Какая минимальная наценка может быть на товар. Как рассчитать торговую наценку на товар: формула с примерами

10 марта 2017 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ФАС России от 06.03.2017
«О предоставлении разъяснений об отмене регулирования торговых надбавок на продукты детского питания»

ФАС России информирует об исключении права на установление органами исполнительной власти субъектов РФ торговых надбавок к ценам на продукты детского питания

Сообщается, что Постановлением Правительства РФ от 25.01.2017 N 71 исключено право на установление органами исполнительной власти субъектов РФ торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).

Таким образом, государственное регулирование торговых надбавок к ценам на продукты детского питания, ранее установленное нормативными правовыми актами субъектов РФ, не имеет юридической силы и подлежит отмене после вступления в силу Постановления N 71.

Вместе с тем предоставленное право органам исполнительной власти субъектов РФ вводить снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, оставлено без изменений.

Перейти в текст документа

Быстрая навигация: Каталог статейИные вопросы Ценообразование продуктов детского питания у посредника (Шоломова Е.В.)

Ценообразование продуктов детского питания у посредника (Шоломова Е.В.)

Дата размещения статьи: 17.12.2014

Как известно, через торговую надбавку (наценку) возмещаются расходы продавца по продаже товаров и обеспечивается получение прибыли. Это разница между ценой приобретения товара и той ценой, по которой он отпускается покупателю. Обычно торговые надбавки определяются продавцами самостоятельно исходя из конъюнктуры рынка. Но если по продукции и товарам применяются регулируемые торговые надбавки, предприятия торговли используют торговую надбавку установленных размеров.

О государственном регулировании торговых надбавок на детское питание

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 381-ФЗ) хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее ведении, за исключением установленных названным Законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары. В силу ч. 4 ст. 8 Закона N 381-ФЗ в случае если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами госвласти), цены на данные товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них определяются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми согласно им нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) ОМСУ.
Торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты) включены в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (далее — Постановление N 239) Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которому органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. Ряд субъектов РФ данное право реализовали. Например, Постановлением правительства Нижегородской области от 18.01.2006 N 7 «О предельном уровне торговой надбавки на продукты детского питания (включая пищевые концентраты)» предельная торговая надбавка для организаций оптовой торговли установлена в размере 25% к фактической отпускной цене производителя, для организаций розничной торговли — в размере 20% к фактической цене поставки.

Распространяются ли ограничения торговой надбавки на посредника?

Существует три формы посредничества — поручение (гл. 49 ГК РФ), комиссия (гл. 51 ГК РФ) и агентирование (гл. 52 ГК РФ).
По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. В случаях когда договор поручения связан с осуществлением обеими сторонами или одной из них предпринимательской деятельности, доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если договором не предусмотрено иное.
По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. Комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение в размере и порядке, которые установлены в договоре комиссии.
По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершить по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, которые установлены в агентском договоре.
Таким образом, посредники совершают сделки в интересах заказчика и за его счет, но при этом действуют: поверенный — всегда от имени заказчика, комиссионер — всегда от своего имени, агент — от своего имени или от имени заказчика.

Обратите внимание! Напомним, что с 01.02.2010 (даты вступления в силу Закона N 381-ФЗ) запрещается осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии, торговым сетям и поставщикам продовольственных товаров в торговые сети (п. 3 ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 22 названного Закона). Данный запрет распространяется на все торговые сети и всех поставщиков торговых сетей при осуществлении ими оптовой торговли между собой. Запрет на оптовую торговлю с использованием договора комиссии (смешанного договора с элементами договора комиссии) не распространяется на договорные отношения поставщиков, если предметом такого договора не является поставка товаров в торговую сеть и в случае поставки продовольственных товаров реализующим товар в розницу лицам, не являющимся торговыми сетями.

Оптовая торговля, согласно п. 2 ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» <1>, — вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Данное определение совпадает с определением, приведенным в п. 2 ст. 2 Закона N 381-ФЗ. Выделим в нем слово «приобретение».
———————————
<1> Утвержден Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст.

Известно, что посредники не приобретают права собственности на товары заказчика. В ст. 996 ГК РФ прямо установлено, что вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Это положение применяется и к договорам агентирования в силу ст. 1011 ГК РФ. Примечательно, что обычной деловой практикой в отношениях производителя и посредника стала так называемая транзитная форма товародвижения <2>, когда товары перемещаются от производителя непосредственно в места продажи или потребления, минуя склады посредников.
———————————
<2> Пункт 143 ГОСТ Р 51303-2013.

Теперь обратимся к понятию «торговая надбавка». Следует сказать, что оно было предусмотрено утратившим силу с 01.04.2014 ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» <3>, а в ГОСТе, заменившем его, оно вообще отсутствует, несмотря на то, что нормативные документы используют данный термин (например, Закон N 381-ФЗ). Итак, торговая надбавка обозначалась как элемент цены продавца, обеспечивающий ему возмещение затрат по продаже товаров и получение прибыли.
———————————
<3> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст.

Если исходить из содержания посреднической деятельности, то ни комиссионер, ни агент не продают товар с наценкой (надбавкой). Они реализуют переданные им на реализацию заказчиком товары по цене, установленной заказчиком, и получают от заказчика вознаграждение за посредничество, а также сумму возмещения понесенных расходов (ст. ст. 991, 1006 ГК РФ). В случае когда посредник совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны заказчиком, дополнительная выгода делится между посредником и заказчиком поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон (ст. ст. 992, 1011 ГК РФ).

История одного дела

Между тем обратимся к Постановлению Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 по делу N А33-5806/2014.

Обстоятельства дела таковы: комиссионер осуществлял продажу детского питания, переданного ему на реализацию комитентом. Договор комиссии предусматривал право комиссионера самостоятельно формировать цены реализации продукции третьим лицам, применяя цены не ниже учетных, увеличенных на сумму НДС. При этом уточнялось, что учетные цены включают в себя затраты на производство и реализацию продукции, в том числе стоимость упаковки, а также размер комиссионного вознаграждения. В договоре содержались условия о том, что:
— в случае реализации товаров по ценам, превышающим учетные цены, дополнительная выгода считается полученной комитентом и перечисляется комиссионером в порядке, предусмотренном договором комиссии (ч. 2 ст. 992 ГК РФ);
— комитент дает право комиссионеру осуществлять ценообразование и реализовывать продукцию по ценам выше учетных (с учетом НДС), то есть применять к учетным ценам надбавки (наценки).
По итогам проверки комиссионера краевая служба финансово-экономического контроля выявила нарушение ценообразования — превышение предельного уровня торговой надбавки (30%) для организаций оптового звена (Постановления администрации Красноярского края от 24.09.2001 N 670-п и от 16.10.2001 N 710-п). Служба контроля сопоставила учетные цены, применяемые комитентом, и цены реализации продукции комиссионером и пришла к выводу, что торговая надбавка на продукцию составила от 127% до 206%, в то время как предельная надбавка оптового звена не должна превышать 30% независимо от количества посредников. В итоге на комиссионера был наложен штраф по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в размере 100 тыс. руб.
Проанализировав условия договора, суд поддержал контролеров. При этом арбитры сделали следующие заключения:
— стоимость готовой продукции производителя = учетная цена + НДС, то есть цена изготовителя покрывает расходы на ее производство и уплату налогов;
— полученное сверх учетных цен (надбавка) является дополнительной выгодой, следовательно, установленные учетные цены являются конечной ценой завода-изготовителя и содержат определенную долю прибыли комитента;
— расчет надбавки на продукты детского питания производится именно от цены завода-изготовителя. Торговая надбавка комиссионера не только превысила допустимый предел в 30%, но и полностью «поглотила» допустимую надбавку организаций розничного звена (15%) к цене завода-изготовителя (фактически она составила от 127% до 206%), тем самым лишив розничных продавцов возможности законного формирования цены с применением какой-либо торговой надбавки.
Со ссылкой на положения договора комиссии арбитры не приняли доводы комиссионера о том, что учетные цены применяются сторонами как мера ответственности за утрату продукции и не являются ценой изготовителя, а также о том, что именно цена товара, по которой комиссионер продает товар третьим лицам, является ценой изготовителя (в подтверждение прилагалось письмо производителя). Кроме того, суд, в целом согласившись с тем, что комиссионер, реализуя товар комитента по ценам выше учетных, по условиям договора комиссии не получает для себя дополнительной выгоды, однако, отметил, что санкция ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ не предусматривает определение размера административной ответственности в зависимости от размера излишне полученной от реализации товара выручки вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен. Комиссионер обязан соблюдать предельные уровни торговых надбавок на продукты, подлежащие государственному регулированию, и от соблюдения данной обязанности его также не освобождает установленное договором комиссии обязательство исполнять поручение на наиболее выгодных для комитента условиях. Само же понятие торговой надбавки по ГОСТ Р 51303-99, по мнению суда, не противоречит выводу о том, что разница между учетными ценами и ценами реализации продуктов третьим лицам по посредническому договору представляет собой надбавку к цене изготовителя.

Итак, исходя из норм, регулирующих посреднические сделки, а также понятия оптовой торговли, посредник не осуществляет продажу товаров с надбавкой, продает не собственные товары, а товары заказчика, получая за это установленное вознаграждение. Раз так, то и ограничения уровня торговой надбавки не должны распространяться на него.
Однако мы рассмотрели судебное Постановление, в котором с учетом конкретных обстоятельств сделаны иные выводы. Договором комиссии стороны предусмотрели применение учетных цен — минимальных цен, по которым комиссионером может быть реализована продукция комитента (увеличенных на сумму НДС). Оценив условия договора комиссии, суд сделал вывод о том, что учетная цена представляет собой цену завода-изготовителя. Поэтому при реализации продуктов детского питания комиссионер не должен устанавливать к названной цене надбавку свыше 30% (это ограничение предусмотрено Постановлением администрации края для оптовиков). Суд посчитал, что действие данного ограничения в полной мере распространяется на комиссионера, который не является собственником товаров комитета, а всю полученную за товар выручку (в том числе разницу между учетной ценой и ценой реализации) перечисляет комитенту.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — «токены», «криптовалюта» и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга).

Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам.

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов.

Наценка на детское питание

Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

подробнее>>

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Питание наценят не по-детски 

Новости

Снято ограничение наценки на детское питание

Доводим до Вашего сведения, что Постановлением Правительства Российской Федерации № 71 от 25 января 2017 года из Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, исключены торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).

С момента вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации № 71 от 25 января 2017 года органы власти субъектов Российской Федерации не вправе регулировать торговые надбавки к цене на продукты детского питания (включая пищевые концентраты).

Указанные изменения коснутся следующей продукции нашей компании:

Приложенные файлы

  • Молочные продукты детского питания
  • Соковая продукция детского питания

Татьяна АМИТОВА

Каждый день торговые организации осуществляют множество хозяйственных операций, связанных с оборотом товаров. Доход продавца – это наценка на реализуемые товары. Чтобы деятельность торговой организации была прибыльной, наценка должна покрывать все расходы, связанные с продажей товаров. Иными словами наценка – это добавленная стоимость к покупной цене товара. За счет наценки торговые организации покрывают расходы на продажу, получают прибыль и уплачивают косвенные налоги (НДС, акцизы, налог с продаж и др.).Порядок формирования наценки Организациям дано право самим формировать розничные цены товаров. При этом они могут использовать Методические рекомендации по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, утвержденные письмом Минэкономики РФ от 06.12.95 № СИ-484/7-982 (далее – рекомендации). В этом документе указано, что наценка определяется в соответствии с конъюнктурой рынка, качеством и потребительскими свойствами товаров. Она должна покрывать издержки обращения, суммы налогов, а также включать в себя доход организации. В состав издержек обращения торговой организации входят транспортные расходы, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды (ЕСН, страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний), расходы на аренду, амортизационные отчисления, расходы на рекламу и другие. Действующее законодательство не ограничивает максимальный размер наценки для большинства видов товаров. Организации определяют размер наценки самостоятельно. Государство регулирует цены, в частности, на следующие товары:

  • продукты детского питания;
  • лекарственные средства;
  • медицинские изделия;
  • продукцию предприятий общественного питания при школах, училищах, средних и высших учебных заведениях;
  • продукцию, продаваемую в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Предельный размер наценок на перечисленные товары устанавливают местные органы исполнительной власти. Это установлено постановлением Правительства РФ от 07.03.95 № 239. Что же касается цен на лекарства и медицинские изделия, то они формируются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.94 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, цены на которые в настоящее время регулируются государством, утвержден распоряжением Правительства РФ от 20.03.03 № 357-р.Перечень продукции производственно – технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем российском рынке осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти также утвержден постановлением № 239. В этот перечень, в частности, включены протезно‑ортопедические изделия, алкогольная продукция крепостью свыше 28%, производимая на территории РФ или ввозимая на таможенную территорию России. Первичные документы и учет После того, как продавец примет решение о размере торговой наценки, ему следует отразить его в реестре розничных цен. В нем формируется розничная цена товаров, и реестр является первичным документом для начисления наценки . В приложении 2 к рекомендациям приведена форма такого реестра. Поскольку рекомендации не обязательны к применению, то организация может составить реестр и в произвольной форме. При этом не нужно забывать об обязательных реквизитах первичных документов, перечисленных в статье 9 закона о бухучете.Сумма торговой наценки отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 41 «Товары» и кредиту счета 42 «Торговая наценка».

Пример 1 ООО «Салют» приобрело для продажи в своем магазине 20 пылесосов общей стоимостью 96 000 руб. (в том числе НДС 16 000 руб.).

Торговая наценка на товар установлена в размере 40% и составила 32 000 руб. ((96 000 руб. – 16 000 руб.) х 40%).Продажная цена товара составила 112 000 руб. (96 000 – 16 000 + 32 000). Розничная цена одного пылесоса определена в сумме 5600 руб. (112 000 руб. : 20 шт.).ООО «Салют» заполнило реестр розничных цен, составленный в произвольной форме:

Наименование товара

Количество

Цена поставщика (без НДС), руб.

Торговая наценка

Продажная цена

(гр. 4 + гр. 6)

Розничная цена единицы товара, руб.

(гр. 7: гр. 3)

Пылесос

112 000

Приобретение пылесосов для перепродажи отражается в бухгалтерском учете следующими записями: Дебет 41 Кредит 60 – 80 000 руб. (96 000 – 16 000) – получены пылесосы от поставщика;Дебет 19 Кредит 60 – 16 000 руб. – отражен НДС по полученным пылесосам;Дебет 60 Кредит 51 – 96 000 руб. – оплачены полученные пылесосы;Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 – 16 000 руб. – принят к вычету НДС по полученным и оплаченным пылесосам;Дебет 41 Кредит 42 – 32 000 руб. – начислена торговая наценка на пылесосы.–конец примера–Списание наценки при продаже товаров Начисленную торговую наценку нужно списать после продажи товаров. Общая сумма наценки на реализованные товары определяется в конце месяца. Она рассчитывается исходя из средней величины наценок на все товары. Порядок такого расчета приведен в Методических рекомендациях по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10.07.96 № 1-794/32-5). В соответствии с этим документом средний процент торговой наценки исчисляется по формуле:П = (ТНн + ТНп – ТНв) : (В + ОТ) x 100%, где П – средний процент торговой наценки; ТНн – торговая наценка на остаток товаров на начало месяца (кредитовое сальдо по счету 42 «Торговая наценка» на начало месяца); ТНп – торговая наценка на товары, поступившие за месяц (оборот по кредиту счета 42 «Торговая наценка» за месяц); ТНв – торговая наценка на товары, выбывшие за месяц, например, возвращенные поставщикам (оборот по дебету счета 42 «Торговая наценка» за месяц); В – выручка от реализации проданных товаров; ОТ – остаток товаров на конец месяца (сальдо по счету 41 «Товары» на конец месяца). Исходя из полученного среднего процента, определяется сумма реализованной торговой наценки:ТНр = В x П: 100%, где ТНр – реализованная торговая наценка.В бухгалтерском учете исчисленная сумма наценки сторнируется в корреспонденции со счетом 90 «Продажи» субсчет «Себестоимость продаж»:Дебет 90-2 Кредит 42 – сторнирована реализованная торговая наценка.Рассмотрим на примере порядок списания реализованной торговой наценки.

Пример 2 ООО «Ритм», учитывающее товары по продажным ценам, на начало месяца имеет следующие остатки на счетах бухгалтерского учета:

  • о дебету счета 41 «Товары» – 452 000 руб.;
  • по кредиту счета 42 «Торговая наценка» – 186 000 руб.
В течение месяца общество приобрело товары на сумму 900 000 руб. (без учета НДС). Общая сумма начисленной на эти товары торговой наценки составила 405 000 руб. Продажная цена купленных товаров равна 1 305 000 руб. (900 000 + 405 000).

За отчетный месяц ООО «Ритм» реализовало товары на сумму 1 411 200 руб. (в том числе НДС – 224 000 руб., налог с продаж – 67 200 руб.). Сумма издержек обращения, относящаяся к проданным товарам, составила 85 000 руб.

Остаток товаров на конец месяца равен 345 800 руб. (452 000 + 1 305 000 – 1 411 200).Средний процент реализованной торговой наценки составляет 33,64% ((186 000 руб. + 405 000 руб.) : (1 411 200 руб. + 345 800 руб.) х 100%). Сумма реализованной торговой наценки составит: 474 728 руб. (1 411 200 руб. х 33,64%).Продажу товаров общество отражает в бухгалтерском учете следующими записями:

Дебет 50 Кредит 90-1

– 1 411 200 руб. – получена выручка от продажи товаров;

Дебет 90-2 Кредит 41

– 1 411 200 руб. – списана продажная стоимость товаров;

Дебет 90-2 Кредит 42

– 474 728 руб. – сторнирована реализованная торговая наценка;

Дебет 90-5 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу с продаж»

– 67 200 руб. – начислен налог с продаж, подлежащий уплате в бюджет;

Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 224 000 руб. ((1 411 200 – 67 200) х 20: 120) – начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;

Дебет 90-2 Кредит 44 – 85 000 руб. – списаны издержки обращения;Дебет 90-9 Кредит 99 – 98 528 руб. (1 411 200 – 1 411 200 + 474 728 – 67 200 – 224 000 – 85 000) – определен финансовый результат от продажи товаров.–конец примера–Снижение торговой наценки В некоторых случаях продавец может снижать цены на товар, то есть уменьшать торговую наценку. Это происходит, например, при распродаже или уценке товаров. Согласно рекомендациям, снижение торговой наценки также следует отражать в реестре розничных цен.

При уменьшении суммы наценки особое внимание нужно уделить положениям статьи 40 НК РФ. В ней определены основные принципы определения цен для целей налогообложения. Согласно этой статье, при продаже товаров налоги следует исчислять исходя из цен, которые установлены организацией. Но эти цены должны соответствовать рыночному уровню. Если цены проданных товаров отклоняются от этого уровня более чем на 20%, то налоговая инспекция вправе проверить правильность их применения. То есть налоговики могут пересчитать сумму выручки исходя из рыночных цен и доначислить налоги. Поэтому, проводя распродажу товаров, торговой организации придется начислять налоги исходя из рыночных цен. Еще раз отметим, что рыночную цену товаров следует определять в соответствии с требованиями статьи 40 НК РФ.

Снижение торговой наценки в бухгалтерском учете отражается следующей проводкой:

Дебет 41 Кредит 42

– сторнирована сумма торговой наценки.

Довольно часто при проведении распродаж две вещи продаются по цене одной. То есть их цена уменьшается в два раза. На практике возможно и более значительное снижение цен. В этом случае сумма, на которую уценен товар, скорее всего, превысит начисленную ранее торговую наценку. Поэтому кроме сторнирования наценки бухгалтер должен списать часть цены товара, отразив в учете записью:

Дебет 91-2 Кредит 41

– списано превышение суммы уценки над торговой наценкой.

Отметим, что сумма превышения уценки над торговой наценкой не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Рассмотрим на примере снижение торговой наценки.

Пример 3 В магазине бытовой техники проводится распродажа электроутюгов со скидкой 40%. Закупочная стоимость одного утюга без учета НДС равна 1800 руб. На товар была начислена наценка в размере 45%. Сумма наценки составила 810 руб. Первоначальная розничная цена одного утюга равна 2610 руб. (1800 руб. + 810 руб.).

При распродаже сумма скидки на один утюг составила 1044 руб. (2610 руб. х 40%). Розничная цена с учетом скидки равна 1566 руб. (2610 руб. – 1044 руб.). При этом рыночный уровень цен на подобный товар равен 2000 руб. Стоимость утюга со скидкой более чем на 20% меньше этого уровня: 78,3% (1566 руб. : 2000 руб. х 100%). 100% – 78,3% = 21,7%.21,7% > 20%.Поэтому организация должна начислить налоги исходя из рыночной цены товара.Во время распродажи реализовано 15 утюгов. Выручка составила 23 490 руб. (1566 руб. х 15 шт.).Сумма выручки, рассчитанная исходя из уровня рыночных цен, равна 30 000 руб. (2000 руб. х 15 шт.).Для упрощения примера предположим, что затрат по продаже электроутюгов не было.Указанные операции отражаются в бухгалтерском учете организации следующими записями:Дебет 50 Кредит 90-1 – 23 490 руб. – поступила выручка от реализации электроутюгов во время распродажи;Дебет 41 Кредит 42 – 12 150 руб. (810 руб. х 15 шт.) – сторнирована начисленная ранее торговая наценка;Дебет 91-2 Кредит 41 – 3510 руб. ((1044 руб. – 810 руб.) х 15 шт.) – списано превышение суммы скидки над торговой наценкой;Дебет 90-2 Кредит 41 – 23 490 руб. – списана стоимость проданных товаров с учетом скидки;– 1429 руб. (30 000 руб. : 105% х 5%) – начислен налог с продаж исходя из уровня рыночных цен;– 4762 руб. ((30 000 руб. – 1429 руб.) х 20: 120) – начислен НДС исходя из уровня рыночных цен;Дебет 99 Кредит 90-9 – 6191 руб. (23 490 – 23 490 – 1429 – 4762) – отражен убыток от распродажи товаров.Дебет 99 Кредит 91-2 – 3510 руб. – отражен убыток от списания превышения суммы скидки над торговой наценкой.Эта сумма убытка не уменьшает общей облагаемой прибыли за отчетный период.–конец примера– Учет торговой наценки при возврате товаров В соответствии со статьями 495 и 503 ГК РФ покупатель имеет право вернуть товар продавцу. Это касается некачественных товаров, а также товаров, о которых продавец не представил всю необходимую информацию.При возврате товара, продавец должен вернуть покупателю уплаченные за него деньги. Это делается на основании заявления покупателя. Если товар находится на гарантийном обслуживании, к заявлению должны быть приложены следующие документы:

  • справка мастерской гарантийного ремонта;
  • гарантийный талон на товар.

Отметим, что согласно статье 18 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 30.12.01), покупатель не обязан предъявлять кассовый чек на возвращаемый товар. В этой статье сказано, что отсутствие чека не является основанием для отказа в возврате денег за товар. Однако в этом случае покупатель должен доказать факт покупки товара в данном магазине Например, предъявить товарный чек, гарантийный талон и т. д. Если у покупателя нет никаких документов, то у него остается право сослаться на показания свидетелей. На это указано в письме УМНС по г. Москве от 05.06.02 № 29-12/25658.

При выплате денег покупателю у продавца возникает следующая ситуация. Он уже продал товар, т. е. реализовал торговую наценку и получил доход. С возвратом этого товара происходит обратная операция и сумму полученного дохода нужно уменьшить. То есть он должен восстановить реализованную торговую наценку. В бухгалтерском учете на сумму восстанавливаемой наценки делается запись по дебету счета 90-2 и кредиту счета 42 «Торговая наценка». Кроме того, нужно сторнировать налоги, начисленные с реализованной наценки.

Пример 4 ООО «Свет» реализовало холодильник стоимостью 15 750 руб., в том числе НДС – 2500 руб., налог с продаж – 750 руб. Себестоимость холодильника равна 9000 руб., сумма торговой наценки – 6750 руб.

Бухгалтер отразил продажу холодильника следующими записями:Дебет 50 Кредит 90-1 – 15 750 руб. – получена выручка от продажи холодильника;Дебет 90-2 Кредит 41 – 15 750 руб. – списана продажная стоимость холодильника;Дебет 90-2 Кредит 42 – 6750 руб. – сторнирована сумма реализованной торговой наценки;Дебет 90-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу с продаж» – 750 руб. – начислен налог с продаж, подлежащий уплате в бюджет;Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 2500 руб. – начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;Дебет 90-9 Кредит 99 – 3500 руб. (15 750 – 15 750 + 6750 – 750 – 2500) – определен финансовый результат от продажи холодильника.Через несколько дней покупатель, обнаружив брак, вернул холодильник в магазин и потребовал выплатить за него деньги. К своему заявлению он приложил кассовый чек, справку из мастерской гарантийного ремонта и гарантийный талон.ООО «Свет» приняло холодильник и вернуло деньги покупателю. Бухгалтер отразил возврат холодильника следующими записями:Дебет 41 Кредит 76 – 15 750 руб. – оприходован возвращенный холодильник;Дебет 90-2 Кредит 42 – 6750 руб. – восстановлена сумма торговой наценки;Дебет 90-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – 2500 руб. – сторнирован начисленный НДС;Дебет 90-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу с продаж» – 750 руб. – сторнирован начисленный налог с продаж;Дебет 76 Кредит 50 – 15 750 руб. – выплачены деньги покупателю за возвращенный товар;Дебет 90-9 Кредит 99 – 3500 руб. – сторнирован финансовый результат от продажи товара.–конец примера–

А накрутка на одежду и алкоголь может превышать 300%

Цены неумолимо растут, а доходы населения - не очень: теперь только на одно питание уходит ползарплаты, как подсчитали социологи. Да и обновлением гардероба в период кризиса себя особо не побалуешь: приходится ждать распродаж, иначе «шмотки» не по карману. Алкоголь и тот дорожает, так что даже выпить с горя накладно. Но наши кошельки пустеют явно в чью-то пользу: производители и магазины наваривают огромную прибыль с накруток на товары, которые увеличивают их реальную стоимость в 2–3 раза. «МК» попытался разобраться, как торговля наживается на покупателях.

Товаропроводящая цепочка каждой из наших покупок выглядит так: производитель - дистрибьютор - розница. Само собой, все участники этой схемы стремятся побольше заработать, поэтому на каждом этапе начальная себестоимость продукта заметно увеличивается. Сама же себестоимость складывается из двух составляющих: затрат на сырье и расходов на производство (зарплата сотрудникам, электроэнергия, обслуживание оборудования). Плюс к этому производитель оплачивает налоги и акцизы, а затем продает товар оптовому посреднику или сразу рознице по отпускной цене, заложив в нее свои проценты прибыли. Как поясняют эксперты, сейчас на рынке розничных продаж доминирует ретейл - крупные торговые сети, которые закупаются напрямую у производителя, чтобы не переплачивать за услуги оптовиков и таким образом поддерживать относительно невысокие цены за счет больших объемов оборота. А мелкие магазины продолжают закупаться на оптовых базах или у посредников, поэтому в них стоимость товаров зачастую выше. При этом розница ничем не ограничена в накручивании цен, кроме… нет, не совести, а конкуренции: если не покупают, значит, в соседнем магазине дешевле. Если же другой магазин слишком далеко или рано закрывается, то тут торговцам все карты в руки: пока есть спрос, цены можно назначать самые «кусачие». Мы сравнили цены в разных магазинах и выяснили, что стоимость совершенно одинаковых продуктов может отличаться на 20–30%, которые и идут в карман рознице.

Продуктовый беспредел

По суровым законам торговли самый быстрый рост цен происходит всегда на продукты питания - без них человек обойтись не может и будет покупать при любых обстоятельствах. Поэтому в условиях свободного рынка производители и магазины могут спекулировать на цене продуктов как хотят. «Цены сейчас не ограничиваются государством, как во времена СССР, но и предложение не ограничено. Поэтому теперь главный защитник потребителя - это конкуренция. Если не нравится цена в одном магазине, мы идем в другой. Благо в городе магазины на каждом шагу, да и крупные гипермаркеты в транспортной доступности. Однако в одном-единственном сельпо на всю деревню накрутка может составлять 100–200%», - рассказал «МК» председатель Союза потребителей России Петр Щелищ.

Но так ли эффективна конкуренция в борьбе за доступные цены для потребителей? Для чистоты эксперимента мы посетили три столичных магазина, доступных для жителя одного квартала: торговую сеть низового сегмента формата «у дома», несетевой магазин «Продукты 24» около остановки транспорта, где большой трафик людей, и один из крупнейших гипермаркетов, до которого от ближайшей остановки ездит бесплатный автобус. Также мы исследовали прайс-лист одной из крупных оптовых баз Москвы - поставщика несетевой розницы.


Как видно из таблицы, даже в ближайших друг к другу магазинах цены могут ощутимо отличаться, а суммарная разница в стоимости рассматриваемого набора продуктов составлять около 300 рублей - вот вам и конкуренция... Но тут уж приходится выбирать: забежать в магазин по дороге, но переплатить, отстоять большую очередь в торговой сети низких цен, но сэкономить, или потратить несколько часов на поездку в гипермаркет в поисках той же экономии.

Однако даже самые низкие цены в ретейле гораздо выше той стоимости, по которой продукты отпускаются с предприятий, - на этой разнице и зарабатывает свою «копеечку» розница. В докладе «Как формируются цены и качество продтоваров (взгляд потребителя)», подготовленном Союзом потребителей России, содержатся данные о долях расходов на производство, наценки посредников и прибыли организации розничной торговли в конечной цене разных продуктов. Так, себестоимость хлеба составляет 37% от цены, молока - 27%, мороженой рыбы - 24%, подсолнечного масла и мясных продуктов - не более 10%. Посредники прибавляют к цене муки, из которой делается хлеб, еще 25–30%, подсолнечного масла - 27%, рыбы - 20–23%, макаронных изделий - 19%, сахара - 16%. Наконец, магазин делает наценку от 20 до 50%, а от реализации макаронных изделий получает 9% чистой прибыли, рыбы - 7–10%, молока, подсолнечного масла, яиц, сахара, муки - около 6%. Отметим, все эти цифры актуальны для продуктов отечественного производства, которые не ввозятся на территорию России импортом.

Размер наценки в рознице зависит от категории продуктов и отраслевых особенностей производства, отмечает директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков. Например, наценка на муку в рознице составляет более 50% - это один из самых больших показателей среди продуктов. «Производственные мощности на предприятиях, изготавливающих муку, вдвое превышают спрос, и из-за высокой конкуренции предприятия работают на грани рентабельности, получая прибыль всего в 1–4%. Рентабельность производства мяса курицы несколько выше, а цена для населения более доступна. Так происходит из-за того, что птица набирает товарный вес за 2–3 месяца откорма, и ее себестоимость гораздо ниже свинины, баранины и говядины», - рассказал эксперт.

Себестоимость продукта зависит от сырьевых цен, глубины переработки продукции, упаковки и организации бизнес-процессов, загруженности производства, подчеркивает глава «Руспродсоюза». По его словам, реальная покупательная способность населения и конкуренция в категории также влияют на отпускную цену и рентабельность.


Если представить эти значения в денежном эквиваленте, то на примере курицы при средней стоимости 133 рубля за килограмм структура розничной цены будет выглядеть так: себестоимость - 87,5 рубля, наценка производителя - 10 рублей, налоги - 8 рублей и наценка розницы - 27,5 рубля.

Конечно, можно задаться риторическим вопросом: не стыдно ли производителям, посредникам, рознице, а также государству с его налогами брать с граждан немалые проценты сверх себестоимости? Но на самом деле получается, что внушительная накрутка набегает в сумме наценок каждого участника товаропроводящей цепочки. Даже защитник прав потребителей Петр Щелищ не спешит обвинять пищепром в чрезмерной жадности. «Вопреки стереотипам пищепром - одна из самых низко маржинальных отраслей, в которой рентабельность производителей выше, чем розницы, - 6–7% чистой прибыли у предприятий против примерно 3% у торговли. Однако розница отнюдь не бедствует: за счет оборота суммы чистой прибыли получаются немалыми», - резюмировал эксперт.


Акциз дороже водки

В 2016 году от акцизов в бюджет России поступило 1,3 трлн рублей - цифра огромная, учитывая, что фактически изъяты эти средства из карманов потребителей. Акциз - это косвенный налог, который платят производители товаров массового потребления (алкоголь, табак, бензин), заложенный в отпускную и, соответственно, розничную цену товара. Акцизы - важный источник доходов федеральной казны, только из-за него стоят облагаемые товары очень недешево: иногда размер налога в три раза превышает себестоимость продукта. Пример такого «несправедливого» ценообразования - водка.

По данным Росстата, средняя цена бутылки водки объемом 0,5 литра в России составляет 280 рублей. На ее производство уходит 48 рублей - это себестоимость, в которую включена стоимость сырья, упаковки и прочие расходы, в том числе рекламные. Плюс к этому производитель делает свою наценку - примерно 11 рублей. Когда бутылка попадает в розницу, ее цена увеличивается в среднем на 89 рублей. Оставшиеся 132 рубля - это взимаемый государством акциз, почти равный себестоимости и наценке магазина, вместе взятым. Таким образом, за традиционный русский горячительный напиток мы переплачиваем чуть ли не в 5 раз, если отталкиваться от себестоимости.


Любопытно, что разброс цен на водку в российских магазинах очень большой, несмотря на то, что с 2010 года государством в целях борьбы с нелегальной продукцией назначается минимальная цена на этот алкоголь - 190 рублей за пол-литра. Тем не менее в торговых сетях можно увидеть водку за 191 рубль, в то время как чуть дальше будет стоять красивая бутылка с точно таким же «содержимым», но за 500 рублей. Несмотря на заманчивые надписи на этикетке дорогой водки из серии «изготовлена по технологии глубокой очистки» или «сделана из талой воды с вершины Эвереста», делается она из такого же сырья (спирта), как и дешевая, и облагается таким же акцизом, пояснил директор Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз, объясняя разницу в цене. «Покупая премиальный продукт за 300 рублей и выше, потребители платят за имидж и самоуважение. Не будет же директор фирмы на внедорожнике пить самую дешевую водку! В какой-то мере высокая цена дорогого продукта субсидирует низкую стоимость его экономичного аналога. При этом себестоимость премиальной водки выше, но не за счет сырья, а за счет расходов на рекламу, упаковку, маркетинг - все то, что заставляет потребителя покупать этот продукт за большие деньги», - считает эксперт.

Дорого то, что брендировано

Как отмечают специалисты сферы торговли, самой рентабельной отраслью считается индустрия моды. В магазинах одежды и обуви наценка на товары может превышать их отпускную цену в 10–20 раз, а все потому, что мы готовы переплачивать за бренд. Журнал Business Insider провел исследование, в котором выявил 37 товаров с самой высокой наценкой. Оказалось, что в список попали в основном предметы гардероба. Например, лидируют по размеру наценки брендовые солнцезащитные очки - плюс 1329%. На 1100% выше себестоимости продается женское белье, а джинсы на прилавках стоят дороже на 650%.

При этом на российском рынке одежда и обувь на 85% представлена импортными товарами. В наши магазины они попадают в основном из Юго-Восточной Азии, преодолев таможню и большие расстояния. А ведь логистика и «растаможка» - это две серьезные статьи расходов в формировании розничной цены на все импортные товары: в среднем на уплату пошлин, налогов и доставку уходит от 40 до 55% от первоначальной стоимости товара. Поэтому многие продвинутые модники предпочитают закупаться за рубежом: разница в цене на одну и ту же вещь в коллекции глобального бренда может составлять 30–50%. А благодаря системе tax free можно еще и частично вернуть налог на добавленную стоимость, который платят резиденты страны, а иностранцы это делать не обязаны.

Вместе с тем на волне импортозамещения и падения рубля в два прошлых года некоторые мировые бренды открыли в России свое производство. Как рассказал «МК» исполнительный директор «Союзлегпрома» Игорь Ульянов, многим компаниям стало выгоднее шить в России, чем в Китае. «В последние годы в Китае вырос уровень оплаты труда: там швея получает примерно $500 в месяц, а ее российская коллега - 12 тыс. рублей, то есть примерно $200. Сокращение издержек на зарплаты влияет на себестоимость товара в сторону понижения, но конечную цену формируют бренды в зависимости от своей политики накруток», - сказал представитель отрасли. Что касается одежды и обуви российского производства, то сейчас многие предприятия работают с доходностью не больше 3–5%, отметил он. При этом розница на одежде «made in Russia» зарабатывает куда больше, чем производители, в отличие от пищепрома. «Магазины закладывают чистую прибыль минимум в 20–30%, и даже этого им кажется мало, поскольку в «жирные годы» рентабельность бизнеса по продаже одежды и обуви составляла 100–200%», - добавил эксперт.


Почему же мы переплачиваем, как показало исследование «МК», в два, три и более раз даже за самые обыденные товары? Законы свободного рынка диктуют свои правила торговли, и они далеко не всегда в пользу потребителя. Раз есть спрос, продавцы и не будут снижать цены. В то же время ситуацию на российском рынке усугубляет отечественная специфика: большие расстояния и сложная логистика, а также непродуманные и запутанные налоги. Все эти напасти также перекладываются на плечи потребителя. Рассчитывать на то, что государство каким-то административным образом наведет порядок с ценами, не приходится. Значит, вся надежда на развитие конкуренции. Но предыдущие четверть века строительства рыночной экономики в нашей стране этой надежды явно не оправдали...

Социально значимые продукты - те, которые пользуются наибольшим спросом у населения. На законодательном уровне устанавливается не только их перечень, но и механизм ценообразования. С учетом постоянно меняющейся социальной картины перечень товаров может как расширяться, так и сужаться.

Как формируется перечень?

Перспективные решения

Вопрос о государственном регулировании цен ставился уже неоднократно, но единого решения по данному вопросу до сих пор нет. Есть основания полагать, что не будет установлено какого-то потолка цен на социально значимые продукты. Наценка, скорее всего, станет основным ограничительным инструментом. В зависимости от категории товаров она может варьироваться от 20 до 30%. При этом непонятно, будет она применяться к цене производителя или оптовой стоимости.

Исходя из законопроекта "Об основах государственного регулирования торговой деятельности", можно сказать, что, скорее всего, ограничения по наценке будут вводиться на продукцию какого-то конкретного производителя. При этом его доля на рынке должна быть как минимум 15%. Предлагается вводить государственное регулирование сроком на 180 дней.

Другие возможные ограничения

Ряд депутатов предлагает внести поправки в ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ". В соответствии с ними максимальная наценка на первой необходимости не должна превышать 15%. Практика ограничения стоимости на отдельные группы продуктов широко распространена в мире. Подобные системы успешно действуют в Австрии, Норвегии, Дании и других странах.

Отсутствие такого механизма на отечественном рынке приводит к тому, что наценка составляет в среднем 50%, а в некоторых случаях достигает 100%. Для сравнения стоит отметить, что в ЕС этот показатель не выше 25%. А чтобы потребитель был уверен, что его не обманывают, предложено обязать конечного продавца указывать рядом с ценой товара его закупочную стоимость.

Мнение предпринимателей

Предприниматели имеют вполне обоснованные претензии к органам власти. Они состоят в том, что, пытаясь отрегулировать цены на некоторые виды продовольственных товаров, чиновники рассматривают вопрос поверхностно. Так, не учитывается постоянное подорожание топливно-энергетических ресурсов. А в связи с этим предприниматели предлагают в первую очередь оказать государственное влияние на стратегические отрасли. Это позволит торговцам получать максимальную прибыль при небольшой наценке.

Общественное мнение

Подавляющая часть населения Российской Федерации жила во времена СССР, когда максимальная торговая наценка была равна 12%, а если речь шла о социально значимых товарах - 8%. Вполне понятно постоянно растущее недовольство нынешней стоимостью продовольственных товаров. В связи с этим на сайте "Российская общественная инициатива" было размещено следующее предложение об ограничении торговой наценки.

Основная проблема

Как уже отмечалось выше, социально значимые продукты должны быть доступны всем слоям населения. Это подразумевает установление порога цен и непрерывный контроль за его соблюдением. Тем не менее стоит понимать, что за доступность порой приходится платить качеством. На полках магазинов масса продуктов, которые по ряду признаков являются непригодными к употреблению. И это при том, что по отдельным категориям товаров предоставляется государственная компенсация части расходов на производство. Таким образом, становится вопрос не только контроля цены, но и непрерывного мониторинга качества.

Непродовольственные товары

Несмотря на всю важность регулирования цен на продукты питания, не стоит забывать и о роли непродовольственных товаров. До недавнего времени (пока не были внесены поправки в законодательство) к социально значимым относили такие хозяйственные принадлежности:

  • туалетное мыло;
  • хозяйственное мыло;
  • синтетические моющие средства;
  • зубную пасту;
  • зубные щетки;
  • бритвенные принадлежности;
  • канцелярские принадлежности (шариковые ручки, карандаши и тетради);
  • швейные принадлежности (нити и игла);
  • осветительные лампы накаливания (до 60 Вт);
  • постельное белье;
  • нижнее белье.

Негативные тенденции

Цены на социально значимые товары неуклонно растут. Учитывая отсутствие эффективного регулирующего механизма, стоит отметить следующие негативные тенденции:

  • покупка некачественных и контрафактных товаров;
  • замещение отечественных продуктов дешевыми импортными;
  • стремление населения к экономии, что приводит к застойным процессам в финансовой сфере.

Заключение

На данный момент проблема социально значимых продуктов проработана правительством еще недостаточно глубоко. Несмотря на то что на законодательном уровне обозначен их перечень, никаких конкретных мер по регулированию потолка цен по ним не прописано. На данный момент все находится на стадии законопроектов и гражданских инициатив. По данному вопросу важно учитывать международный опыт. Кроме того, не стоит забывать, что при разработке нормативно-правовых актов должны быть учтены интересы не только конечного потребителя, но также предпринимателей.

Привет всем моим читателям! Сегодня я отвечаю на вопрос нескольких читателей, но делаю это не в разделе , а в общей ленте, потому что хочу, чтобы об этом узнали все раз и навсегда и не задавались таким вопросом! Я посмотрел по запросам в поисковых системах и увидел, что запросы есть, а ответов нет! Точнее ответы о том, какую делать наценку есть, но там взяты непонятные цифры от потолка и не понятно с чего автор их взял. Я привык объяснять все, поэтому отвечу на вопрос полноценной, но короткой статьей. Итак, начнем!

Какую делать наценку

На мой взгляд это самое простое, что может быть. Если вы закупаете товары и потом перепродаете или, если вы оказываете услуги, то должны понимать, что вам нужно получить выгоду и вряд ли вы будете покупать что-то по 10 рублей, а продавать по 11. Это маленькая наценка и она в принципе имеет место быть при высоком чеке (оптовая продажа). Ладно, пойдем по порядку, как можно определить наценку?

1. Опирайтесь на цены конкурентов.

Проще простого. Посмотрели цену у конкурентов, прикинули, сможете ли конкурировать или хватит ли вам наценки, чтобы окупить свои физические затраты. Например, конкуренты продают какой-то товар за 100 рублей. Закупать вы у своих поставщиков можете его по 50 рублей, накрутка 100%, можно работать. Но если конкуренты продают по 100 р., а у ваших поставщиков стоит 90 р., то либо ваши поставщики дорого продают и нужно искать других, либо это не основной товар у конкурентов и им достаточно даже минимальной накрутки. В общем, опирайтесь на цену конкурентов и пляшите от нее. В любом случае вы не можете накрутить 100% и сделать цену в разы выше, чем у конкурентов, у вас просто не будут покупать.

2. Если рыночная цена сильно завышена

Если вы увидели, что у конкурентов стоит товар или услуга 100 рублей, а у ваших поставщиков или исполнителей стоит 20 рублей (500% наценка), то это не значит, что вы должны сделать наценку в 100% и поставить цену 40 рублей. Если вы так сделаете, то у вас само собой будут активнее покупать, но этот демпинг (сильное снижение цены по сравнению с рыночной) приведет к быстрому насыщению потребителей теми товарами или услугами, что ваш бизнес не проживет долго. Во-вторых вы просто сломаете рынок и конкурентам тоже придется снижать цену. Так делать нельзя! Нужно конкурировать в качестве, а не в цене (прочитайте и поймете). Но если вы уж сильно захотели отличиться в цене, то скиньте совсем чуть чуть и клиенты это увидят.

3. Как делать наценку на услугу

Наценки на одну и ту же услугу можно считать по разному и, как правило, цены на рынке имеют большой разбег. К примеру, возьмем разработку сайтов. Есть студии, которые делают сайты за 10 000 р., а есть те, кто делает за 1 000 000 р.. Здесь все зависит от позиционирования, качества и от портрета клиента. Поэтому в услугах назначить цену довольно сложно.

Можете просто наценить столько, на сколько вы действительно оцениваете свой труд или столько, сколько будет достаточно для благоприятного функционирования вашего бизнеса. Главное вычтите все расходы, связанные с оказанием той или иной услуги и уже исходите из этой цены и к ней добавляйте.

Но есть также и услуги, цены на которые в большинстве своем устоялись. Для определения цены такой услуги также ориентируйтесь на рыночные.

А вообще можно к любой услуге добавить несколько дополнительных штрихов и тогда можно будет немного повышать цену. Например при заказе разработки сайта в подарок настройка контекстной рекламы.

Заключение

В заключение еще раз хочется сказать, что вопрос о том, какую делать наценку не должен возникать у вас в голове. Более того, вы в первую очередь при выборе товара или услуги для своего будущего бизнеса должны моментально видеть наценку (вашу выгоду), чтобы понимать, стоит продавать этот товар или услугу или нет. Если я в чем-то не прав, дополняйте и исправляйте в комментариях, но я живу с такими правилами уже долго и они меня не подводили!

Спасибо за внимание!

С уважением, Шмидт Николай!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: