Презентация "Средневековый замок" презентация к уроку по истории (6 класс) на тему. Презентация «Средневековые замки Что входило в доспехи рыцаря

Тема: За стенами замков

Цель: создать условия для формирования образного представления о замке феодала, снаряжении рыцаря, их развлечениях; познакомить с моральными ценностями, нормами и установками феодалов, умения работать с текстами по алгоритму; составлять план, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения, что будет способствовать воспитанию положительные личных качеств, уважение к людям.

Ход урока:

Терминологический диктант:

1 вариант

Феод

Феодальная лестница

Вассалы

Сеньоры

Сословие

2 вариант

Барщина

Оброк

Десятина

Натуральное хозяйство

Феод

Пишут терминологический диктант

    Подведение к теме и цели урока

Задание: Прослушать отрывок из стихотворения и ответить на вопрос: О чем это стихотворение?

Средневековый поэт барон Бертран до Борн написал множество баллад о рыцарях.

Отрывок из баллады «Первая песня»

И также мне люб тот рыцарь мне,

Что, первым ринувшись вперёд,

Бесстрашно мчится на коне

И войску бодрость предаёт

Отвагой удалою.

Лишь только битва закипит,

Пусть каждый вслед за ним спешит,

Рискуя головою.

Достоин тот похвальных слов,

Кто и разить и пасть готов!...

Барон Бертран до Борн (1140-1215гг.)

Фронтальная беседа:

    А как иначе называют воинов Средневековья?

    Можете ли мне назвать имена известных рыцарей?

    Ребята, а откуда вам известны эти имена?

Скажите, о чём мы будем говорить на нашем уроке? Какова тема? Какую цель поставим на урок?

Совершенно верно.

Слушают определяют тему и цель урока,

Ответы детей: О Средневековье, о воинах, турнирах, о подлости, смелости, благородстве.

Воинов Средневековья называют рыцарями.

Ответы: Айвенго, Дон Кихот, Ричард Львиное Сердце, Ланселот, король Артур и рыцари Круглого стола.

Ответы: из литературы, из исторических фильмов, из истории.

Предполагают тему урока. Речь пойдет о понятии «рыцарь», рыцарском замке, о рыцарских турнирах и т.д.

    Проблемное задание на урок

В конце урока ответят на вопрос

    Изучение нового материала

    Но в начале, давайте вспомним, кто такие феодалы?

    А за что получали свои земли феодалы?

Слово учителя: Правильно, то есть феодалы тоже составляли свое сословие и оно называлось «Воюющее» или военное сословие. А ещё их называли в Средневековье – рыцари.

Запишите определение термина рыцарь

Итак, рыцари - военное сословие и большую часть своей жизни они проводили на войне.

Ответ: феодал- владелец феода и живущий за счёт эксплуатации земли с крестьянами

Феодалы получали землю за службу своему сеньору на войне.

Слушают учителя, записывают определение в тетрадях.

    Использование презентации

Что использовали рыцари для защиты в бою?

Верно, а голову рыцаря защищал шлем с забралом. Лица не видно, да и в доспехах трудно узнать человека. Для этого и стали придумывать гербы- символы каждого рода. Лев-сила, дракон-мудрость, волк-преданность. Для того что бы символы – гербы не повторялись, появилась целая служба герольдов, которые за этим следили. Герб передавался по наследству от отца к сыну, вместе с феодом, помещался на шлемах и щитах. А что можно заметить, посмотрев на силуэты щитов?

Работа с документом: Ответить на вопрос каким был рыцарь в бою?

Рыцари на войне.

Рыцари предпочитали сражаться на конях. Основная единица рыцарского войска – тяжеловооружённый всадник. Бой в средние века – череда рыцарских поединков. Рыцари старались сразиться с наиболее знатными соперниками, победа над которыми приносила славу и трофей в виде вооружения противника. Сражались рыцари верхом на лошадях, если не удавалось выбить соперника из седла тяжёлым копьём, то бой продолжали на мечах. От ран рыцаря защищали стальные доспехи, шлем и щит. Но, не смотря на это, в бою многие рыцари получали тяжёлые ранения или гибли. Однако война считалась среди рыцарей наиболее достойным занятием.

Слушают и смотрят презентацию.

Ответ: для защиты использовали доспехи и щиты.

Отвечают на вопросы документа

    Слово учителя:

Итак, мы узнали что щиты рыцарей разный стран отличались, а теперь узнаем отличались ли правила и законы по которым жили рыцари.

    Работа с документом:

1. Что же больше всего ценили и уважали рыцари? Об этом нам поможет узнать документ. Так что же больше всего ценили и уважали рыцари?

2. А со всеми ли рыцарь соблюдал правила галантного или уважительного поведения?

Рыцарский кодекс чести.

Рыцарь должен был соблюдать определённые правила поведения, чтобы быть уважаемым человеком в своём сословии. Он должен был быть защитником церкви и веры, оборонять христиан от набегов иноверцев.

Он должен был прилагать все усилия для искоренения лжи и несправедливости. Рыцарь – надежда слабых и обиженных, идеал добра и милосердия. Рыцарь должен был быть верен слову и благороден, образован, щедр и галантен с дамами. А даме сердца быть верным до конца своих дней. Конечно, все эти правила, рыцарь не должен был соблюдать с людьми не своего круга, с «грубыми мужланами». Более того, многие рыцари и в своём кругу не блистали всеми добродетелями, часто они оказывались необразованными и жестокими людьми. И, тем не менее, нормы рыцарской жизни принимались всеми представителями этого сословия, и рыцари старались им соответствовать.

Читают документы, отвечают на вопросы

    Работа с учебником:

Опишите замок

Отвечают на вопросы

    Закрепление:

Итак, мы с вами сегодня познакомились с образом

1. жизни какого сословия?

Верно, мы познакомились с образом жизни воюющего или военного сословия,

    а что такое сословия?

    Кого называли рыцарем, и что было главным занятием в его жизни?

Вывод

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

© Жадаев Д.Н., 2005 «Средневековый замок" Тема урока:

© Жадаев Д.Н., 2005 План урока: Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечение рыцаря. Кодекс чести рыцаря. План урока:

1. ЗАМОК ФЕОДАЛА. © Жадаев Д.Н., 2005 Замок – это жилище феодала и его крепость. В нем феодал укрывался от нападений врагов и восставших крестьян. Замки строили из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, его окружали широким рвом с водой. Вверху: Замок Азе-ле-Ридо. Франция Внизу: Замок в графстве Уорикшир. Англия

© Жадаев Д.Н., 2005 Через ров был перекинут подъемный мост; на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Над всеми постройками возвышалась главная башня – донжон. В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую осаду. Замок Честоу в Гвенте. Уэльс. Англия Замок Вартбург в Тюрингии Ворота с подъемным мостом

Замки строили на острове.

Замки строили на высокой скале и на холме.

Замки строили на берегу рек и морей.

Через ров с водой в замок вёл мост.

© Жадаев Д.Н., 2005 2. СНАРЯЖЕНИЕ РЫЦАРЯ. Рыцари – конные воины – были главными действующими лицами всех войн эпохи средневековья. Шлем с забралом Кольчуга Латы Меч

РЫЦАРЬ И ЕГО ОРУЖЕНОСЕЦ Служба оруженосца своему рыцарю

© Жадаев Д.Н., 2005 Конь и снаряжение стоили дорого, поэтому рыцарскую службу мог нести только обеспеченный землевладелец, феодал. Для сражения требовалась долгая выучка, поэтому к военной службе готовились с детства. (с.93 учебника)

Посвящение в рыцари. Лишь после долгой службы особо отличившихся посвящали в рыцари.

© Жадаев Д.Н., 2005 3. РАЗВЛЕЧЕНИЯ РЫЦАРЕЙ. Любимыми занятиями рыцарей были охота и турниры – военные состязания в ловкости и силе. Вечерами в замках устраивались шумные пиры. Соколиная охота. Миниатюра из фламандского календаря начала XVI в. Турнир. Миниатюра из хроники Фруассара. Франция, конец XV в.

Турниры. Тупым турнирным копьем рыцарь старался выбить противника из седла. Состязание заканчивалось иногда серьезными увечьями и даже гибелью некоторых участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побежденного.

Соединить стрелкой понятие и его определение. Герб Девиз Турнир Военное состязание рыцарей в силе и ловкости. Отличительный знак рода и воинской доблести. Краткое изречение, объясняющее смысл герба.

Восстановите пропущенные слова. Нелегко было одолеть крестьянам даже одного феодала. Каждый воин -…- был вооружён… и… . Большим… он мог прикрыться с головы до ног. Тело… защищала… рубашка, сплетённая из железных колец. Позднее… сменили…- доспехи их железных пластин. На голову…надевал… , а в минуту опасности он опускал на лицо…- металлическую пластинку с прорезями для глаз. Самыми любимыми развлечениями… были… и…- это военное состязание рыцарей в силе и ловкости. Каждый феодал имел свой…- отличительный знак рода и…- краткое изречение, обычно объясняющее смысл… .


Урок № 12 § 12

Тема: За стенами замка.

Цель: Познакомить учащихся с жилищем и жизнью рыцарей феодальной Европы, используя при этом различные формы усвоения учебного материала.

Используется: М* - музыка;

П* - презентация;

В* видео проект.

План:

1.Цель урока. (П*М*). t*= /3 минуты/

2.Когда и как появился в Европе рыцарь? (П*вооружение рыцаря). t*=/10 минут/

3.За стенами замка. (Схема на доске). t* /7 минут/

4.Сказка о рыцаре.(Постановочный мини-спектакль).Термины. t*=/ 6 минут /

5.Развлечения рыцарей.(В*). t* = /6 минут/

6.Что запомнили? (Тест). t*=/8 минут/

7.Как настроение?

1. На фоне «Музыки Леса» появляются картинки рыцаря, рыцарского войска, средневекового замка.....(Фрагменты презентации 1 - 12).

Учитель спрашивает: Ребята, как Вы считаете о чем мы сегодня будем с вами говорить? Используя фрагменты презентации школьники отвечают на вопрос учителя.

Учитель: Действительно мы познакомимся с вами с жилищем и жизнью рыцарей средневековой Европы. Мы узнаем не только как они жили, но и почему появились. На уроке мне потребуется от Вас не только дисциплина и внимание, но еще и помощь в создании мини спектакля о жизни юного рыцаря и его дамы сердца.

2. Учитель: Само понятие рыцаря появилось в Европе тогда, когда произошли существенные изменения в организации средневекового войска. Дело в том, что вначале войско было пешим и участвовать в бою мог любой человек владеющий мечом и щитом, но уже в VIII веке после вторжения арабов в Галлию для защиты от этих набегов понадобилось войско тяжеловооруженных воинов. Их стали называть Рыцарями* от немецкого Ritter - всадник.


Учитель использует Презентацию «вооружение рыцаря». Давайте поближе познакомимся с вооружением рыцаря.(Фрагменты презентации 13-17) № 13 определение Рыцарь*- …...... Для вооружения рыцаря нужно было потратить 45 коров!!! Могли ли быть рыцарями простые крестьяне?

№14 Изобретение - стремена!

Стремя появилось на бескрайних просторах Азии примерно в IV веке. Затем об этом уникальном изобретении стало известно в Европе. Рыцарь стал более устойчив, что позволило ему использовать тяжелое копье и длинный меч в бою.

№15 Кольчуга, копье меч.

№16 Палица и кистень.

№17 Шлем и забрало.

В: Изобретение стремени позволило тяжело вооруженному рыцарю сесть на коня и стать сильнее любого воина средневековья.

3. Но даже рыцари не могли противостоять страшной опасности которая пришла с севера начиная с VIII века. В Европе даже появилась поговорка:

«Боже, избавь нас от ярости норманнов». Так вот для защиты от «людей севера»

№ 18 Норманны

Феодалы стали строить вначале деревянные а затем и каменные крепости замки*- жилища и крепости феодалов.

№ 19 Кара средневековой Европы

Схема на доске: школьники перерисовывают ее в тетрадь, учитель показывает и рассказывает из каких частей состоит средневековый замок.

Замок Донжон

font-size:14.0pt">В*: Рыцарский з амок в XI-XIII вв. становится центром феодального землевладения в средневековой Европе. Кто владеет замком - тот владеет землей.

4. Сказка о рыцаре (постановочный мини-спектакль).

3.Здесь для большей важности нам два витязя нужны.

«я два года тренировался,

Фехтовал и упражнялся,

Песни пел, стихи читал,

И теперь я возмужал!»

Вот сеньор берет клинок:

«я своею волей знатной

Объявляю многократно

Ты не юноша теперь

Рыцарь, и герой булатный,

кодекс чести соблюдай

Господина почитай

Даму сердца спасай

Слабого защищай!»

5.Поединок был недолог,

Юный рыцарь победил.

Дама сердца спасена,

Свадьбу славную играют

И героя прославляют ну и нам друзья поклон, за спектакль

И намек добрым молодцам урок.

Всем спасибо, все садятся на свои места.

(оруженосец помогает рыцарю снять доспехи).


5.После свадьбы впору и развлечься. Давайте перенесемся на рыцарский турнир. Видео проект* «Рыцарский турнир»

Источник: Х/ф «Айвенго» США 1952 год.

Внимательно посмотрите отрывок и ответьте на вопросы:

а) Какая страна?* б) Кто такие глашатаи?

в) Кто является главным на турнире?

г) Зачем нужна корона на турнире?

д) Что получает победитель турнира?

е) Какую роль на турнире играли гербы?

Презентация

№ 22 Форма герба

№ 23 Гербы стран Европы

6.Что запомнили? Для закрепления пройденного материала школьникам предлагается ответить на вопросы.

Тест

1. С какого века в Европе начинают активно строить замки?

1.10

2.11

2.Что в переводе с немецкого означает рыцарь?

1.стремя

2.копье

3.господин

4.всадник

3.Что защищало рыцаря с головы до ног?

1.шлем

2.кольчуга

3.забрало

4.лошадь

4.Что получали победители рыцарского турнира?

1.доспехи побежденного

2.коня побежденного

3.славу

4.все выше перечисленное

5.Отличительный знак рода

1.герб

2.девиз

3.флаг

4.гимн

7.Как настроение?

6.Сегодняшний урок Вам

1.понравился

2.не понравился

3.не вызвал никаких эмоций

Учитель и учащиеся проверяют результаты теста и записывают домашнее задание. Д/з: § 12 составить рассказ о жизни рыцаря, знать термины.

Учитель: Сегодня на уроке Вы были не просто слушателями, а истинными творцами урока. Спасибо Вам за это.

Сказка о рыцаре (постановочный мини-спектакль). t*=/ 5 минут/

«В одной из средневековых стран жила была прекрасная дама.

(приглашается одна из девочек класса, она садится за приготовленное место).

1. Она была до такой степени красива и умна, что ее похитили и посадили томиться в темницу и приставили охранять злого норманна.

2. В той же местности жил молодой человек. (приглашается один из мальчиков, он два раза проходит мимо прекрасной дамы и влюбляется в нее).

Юный герой проходя мимо места заточения девушки увидел какая прекрасная.

Он поклялся спасти красавицу. Долго тренировался (берет гантели, отжимается, приседает).

3.Здесь для большей важности нам два витязя нужны.

(выходят два молодых человека, берут шиты и встают в торжественную позу).

Приближаемся к развязке переходим на стихи.

День настал и юный отрок в зал к сеньору отправляется и к нему же обращается:

«я два года тренировался,

Фехтовал и упражнялся,

Песни пел, стихи читал,

И теперь я возмужал!»

Вот сеньор берет клинок:

«я своею волей знатной

Объявляю многократно

Ты не юноша теперь

Рыцарь, и герой булатный,

кодекс чести соблюдай

Господина почитай

Даму сердца спасай

Слабого защищай!»

4.Юноша теперь герой, он зовет к себе пажа - оруженосца

(выходит еще один мальчик и помогает рыцарю одеть доспехи)

одевает он доспехи и выходит на врага.

5.Поединок был недолог,

Юный рыцарь победил.

Дама сердца спасена,

Свадьбу славную играют

И героя прославляют ну и нам друзья поклон,

За спектакль и намек

Добрым молодцам урок.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Победители Ассирии. Презентация по Всеобщей истории в 5 классе.Автор: учитель истории МБОУ СОШ № 2 п. Добринка Родионова Ирина Васильевна Цели урока: Рассказать об истории и культуре Нововавилонской державы; Охарактеризовать развитие стран Западной Азии- Лидийского и Мидийского царства.Прививать обучающихся в мир прекрасного.Развивать интерес к прошлому. Лидийское царство Богатое государство на западе полуострова Малая Азия, где впервые в древнем мире чеканили золотую и серебряную монету. Создание Нововавилонской державы Египет захватил:Палестину, Сирию,Финикиюг. Кархемиш Правитель Вавилона Навуходоносорв 605 г. до н.э. отбил у египтян КархемишЗахватил: Сирию, Финикию,Иудейское царство.Стал царем Вавилона. В 587 году до н.э. после длительной осады был взят Иерусалим.Его стены и храм Яхве были разрушены, тысячи жителей насильственно переселены в Вавилон.Так началось «Вавилонское пленение» евреев, о котором рассказано в Библии. Навуходоносор II (605-562 до н.э.), был одним из величайших завоевателей в истории. Нововавилонское царство немногим уступало по своим размерам Ассирийской военной державе.Но вавилонские цари не обладали деспотической властью, как правители Ассирии.Большую роль здесь играли жрецы и знать, с которыми цари считались. Город Вавилон в VII-VI веках до н.э. Вавилон был отстроен заново. Вспомните, что с ним произошло?При Навуходоносоре он стал самым большим городом в мире с населением около 200 тысяч человек. Навуходоносор построил в Вавилоне огромный дворец, украшением которого стали «висячие сады».В древности их считали одним из «семи чудес света» Над городом возвышался семиэтажный зиккурат, храм главного бога Вавилона-Мардука. Жемчужиной Вавилона были ворота Иштар,которые были одними из восьми ворот, окружавших Вавилон. Ворота были облицованы синей плиткой c изображением быков. Украшения на воротах Иштар Научные знания вавилонян Задание: на основе текста учебника на странице 99, составьте следующую таблицу. Название науки Достижения Мидийцы и персы. На востоке и севере владения вавилонских царей граничили с Мидийским царством, которые принадлежали к числу арийских племен.Кочевники-арии пришли с севера через Кавказ и заселили обширную страну от Каспийского моря до Персидского залива. Эта страна называлась Иран. Арийские племена занимались земледелием и ремеслами.В Иран, богатый медью, серебром и железом, нередко совершали грабительские походы ассирийские цари.Мидийцы объединились против них и создали государство со столицей Экбатаны. Киаксар-царь Мидийского царства 28 мая 585 г. до н.э. битва с армией Лидийского царства, но внезапно начавшееся солнечное затмение заставило стороны прекратить битву и заключить мир!Он выдал свою дочь замуж заНавуходоносора II, а сына Астиага женил на дочери Лидийского царя, тем самым установив мир между тремя государствами. ПРОВЕРЬ СЕБЯ 1. Выполнить в рабочей тетради задание 3 на странице 44-45Выполнить задание 6 параграфа на странице 100???Что означают следующие даты: 605 год до н.э. , 587 год до н.э., 28 мая 585 года до н.э. Домашнее задание: § 18Рабочая тетрадь-задание 1 , стр.44Подготовка к контрольной работе Используемые Интернет-ресурсы: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Nebukadnessar_II.jpg?uselang=ruhttp://icocnews.ru/images/stories/2013/4/ishtar_lion.jpghttp://icocnews.ru/images/stories/2013/4/ishtar_gate.jpghttp://4.bp.blogspot.com/-2ee0OJ5yDWo/UGKvVztdGyI/AAAAAAAAEYY/uMokeA72zIg/s1600/350px-Hanging_Gardens_of_Babylon.jpghttp://karnegi.blogspot.ru/2012/09/blog-post_26.htmlhttp://www.mysticspot.ru/wp-content/uploads/vav1.jpghttps://www.google.ru/search?q=храм+бога+мардука&newwindow=1&safe=off&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=Nh2OUvTDNIzGswad1YCgAg&ved=0CCkQsAQ&biw=1920&bih=935#facrc=_&imgdii=oKQQ_Cgg_S9kVM%

Предлагаемая вашему вниманию презентация «Средневековые замки Европы» познакомит с выдающимися памятниками средневекового западноевропейского зодчества. Эту презентацию можно использовать на уроке мировой художественной культуры, истории или ИЗО при изучении темы «Рыцарская культура»

Средневековые замки Европы

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века,
Капелла с башенкой — подобьем минарета,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,
И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб,— на нем изображен
Единорог иль лев, орел или грифон;
Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне…
И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск средневековья».

Теофиль Готье

Устройство и назначение средневековых замков

С 1000 по 1500 год в Европе строятся тысячи замков-крепостей. Только в Англии в 1100 году их насчитывалось уже больше пятисот. Слова, означающие «замок», в европейских языках происходят от латинского «каструм» или германского «бург». Замки дали имя испанской провинции Кастилия и многим городам – например, Зальцбургу в Австрии или Эдинбургу в Шотландии. Высокие стены и башни замков и крепостей стали символом воинственных средних веков: в них рыцари оттачивали военные навыки, здесь собирались рыцари для того, чтобы править суды, отмечать праздники. И повседневная жизнь феодала, его супруги, детей, слуг протекала также в стенах замка.

Удивительно, но среди огромного множества укреплённых замков построенных в Европе не удастся найти даже двух похожих. Несмотря на то, что каждый из замков имел башню-донжон, которая служила и жилищем рыцаря, и кладовой для хранения запасов пищи и воды на случай длительной осады, и тюрьмой, в которой томились ожидающие выкупа пленники, каждый донжон был окружён высокой прочной стеной и рвом и земляным валом, облик их определялся особенностями рельефа местности, вкусами заказчика-феодала, фантазией архитектора.

Рыцарский замок, как и любая другая крепость этого времени, − в первую очередь сооружение фортификационное: стены мощные, глубокие рвы, бойницы, башни. Но, рыцарский замок строится не только в оборонительных целях, но и для того, чтобы принимать гостей и производить на них неизгладимое впечатление. Развлечений и разговоров лучше, чем в замке аристократа, вы вряд ли где найдёте.

Рыцари, вернувшиеся из крестовых походов, принесли в Европу новые обычаи, которые сильно повлияли на стиль жизни феодала и его окружения. Замок становится не только крепостью, но и центром культуры. В стенах замка звучит музыка. Менестрели и жонглёры развлекают господина и его гостей исполнением эпических сказаний о подвигах героев. Культ Прекрасной Дамы распространившийся благодаря провансальским трубадурам и северо-французским труверам, способствует возникновению рыцарских романов и лирической поэзии. Рыцари теперь и музыканты, и поэты.

«О бурях и распрях, пережитых Европой на заре юности, говорят нам развалины замков, которые придают окрестному пейзажу волнующе-героический вид. Сколько легенд, к которым обращались впоследствии поэты всех европейских стран, связано с этими замками!

Много крови было пролито у их стен в братоубийственных битвах и много душ загублено в самих стенах из корысти, мести, ревнивой любви или за неповиновение сеньору.

Даже в развалинах романские замки да грозные зубчатые стены, опоясывавшие тогдашние города, надолго приковывают взор, перенося нас в ту пору, когда медленно, но уверенно воздвигалось великое здание европейской культуры».

Лев Любимов

Предлагаю посмотреть видео об одном из замков крестоносцев:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: