуют в разработке и реализации социальной политики, выполнении социальных программ социальной защиты населения от деградации и социальных рисков и создания достойных условий для социального функционирования человека. Особенно значима роль социальной работы в поддержке жизненных сил «социально ослабленных» членов общества, оказании помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Сложность и многообразие взаимодействующих факторов социальной работы, проявление субординационных, координационных и корреляционных связей и отношений отражается в системе принципов социальной работы, которые можно разделить на несколько групп:

Методологические;

Организационно-распорядительные;

  • психолого-педагогические;

Социально-политические.

Методологические принципы — это принципы гносеологического подхода, детерминизации, отражения, развития. Организационно-распределительные принципы — это:

Социально-технологическая компетентность кадров;

  • стимулирование;

Контроль и проверка исполнения;

Функциональная определенность;

  • единство правил и обязанностей.

Психолого-педагогические принципы выражают требования к выбору технологических средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб. К основным принципам этой группы следует отнести:

Комплексный и системный подход к анализу и оценке условий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы;

Индивидуальный подход к личности клиента социальных служб;

Целенаправленность и адресность социальной работы;

Такт и терпимость при общении с клиентами социальных
служб и др.

Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства, которая определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию и сопряжению личных и государственных интересов в социальной работе. Основные принципы этой группы:

  • государственный подход к задачам, решаемым в социальной работе;
  • гуманизм и демократизм содержания и методов социальной
    работы;
  • учет конкретных условий жизнедеятельности личности, социальной группы при выборе содержания, форм и методов
    социальной работы;
  • законность и справедливость действий социального работника.

Знания об окружающей нас действительности — это орудие ее преобразования. Вот почему важным компонентом научной теории являются такие ее логические формы, как обусловленные закономерностями, принципами и постулатами следствия, выводы, технологические алгоритмы и логические операции, способствующие решению проблемных ситуаций и практических задач.

Итак, социальная работа как наука, как интегративная, целостная теоретическая система знаний может быть структурно представлена в виде двух взаимосвязанных подсистем: подсистемы, отражающей практическую профессиональную деятельность органов, учреждений, служб и специалистов социальной работы в форме систематизирующих, описывающих и обобщающих знаний, и подсистемы логически преобразованных форм этих знаний на основе движения мысли, от эмпирически конкретного к абстрактному, а от абстрактного обратно к эмпирии, к практике.

Наши представления о структуре социальной работы как науки были бы неполными, если бы мы проигнорировали ее функциональный аспект. Дело в том, что любое системное образование выполняет целый ряд функций, который, однако, не адекватен сумме функций компонентов этой системы. Теория социальной работы не является исключением. Так, практическая деятельность социальных служб и учреждений, практика социальной работы являются экспериментальной основой, источником научной теории; научный язык — это средство облачения предметно-чувственной практической социальной работы в логические формы отражения материального в идеальное; логические формы знания отражают содержание научной теории; выводы и следствия, являющиеся результатом теоретических положений, представляют собой логический инструментарий превращения идеального в материальное, преобразования социального статуса клиента социальной работы.

Вместе с тем структурные компоненты социальной работы как науки вносят определенный вклад в реализацию общих для научной теории функций:

Информационной, поскольку теория социальной работы содержит сведения о реально происходящих социальных процессах, описывает их в обобщенной форме при помощи понятийного аппарата, в закономерностях и принципах, присущих предметной области социальной работы;

Объяснительной, так как наука призвана не просто описывать процессы и явления, а объяснять сложные причинно-следственные связи, основные тенденции и направленность их развития;

Эвристической, заключающейся в том, что научная теория
не просто описывает действительность, а несет в себе новации, новые знания, которые расширяют наши представления о проблемах социальной работы. Научная теория социальной работы, как и любая другая, эвристична по своему предназначению, происхождению, формам и методам ее разработки, выражения и использования;

Практической, состоящей в том, что она порождается потребностями практики, развивается на ее основе и находит
подтверждение своей истинности опять-таки в практике.
Особенно ярко это видно на примере прикладных наук, к
которым относится теория социальной работы;

Прогностической, которая выявляет тенденции, предсказывая
направленность развития социальных процессов, объектов
социальной работы и обеспечивая упреждающее воздействие
на развитие социальных явлений и процессов.

Функции социальной работы как системы научных знаний есть результат синтеза функционирования ее компонентов, интеграции структурных взаимосвязей. Они выступают как форма и способ проявления эвристической и творческой активности системы, оказывая обратное влияние на состав компонентов в системе с учетом возникающих новых целей.

В сложном переплетении причинно-следственных связей, характерных для междисциплинарных, интеграционных наук, имеют место как необходимые, так и случайные связи. Наступление того или иного следствия в социальной работе чаще всего бывает результатом столкновения необходимых и случайных взаимодействий, их непропорционального влияния. В связи с этим большое значение для исследователей социальных процессов имеет использование методов теории вероятности и статистики, а для практиков — использование опыта и интуиции.

Таким образом, применяя системный подход к анализу теории социальной работы, мы выяснили значимость ее структуры. Именно познание структуры, внутренних взаимосвязей компонентов теории как целого позволяет выделить среди многообразия связей существенные и несущественные, необходимые и случайные, распутать сложнейший узел присущих междисциплинарной целостности причинных зависимостей.

Раскрытие структуры социальной работы как науки позволяет понять место и роль, значимость интегрированных компонентов в целом, понять, как и почему теория социальной работы сохраняет свою качественную определенность и специфику.

Познание социальной работы как науки исторически представляет собой процесс движения мысли от состава системы знаний к их структуре, а затем к функциям, но иногда познание начинается с осознания функций. В этом случае структурные компоненты — результат удовлетворения потребностей системы в новых органах, результат материализации вновь возникающих функций. В процессе познания теории социальной работы как целостной системы научных знаний, как прикладной науки взаимосвязи и характеристики ее компонентов раскрываются не сразу, а постепенно, по мере проникновения их в природу, сущность. Накапливая знания об одних аспектах социальной работы, научная система создает благоприятные предпосылки для познания других аспектов и более глубокого проникновения в сущность предмета исследования в целом. При этом важно комплексно использовать весь арсенал инструментария научного познания: наблюдение и эксперимент, описание и теоретическое объяснение, обоснование и логические доказательства, сравнение и аналогию, обобщение и абстрагирование, индукцию и дедукцию, анализ и синтез, гипотезу и научную теорию в целом.

Список литературы

  1. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
  2. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 427 с.
  3. www.bestreferat.ru/
  4. Теория социальной работы: Учебно-практическое пособие / Сост.- О.А. Гордилова. - Белгород: Издательство БелГУ, 2006. - 132 с.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: