Продавец. «Подходящие кадры» — ваш основной ресурс Медицинские противопоказания к профессии продавец

Продавец - лицо, выступающее посредником между производителем товара и покупателем. В самых общих чертах задача продавца состоит в том, чтобы предоставить покупателю необходимый ему товар и получить за этот товар деньги. Специализация продавца определяется видом товаров, с которыми он работает. Среди продовольственных товаров выделяют мясную и рыбную продукцию, бакалею, кондитерские и кулинарные изделия, овощи и фрукты. Промышленные товары включают в себя более двух десятков разновидностей.

Торговое ремесло - одно из древнейших занятий человека. Оно появилось тогда, когда люди начали обменивать товар на товар, а с изобретением денег - товар на деньги.

Однако слово «Продавец» пришло в наш обиход лишь в конце XIX века, когда в России стали появляться крупные торговые предприятия и универмаги. До этого люди, занимавшиеся торговлей, назывались по-разному. Долгое время центральной фигурой в торговле оставался купец. Он разъезжал по городам, продавал, покупал, перепродавал. Другой видной фигурой в русской торговле после купца был прасол - скупщик. Он ездил по деревням и скупал сельскохозяйственные продукты, скот, рыбу, а затем формировал из них партии и выгодно перепродавал более крупным торговцам. Наряду с прасолами на российском рынке действовала многочисленная группа мелких торговцев (офеней, ходебщиков, коробейников, щепетильников), занимающихся развозом промышленных изделий.

Историю развития торговли легко проследить по дошедшим до нас архитектурным памятникам - гостиным дворам (например, в Москве на Варварке). Другой вид торговых зданий - торговые ряды. Особенно шумно и многолюдно было в торговых рядах во время ярмарок. Мало кто не слышал о Нижегородской, Сорочинской, Харьковской ярмарках.

В 1575-1610 годах в России вышла первая «Торговая книга», содержащая сведения товароведческого характера. В 1810 году была создана первая в России Московская практическая академия коммерческих наук. В 1962 году в Лейпциге были приняты общие принципы классификации промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Как получить профессию?

Для большинства работодателей достаточно, если продавец имеет законченное среднее образование, но если вы хотите устроиться в торговое предприятие с более или менее престижной репутацией, то требования к образованию возрастут. Например, для работы с какой-либо сложной техникой (бытовые приборы, автозапчасти) необходимо начальное профессиональное образование в области торговли или среднее техническое образование. Ну а высшее образование, причем практически любое, откроет вам дорогу во многие престижные супермаркеты и торговые организации. Также всегда приветствуется дополнительное образование, например курсы продавцов или курсы по психологии общения. Основное же значение все-таки имеет предыдущий опыт работы.

Требования к кандидатам

Продавец должен знать:

  • ассортимент, классификацию, характеристики и назначение непродовольственных товаров;
  • способы использования товаров и правила их эксплуатации;
  • правила расшифровки артикула и маркировки;
  • государственные стандарты и технические условия на продаваемые товары, тару и маркировку;
  • гарантийные сроки пользования продаваемыми товарами;
  • виды брака, правила обмена и возврата товаров;
  • принципы оформления прилавочных и внутримагазинных витрин;
  • приемы и методы обслуживания покупателей;
  • устройство и правила эксплуатации торгово-технического оборудования и контрольно-кассового аппарата.

Продавец должен уметь:

  • четко и вежливо обслуживать покупателей;
  • оперативно производить расчеты с покупателями;
  • предотвращать и разрешать конфликтные ситуации с покупателями;
  • оформлять необходимую документацию;
  • производить упаковку товара;
  • работать с торгово-техническим оборудованием и контрольно-кассовым аппаратом, в т. ч. устранять мелкие неисправности.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве продавца необходимо наличие следующих важных профессиональных качеств:

  • хорошая долговременная и оперативная память;
  • арифметические способности;
  • коммуникабельность;
  • эмоциональная устойчивость;
  • доброжелательность, вежливость;
  • артистичность;
  • ответственность.

Обязанности

Доминирующие виды деятельности профессии продавца:

  • проверка наличия товара в отделе до начала рабочего дня;
  • подготовка товара к продаже (расположение, оформление продукции, расположение ценников);
  • подготовка в подсобном помещении тележек и контейнеров с товаром для предотвращения перебоя в торговле;
  • предложение товара и обслуживание покупателей;
  • ознакомление покупателя с ассортиментом и помощь в выборе покупки;
  • информирование покупателей о назначении, свойствах и качестве товара;
  • предоставление покупателю кратких сведений о технологии производства товара;
  • информирование покупателей о ценах, выписка чеков и подсчет стоимости товара;
  • выдача товаров по оплаченным чекам или непосредственный прием денег за товар, обмен товара (при предъявлении чека);
  • поддержание чистоты и порядка на витрине, рабочем месте в течение рабочего дня и оформление оконных и внутримагазинных витрин;
  • изучение спроса покупателей и получение товара со склада, базы.

Продавец непродовольственных товаров:

  • проверка и демонстрация действия товара (электроприборов, музыкальных инструментов, часов, игрушек и т. д.);
  • информирование покупателей о моде текущего сезона;
  • оформление гарантийных паспортов на товар;
  • подбор, примерка, отрез, комплектация товара и помощь в определении размера изделий.

Продавец продовольственных товаров:

  • взвешивание, упаковка и отпуск товара;
  • информирование покупателей об особенностях, кулинарном назначении и питательной ценности продаваемых изделий;
  • работа с оборудованием (весы, холодильники, режущие машины и аппараты).

Категории профессии

Продавец-кассир - это сотрудник магазина, принимающий оплату за товар. В современных магазинах расчет между покупателем и продавцом проводится с помощью электронной кассы, выдающей чек. Продавец может вводить стоимость товара вручную. В крупных магазинах работу облегчают ручные сканеры для считывания штрих-кодов на товаре. С помощью штрих-кода определяется цена, и кассиру нужно только сложить стоимость покупок, объявить покупателю и распечатать чек. А затем взять деньги и положить их в кассу, а покупателю отдать сдачу.

Продавец-консультант - этот специалист не просто осуществляет продажу той или иной продукции, он помогает покупателю сделать правильный выбор, консультирует его. Сущность профессии заключается не только в стабильной реализации товаров (прибыль компании), но и в формировании положительного имиджа магазина или компании-бренда.

Зарплата

В среднем зарплата продавца составляет от 50 000 до 80 000 тенге , если же планируете работать в крупном супермаркете в должности продавца-консультанта, то можете рассчитывать на компенсацию до 100 000 тенге .

Мифы профессии

Миф 1. Профессия продавец - пристанище для непрофессионалов.
Благодаря обилию предложений, создается впечатление, что если жизнь не удалась, уволили с работы, то всегда можно пойти в продавцы. Газеты и Интернет пестрят объявлениями о вакансиях. В действительности же многие работодатели сами находятся в заблуждении о том, каким должен быть хороший продавец. Но результаты продаж сами расставляют все на свои места. Неквалифицированный персонал отсеивается и продолжает скитаться по новым объявлениям. Качественному же продавцу обеспечен хороший и стабильный доход.

Миф 2. Главное - уметь «впарить» товар.
Миф появился из-за низкой квалификации продавцов, продающих «в лоб», назойливых и прожимающих. На самом деле хорошая продажа проходит незаметно для клиента и выглядит как консультация или непринужденная беседа, в результате которой клиент, купивший товар, остается довольным и позитивным.

Миф 3. Чем больше говорит продавец, тем больше шанс на продажу.
Это не так. Чем больше говорит покупатель, тем больше он располагается к вам, чем дольше контакт, тем больше информации и яснее потребности. Самая главная задача продавца - правильно подвести покупателя к мысли о покупке.

Языком цифр

  • На должность продавца-консультанта претендуют 50 % мужчин и 50 % женщин.
  • На должность продавца можно устроиться по достижении 18 лет, так как она является материально ответственной.
  • 76 % соискателей на должность продавца - люди в возрасте 18-30 лет, старше 30 лет - 24 %.

Плюсы и минусы профессии

Плюсы профессии:

  • получение опыта в сфере торговли и продаваемой продукции;
  • преимущественно комфортные условия работы;
  • развитие своих коммуникативных навыков;
  • знание рынка товаров и услуг, постоянная осведомленность о новинках.

Минусы профессии:

  • много времени приходится проводить на ногах;
  • сложно быстро сменить сегмент рынка (например, перейти с продажи компьютеров на продажу косметики) без дополнительного обучения;
  • сложно сохранять спокойствие в ситуациях, когда тебя выводят из себя;
  • сложно спокойно повторять информацию о товаре, столько, сколько это потребуется.

Противопоказания

Медицинские ограничения для продавца:

  • нарушения функций опорно-двигательного аппарата;
  • инфекционные заболевания;
  • кожные и аллергические заболевания;
  • варикозное расширение вен;
  • нервно-психические заболевания;
  • дефекты зрения и слуха;
  • выраженные дефекты речи;
  • явные физические недостатки.

Перспективы

Каждый человек, идя на определенную должность, желает достичь конкретных высот. Работая продавцом, достаточно тяжело подняться вверх по карьерной лестнице. Однако у энергичных и ответственных работников есть все шансы в течение нескольких лет стать полноправным администратором магазина или управляющим. Перед этим необходимо пройти несколько повышений. Если стартовать с продавца, то следующий шагом станет старший продавец, далее идет руководитель смены, а впоследствии - руководитель магазина/салона.
Если вы не уверены в своих силах, лучше рассмотреть работу продавца в качестве временной подработки, иначе вы рискуете несколько лет потратить впустую вместо того, чтобы получать действительно нужный опыт.

Самые знаменитые продавцы всех времен
Джон Генри Паттерсон , основавший CEO National Cash Register Company, сейчас компания называется NCR, был в числе первых, кто организовывал и продавал тренинги по продажам. Именно манера Паттерсона контролировать бизнес лежит в основе современных CRM.

Мэри Кэй Эш была успешным продавцом и увлеклась написанием книги, которая переросла в бизнес-план, ставший для косметической компании главным стимулом продаж, где в роли продавцов выступали сами покупательницы. Мэри Кэй научила женщин продавать косметику подругам, знакомым и друзьям. Мэри Кэй Эш называют пионером стимулирующих продаж.

Дейл Карнеги , знаменитый автор книги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», начал свою карьеру с продажи фермерских товаров, стал знатоком человеческих отношений. В середине XX века Дейл Карнеги рекомендовал соблюдение баланса между выполнением работы и личной жизнью человека.

Джо Джирард прославился торговлей автомобилями. Известный продавец из Детройта торговал автомобилями после войны и, продав 13 тысяч автомобилей, попал в Книгу рекордов Гиннеса.

Эрика Фейднер торговала фортепиано, сейчас на пенсии. Несмотря на то, что цикл продаж в этой сфере деятельности длительный, а объемы небольшие, Фейднер все же смогла для Steinways заработать около 40 миллиона долларов.

Рон Попейл один из первопроходцев торговли через «Магазины на диване», основатель компании Ronco.

Наполеон Барраган , известный торговец, который начал торговать через сеть тогда, когда еще никто не думал об интернет-магазинах, создал 1-800-Mattress. Продавая свои матрасы, использует профессионально новые технологии и непревзойденно находит новые каналы сбыта своим матрасам.

Презентация профессии
Торговое ремесло - одно из древнейших занятий человека. Оно появилось тогда, когда были придуманы первые деньги, и людям необходимо было обменять товар на товар или товар на деньги. Однако, слово «продавец» пришло в наш обиход лишь в конце XIX века, когда в России стали появляться крупные торговые предприятия и универмаги. До этого люди, занимавшиеся торговлей, назывались по-разному. Долгое время центральной фигурой в торговле оставался купец. Он разъезжал по городам, продавал, покупал, перепродавал. Другой видной фигурой в русской торговле после купца был прасол - скупщик. Он ездил по деревням и скупал сельские продукты, скот, рыбу, а затем формировал из них партии и выгодно перепродавал более крупным торговцам. Наряду с прасолами, на российском рынке действовала многочисленная группа мелких торговцев (офеней, ходебщиков, коробейников, щепетильников), занимающихся развозом промышленных изделий.
Претерпев ряд существенных изменений на протяжении своего существования, профессия продавца и сегодня является одной из самых востребованных на рынке труда.
Торговля непродовольственными товарами развивается по многим направлениям. Увеличивается объем и ассортимент непродовольственных товаров (одежда, обувь, косметика, парфюмерия, мебель, посуда, хозяйственные товары). В конце 20 – начале 21 веков в продаже появились товары высоких технологий (электробытовые товары, вычислительные средства, аудио- видео- средства, средства связи).
Появляются новые методы торговли непродовольственными товарами, например, торговля по заказу, сетевая торговля, торговля по электронным сетям (интернет, телемагазин).
В мире, пожалуй, нет другой профессии, с представителями которой мы встречались бы так часто. Любой предмет, который нам может понадобиться, от скрепки до автомобиля, нам помогает приобрести продавец.
Продавец обслуживает покупателей в специализированных и универсальных магазинах. Работа проходит в специально оборудованных торговых залах, павильонах, на выставках - в помещении или на открытом воздухе.
Продавец использует в зависимости от товаров соответствующий инструментарий.
При продаже мелкоформатного товара, обладающего специфическими свойствами (косметика, парфюмерия), продавец имеет пробные образцы, по которым он подбирает необходимый покупателю товар. На месте продажи может быть проведена проверка работоспособности товара (электротовары, часы, электронная техника высокой технологии), с указанием его особенностей покупателю. Товар новейшего ассортимента (авто-, мото-, электротехника) проверяется с участием продавца пробными запусками и тестированием.
Основная роль продавца – это быть посредником между производителями товаров и населением. Выполняя эту роль, продавец рассказывает покупателям об ассортименте, предлагает взаимозаменяемый товар, подсчитывает его стоимость, проверяет реквизиты чека, упаковывает товар, выдает покупку. Также продавец следит за своевременным пополнением запасов товаров, сроками их реализации, сверяет наименование, количество, комплектность, сортность, цены, соответствие маркировки, ярлыки изготовителя, наличие пломб. Подсчитывает чеки (деньги), сдает их в установленном порядке.
Продавец может работать за кассовым аппаратом и заниматься оформлением прилавочных витрин.
В задачи продавца входит разрешение спорных вопросов с покупателями в отсутствие представителей администрации.
Важный элемент деятельности продавца – это изучение спроса покупателей.
Культура продавца – важный элемент высокого качества обслуживания покупателей. Продавец, постоянно общаясь с самыми разными людьми, должен обладать высокой общей и профессиональной культурой, уметь найти к покупателю индивидуальный подход.
Роль продавца весьма велика и ответственна. Продавцы ближе всех стоят к покупателям и представляют магазин с его достоинствами. Выступая в качестве посредника между производителями товаров и покупателями, продавец как бы дополняет качества товара своими личными качествами.

Тип и класс профессии
Профессия продавца относится к типу профессий «Человек-Человек». Работа с людьми часто сопряжена с высоким нервно-психическим напряжением и требует хорошо развитых не только коммуникативных, но и эмоционально-волевых качеств.
Профессия продавца относится к классу исполнительских профессий. Основные средства труда кассира – кассовый аппарат, кассовые терминалы, построенные на основе использования компьютерных технологий.

Содержание деятельности
Продавец выступает в качестве посредника между производителями товаров и населением.
Главной задачей продавца является оперативное и вежливое обслуживание покупателей: предложение и показ товаров.
Продавец осуществляет подсчет стоимости покупки и выписывание чека, оформление паспорта на товар, имеющий гарантийные сроки пользования, производит упаковку товаров, выдачу покупки или передачу ее на контроль.
В обязанности продавца входит контроль своевременности пополнения запаса товаров, их сохранности, исправности и правильной эксплуатации торгово-технологического оборудования, чистоты и порядка на рабочем месте.
Продавец занимается подготовкой товаров к продаже: распаковкой, сборкой, комплектованием, проверкой эксплуатационных свойств и т.д., а также подготовкой своего рабочего места: проверкой наличия и исправности инвентаря и инструмента; размещением товаров по группам, видам и сортам с учетом частоты спроса и удобства работы, заполнением и прикреплением ценников, оформлением витрин.
При необходимости продавец непродовольственных товаров может работать на контрольно-кассовой машине, осуществлять подсчет чеков (денег) и их сдачу в установленном порядке, сверять сумму реализации с показаниями кассовых счетчиков.

Требования к знаниям и умениям специалиста
Продавец должен знать:

  • ассортимент, классификацию, характеристики и назначение непродовольственных товаров;
  • способы использования товаров и правила их эксплуатации;
  • правила расшифровки артикула и маркировки;
  • государственные стандарты и технические условия на продаваемые товары, тару и маркировку;
  • гарантийные сроки пользования продаваемыми товарами;
  • виды брака, правила обмена и возврата товаров;
  • принципы оформления прилавочных и внутримагазинных витрин;
  • приемы и методы обслуживания покупателей;
  • устройство и правила эксплуатации торгово-технического оборудования и контрольно-кассового аппарата.
Продавец должен уметь:
  • четко и вежливо обслуживать покупателей;
  • оперативно производить расчеты с покупателями;
  • предотвращать и разрешать конфликтные ситуации с покупателями;
  • оформлять необходимую документацию;
  • производить упаковку товара;
  • работать с торгово-техническим оборудованием и контрольно-кассовым аппаратом, в т.ч. устранять мелкие неисправности.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве продавца необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
  • хорошая долговременная и оперативная память;
  • арифметические способности;
  • коммуникабельность;
  • эмоциональная устойчивость;
  • доброжелательность, вежливость;
  • артистичность;
  • ответственность.
Условия труда
Продавец может работать как в помещении, так и на улице. Подвижный образ деятельности. Работа отличается интенсивными кратковременными контактами с людьми. Продавец находится на рабочем месте в форменной одежде, должен иметь опрятный внешний вид. Режим труда определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в организации.
Психологическую напряженность в работу продавца могут вносить следующие факторы:
  • разнообразие психологических качеств покупателей;
  • многочисленность и высокая частота сменяемости контактов с клиентами.
Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для продавца:
  • нарушения функций опорно-двигательного аппарата;
  • инфекционные заболевания;
  • кожные и аллергические заболевания;
  • варикозное расширение вен;
  • нервно-психические заболевания;
  • дефекты зрения и слуха;
  • выраженные дефекты речи;
  • явные физические недостатки.
Базовое образование
Профессия продавец требует наличия среднего профессионального образования либо среднего общего образования после окончания соответствующих курсов.

Пути получения профессии
Получить профессию можно в городе Красноярске в КГАПОУ «Многофункциональный центр профессиональных квалификаций в области сервиса и гостеприимства», а также в профессиональных образовательных организациях Красноярского края в КГБПОУ «Боготольский техникум транспорта» (Иланский и Тюхтетский филиалы), КГБПОУ «Енисейский многопрофильный техникум» (Раздолинский филиал), КГБПОУ «Канский политехнический колледж» (г. Канск), КГБОУ «Зеленогорский техникум промышленных технологий и сервиса» (г. Зеленогорск), КГБПОУ «Уярский сельскохозяйственный техникум» (Рыбинский филиал).

Области применения
Продавцы работают в торговых предприятиях (магазины, универмаги, супермаркеты, салоны-магазины, торгово-оптовые склады, рынки, торговые ряды, торговые точки); Перспективы карьерного роста
Повышение квалификации, получение специализации по другим видам товаров, карьерный рост внутри торговой компании, продолжение образования в области торговли – получение среднего специального и высшего образования, что позволит работать в качестве администратора торгового зала, товароведа, менеджера по продажам.


работа не рекомендуется людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, имеющим нервно-психические заболевания, выраженные дефекты зрения и слуха, физические недостатки.
необходимы осведомленность в вопросах экономики, коммерции, технологии производства (реализуемых товаров), социологии, психологии, наличие математических познаний и навыков и др.

Подготовка осуществляется в среднем специальном коммерческом (торговом) или экономическом учебном заведении, на курсах.


Родственные профессии: маркетолог, продавец, специалист в коммерческих (торговых) отделах государственных органов управления.
Кассир
выдает и принимает наличные деньги в отделениях банка и на предприятиях. Кассир работает в изолированном помещении, куда закрыт доступ посторонним лицам. Все ценности он обязан хранить в сейфе. Кассир подчиняется непосредственно главному бухгалтеру предприятия; ему запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам. Для регистрации и учета проходящих через кассу денег кассир ведет обширную отчетность, заполняет кассовую книгу, ведомости на зарплату, приходные и расходные ордера и другие документы. Выполняет работу по составлению и передаче в банк расчетно-платежных документов. По сути, это ручной труд с использованием специального оборудования.

Работа в помещении, нормированный рабочий день.


Требования к профессиональной подготовке: должен знать: правила ведения кассовых и банковских операций. Должен уметь: использовать специальное оборудование.

Требования к индивидуальным особенностям: внимательность, четкость и аккуратность, честность и пунктуальность в соблюдении правил ведения кассовых операций.
Медицинские противопоказания: работа не рекомендуется людям, имеющим плохое зрение, нервно-психические расстройства.
Родственные профессии: стенографистка, паспортист, калькулятор
Контролёр-кассир

Общая характеристика профессии: контролирует пополнение ассортимента товаров в торговом зале и их сохранность, исправность и правильность эксплуатации контрольно-кассовой машины. Проверяет количество и качество товара. Подсчитывает стоимость покупки, получает деньги, про­бивает чек, выдает сдачу. Устраняет мелкие неисправности контрольно-кассовой машины. Оформляет витрины.

Консультирует покупателей о назначении, свойствах, качестве товаров и их ценах. Изучает спрос покупателей. Получает товар со склада. Составляет товарные отчеты, акты.

Требования к профессиональной подготовке: должен знать: классификацию, характеристику и назначение товаров, правила расшифровки артикулов и маркировок, основные виды сырья и материалов, идущих на изготовление товаров, прогрессивные методы и формы обслуживания покупателей, устройство и правила пользования контрольно-кассовым аппаратом, основные принципы устройства торгово-технического оборудования. Должен уметь производить расчеты.

для деятельности необходимы: способность сохранить самообладание в любой ситуации, устойчивое внимание; хорошая долговременная и кратковременная оперативная память; арифметические способности; глазомер; точное пространственное восприятие формы и величины предмета; четкая дикция. Он должен быть: внимательным; эмоционально устойчивым; наблюдательным; четок и аккуратен; честен; общителен.

Медицинские противопоказания: работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями нервной системы и отклонениями в психике (чрезмерная мнительность, тревожность, возбудимость), сосудистой дистонией с выраженными головными болями (гипертония, мигрень), опорно-двигательного аппарата, хроническими инфекционными заболеваниями, кожной аллергией, экземой кистей рук, эпилепсией, резко выраженными неврозами, снижением слуха на оба уха, являющимися бактерионосителями.

Корректор
: Осуществляет вычитку отредактированных рукописей и чтение корректурных оттисков с целью обеспечения графического и лексического единообразия различных элементов текста, устранения орфографических и пунктуационных ошибок, соблюдения технических правил набора, а также исправления недостатков смыслового и стилистического характера. При чтении рукописей проверяет их комплектность (наличие титульного листа, введения, иллюстраций, справочного аппарата и т.п.), порядковую нумерацию разделов в оглавлении (содержании), сравнивает их названия с заголовками в тексте, обеспечивает правильность написания и унификацию терминов, символов, единиц измерения, условных сокращений, единообразие обозначений в иллюстрациях и тексте. Устраняет неясность в написании отдельных букв и знаков, неправильную разбивку текста на абзацы, согласовывает с редакторами замеченные стилистические погрешности. Проверяет правильность оформления таблиц, сносок, формул, справочного аппарата издания, полноту библиографического описания и наличие соответствующих ссылок на источники цитат и цифровых данных в тексте. Дает указания наборщику по набору дефисов, тире, многозначных чисел и т.п. Дополняет редакторский паспорт, отмечая в нем все особенности вычитки рукописи . При чтении корректурных оттисков проверяет соответствие набранного текста оригиналу. Исправляет орфографические, пунктуационные и технические ошибки, допущенные при наборе или перепечатке рукописей. Проверяет правильность набора текста, заголовков, примечаний и других выделяемых частей издания в соответствии с общими правилами полиграфического производства и указаниями технического редактора. Подписывает рукописи в набор, издания в печать и на выпуск в свет. Условия деятельности: работает в помещении, сменный режим труда и отдыха, основная рабочая поза – положение "сидя".

Средства деятельности: использует ручные, электронные и функциональные средства труда.


Требования к профессиональной подготовке : должен знать: основы редакционно-издательской работы; порядок подготовки рукописей к сдаче в производство, корректурных оттисков к печати; грамматику и стилистику русского языка; технику вычитки рукописей; правила корректуры и стандартные корректурные знаки; технические правила набора; государственные стандарты на терминологию, обозначения и единицы измерения; действующие условные сокращения, условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных языках; действующие нормативы на корректорскую работу; основы технологии полиграфического производства; основы экономики, организации труда и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда. Профессиональное образование: профессию можно получить в техникумах и высших учебных заведениях.
: устойчивость внимания, усидчивость, собранность, эрудированность, острота зрения.
Медицинские противопоказания: работа не рекомендуется людям, имеющим дефекты зрения; нарушение координации движений рук; аллергические заболевания.
Родственные профессии: сортировщик, наборщик, подборщик пресс-материалов.
Лаборант химического анализа
Общая характеристика профессии : химический анализ позволяет установить качественный химический состав вещества, а также количественные соотношения в нем химических элементов или соединений. Используется для контроля промышленных процессов и получения изделий с заданными свойствами. Лаборант проводит анализы руды, нефтепродуктов, сталей различных марок, кислот, солей, цветных сплавов, ферросплавов, редких металлов, готовых изделий. Определяет процентное содержание вещества в анализируемых материалах, вязкость, растворимость веществ, содержание серы и хлоридов в нефти и нефтепродуктах, содержание основных легирующих элементов в сплавах, физико-химические свойства лакокрасочных продуктов, теплотворную способность топлива , нитрозность и крепость кислот. Проводит анализы сильнодействующих ядов, взрывчатых веществ, а также полный анализ газов. Выполняет анализы с применением радиоактивных элементов и электронных схем. Осуществляет синтез веществ в лабораторных условиях. Условия деятельности: рабочее место: в помещении . Режим труда: ненормированный. Профессиональные вредности: воздействия химических паров. Средства деятельности: функциональные, ручные, механические и автоматические средства труда, измерительные приборы различной степени сложности.
Требования к профессиональной подготовке: должен знать: основы общей, аналитической и физической химии; физико-химические методы анализа; правила наладки лабораторного оборудования; свойства применяемых реактивов и требования к ним; свойства радиоактивных элементов и правила работы с ними; способы приготовления растворов различной сложности; технические условия на проводимые анализы. Должен уметь: определять процентное содержание вещества в анализируемых материалах, вязкость, растворимость веществ, содержание серы и хлоридов в нефти и нефтепродуктах, содержание основных легирующих элементов в сплавах, физико-химические свойства лакокрасочных продуктов, теплотворную способность топлива, нитрозность и крепость кислот. Должен уметь налаживать и подготавливать к работе лабораторное оборудование; проводить исследование химических и физико-химических свойств вещества; оформлять лабораторную документацию. Профессиональное образование: профессию можно освоить непосредственно на производстве.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста: Тонкое цветоразличение, обонятельная и осязательная чувствительность, точная зрительно-моторная координация на уровне движений кистей рук хорошая зрительная память, аккуратность, педантичность.

Медицинские противопоказания: работа не рекомендуется людям, имеющим заболевания органов дыхания.
Родственные профессии: лаборант химико-бактериологического анализа, лаборант-микробиолог, лаборант-полярографист.
Менеджер по перевозке грузов (логистик)
Общая характеристика профессии : отслеживает перевозки (авто, авиа, море), планирует закупки, контролирует склады, производит таможенную очистку, оформляет таможенную документацию, ведет переговоры с транспортными компаниями и готовит контракты. Осуществляет управление предпринимательской или коммерческой деятельностью предприятия, учреждения, организации (в зависимости от масштаба предпринимательской или коммерческой деятельности менеджер осуществляет управление по одному или нескольким направлениям (участкам) этой деятельности), направленной на удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли за счет стабильного функционирования, поддержания деловой репутации и в соответствии с предоставленными полномочиями и выделенными ресурсами. Исходя из стратегических целей деятельности предприятия, учреждения, организации планирует предпринимательскую или коммерческую деятельность. Анализирует и решает организационно-технические, проблемы в целях стимулирования производства и увеличения объема сбыта продукции, повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, экономного и эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Организует связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом. Осуществляет анализ спроса на производимую продукцию или услуги, прогноз и мотивацию сбыта посредством изучения и оценки потребностей покупателей. Участвует в разработке инновационной и инвестиционной деятельности, рекламной стратегии, связанной с дальнейшим развитием предпринимательской или коммерческой деятельности. Обеспечивает рост прибыльности, конкурентоспособности и качества товаров и услуг, повышение эффективности труда. Осуществляет координацию деятельности в рамках определенного направления (участка), анализ эффективности, принимает решения по наиболее рациональному использованию выделенных ресурсов.

Условия деятельности: работа в различных условиях. Рабочий день строго не нормирован, нередко возникают стрессовые ситуации, требующие принятия оперативных решений, сопряженных с риском. Средства деятельности: использует механические и электронные средства труда и коммуникаций


Требования к профессиональной подготовке: должен знать: законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие предпринимательскую и коммерческую деятельность; рыночную экономику, предпринимательство и ведение бизнеса, конъюнктуру рынка, порядок ценообразования, налогообложения, основы маркетинга; теорию менеджмента, макро- и микроэкономики, делового администрирования, биржевого, страхового, банковского и финансового дела; теорию и практику работы с персоналом; формы и методы ведения рекламных кампаний; порядок разработки бизнес-планов и коммерческих условий соглашений, договоров, контрактов; основы социологии, психологии и мотивации труда; этику делового общения; основы технологии производства; структуру управления предприятием, учреждением, организацией, перспективы инновационной и инвестиционной деятельности; методы оценки деловых качеств работников; основы делопроизводства; методы обработки информации с использованием современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники; основы законодательства о труде; передовой отечественный и зарубежный опыт в области менеджмента; правила и нормы охраны труда. Профессиональное образование: профессию можно получить в высших учебных заведениях.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста : хорошая память, высокая эмоционально-волевая устойчивость, развитые коммуникативные и организаторские способности, готовность к разумному риску, внятная речь, смелость, решительность, обязательность, самокритичность, терпение, компетентность.
Медицинские противопоказания:
Родственные профессии: инженер по организации, эксплуатации и ремонту, экспедитор, инженер по охране труда и технике безопасности.
Менеджер
Общая характеристика профессии: организует и координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала с целью повышения производительности и качества труда, экономии ресурсов, роста конкурентоспособности товаров и услуг, прибыли (дохода) и благосостояния, удовлетворенности профессией (должностью) каждого работника. Изучает спрос и предложение на рынке, обновляет продукцию, разрабатывает бизнес-план и руководит его реализацией. Обеспечивает анализ и решение организационно-технических, экономических и социально-психологических вопросов в их взаимосвязи, регулирует процессы приема, подбора и профессионально-квалификационного роста работников, их перемещения по вертикали и горизонтали. Содержание и особенности труда менеджера в значительной мере определяются сферой и степенью разнообразия его деятельности, а также экономическим статусом предприятия (менеджер-собственник, менеджер-наемный работник и т.д.). Рабочий день менеджера строго не нормирован, нередко возникают стрессовые ситуации, требующие принятия оперативных решений, сопряженных с риском.
Требования к профессиональной подготовке: менеджеру необходима хорошая подготовка в области экономики , права, социальной психологии, психологии труда, управления. Он должен знать трудовое законодательство, закономерности ценообразования, налогообложения, маркетинга, рекламы, технику ведения коммерческих переговоров, организацию производства. Менеджер должен ориентироваться в вопросах занятости, социальной защиты граждан, безопасности труда, конфликтологии, профессионального подбора, владеть навыками общения с людьми. Желательны знание иностранного языка и умение работать на ЭВМ. Подготовку можно получить в экономических и технических ВУЗах, частных учебных заведениях.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста: менеджеру необходимы внятная речь, хорошая память, высокая эмоционально-волевая устойчивость, развитые коммуникативные и организаторские способности, готовность к разумному риску. Он должен быть смелым, решительным, обязательным, самокритичным, терпеливым, компетентным, иметь чувство юмора и обладать эмпатией.
Медицинские противопоказания: работа не рекомендуется лицам, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем (гипертоническая болезнь, стенокардия, проявления невротических и истерических реакций), имеющим дефекты речи и физические недостатки.
Родственные профессии: широкий спектр занятий, связанных с организацией учебных, трудовых, туристических, досуговых и других групп, а также с консультированием, преподаванием, отдельными направлениями предпринимательской деятельности (брокер, маркетолог, аналитик-прогнозист).
Маркшейдер
Общая характеристика профессии: осуществляет организацию строительства подземных сооружений (метрополитенов, тоннелей, подземных переходов), а в некоторых случаях и наземных , с учетом правил технической эксплуатации и положений по сохранению природных ресурсов и окружающей среды. Знакомится с проектными чертежами, намечает план работы. Производит разбивку проектных осей в подземных и наземных сооружениях, рассечку и установку первых прорезных колец, укладку колеи в тоннеле. Участвует в монтаже щита (вертикального колодца, от которого и начинается строительство тоннеля), геодезических работах по укладке железнодорожного пути в тоннелях и в разбивочных работах при возведении искусственных сооружений. В процессе строительства осуществляет наблюдение за деформацией сооружений и геодезический контроль за ходом строительства, соблюдением геометрических параметров проекта. Условия деятельности: деятельность протекает в специфических , порой экстремальных условиях. Средства деятельности: использует специальные орудия и приспособления, контрольно-измерительные приборы.
Требования к профессиональной подготовке: должен знать: правила выполнения разбивочных геодезических маркшейдерских работ с соблюдением технологии, обеспечивающей своевременный и надежный пооперационный контроль, правила техники безопасности. Профессиональное образование: приобрести данную специальность можно в техникуме.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста: высокая ответственность за выполнение непосредственных функций, внимательность, отличная выдержка и самодисциплина, умение организовать людей и осуществить контроль их деятельности.
Медицинские противопоказания: работа не рекомендуется людям, имеющим нарушения зрения, нервно-психические заболевания.
Родственные профессии: топограф, контролер, геодезист.
Плотник
Общая характеристика профессии: участвует в постройке и ремонте жилых домов, мостов и других сооружений. Плотник рубит стены из бревен, настилает полы, устанавливает оконные рамы и двери, строительные леса, заборы, висячие стропила, арки и т.п. Изготавливает и собирает пролетные строения балочных мостов, ведет подготовку деревянных опор линий связи и электропередачи. Выполняет разнообразные операции по работе с лесоматериалом: отесывание, пиление, сверление отверстий, соединение элементов деревянных конструкций, обработку антисептическими и огнезащитными составами. Использует ручные и механизированные орудия труда (рубанки, распылители, электродрели, электрорубанки, деревообрабатывающие станки и др.). Работает в помещении и на открытом воздухе, иногда - на высоте, индивидуально или в составе бригады. Профессия имеет 1-6 разряды.
Требования к профессиональной подготовке: плотник должен быть подготовленным по основам математики, физики, черчения в объеме средней школы . Он должен знать: породы и пороки древесины; способы разметки и изготовления деревянных конструкций; приемы остругивания и отесывания лесоматериалов; правила обращения с антисептическими и огнезащитными составами и приемы покрытия ими лесоматериалов; правила перемещения и складирования грузов малого веса. Плотник должен уметь пользоваться рабочим инструментом, выполнять операции по работе с лесоматериалом, "читать" чертежи. Пути получения профессии: в строительных профессиональных училищах (срок обучения три года с получением среднего образования), на курсах по подготовке плотников на базе строительно-монтажных трестов.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста: плотнику необходимы физическая выносливость, точный глазомер, сила и подвижность кистей рук, туловища, ног, развитое чувство равновесия, хорошее пространственное воображение. Ему нужны умение концентрировать и распределять внимание, хорошая наглядно-образная и двигательная память.
Медицинские противопоказания: работа не рекомендуется людям, страдающим аллергией на древесную пыль, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нервно-психическими заболеваниями, хронической пневмонией, имеющим значительное снижение остроты зрения.
Родственные профессии: столяр-паркетчик, реставратор деревянного зодчества, модельщик по деревянным моделям, столяр-мебельщик.
Программист
Общая характеристика профессии: работает индивидуально или в составе группы во многих отраслях промышленности, в науке или управлении . Обдумывая реальную задачу или проблемную ситуацию, упорядочивает ее требования и определяет алгоритм решения. Выбирает язык программирования и с его помощью создает программу решения задачи или проблемной ситуации. Работа программиста может заключаться не только в проектировании, создании и отладке программных продуктов, но и в контроле и коррекции их действия или в адаптации программного средства, предназначенного для решения широкого класса задач, к более узкому и специфическому классу прикладных задач.

Использует ЭВМ, программные средства. Особыми средствами труда программиста являются хранимые в памяти знаковые системы (языки программирования), алгоритмы преобразования информации и специфические методы мышления (математическая логика).

Круг общения ограниченный - с коллегами по работе и клиентами, для которых разрабатывается программное средство.

Работает в помещении. Основная рабочая поза - положение "сидя". Работа, в зависимости от масштаба задачи и уровня квалификации программиста, может выполняться индивидуально или в составе группы. При работе на компьютере программист подвергается воздействию электронно-магнитного излучения. Повышенной нагрузке подвергается зрение.


Требования к профессиональной подготовке: должен знать: основы математической логики и математической статистики; методы математического моделирования; теорию программирования; технико-эксплуатационные характеристики, конструктивные особенности и правила эксплуатации ЭВМ.

Необходимо владеть языками программирования и методами проектирования программ.

Пути получения профессии: вузы, техникумы.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста: аналитические способности, логическое мышление, аккуратность, педантичность.
Медицинские противопоказания: работа не рекомендуется людям, страдающим заболеваниями органов зрения со значительным снижением остроты зрения.
Родственные профессии: инженер-конструктор, математик, ученый-исследователь (физик, химик и т.п.), экономист.
Психолог
Общая характеристика профессии: психолог работает на промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях , учебных заведениях, системе средств массовой информации, где осуществляет многообразную научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационно-библиографическую деятельность. Психолог разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей. В процессе выполнения отдельных стадий своей работы психолог ведет наблюдения индивидов и коллективов, составляет анкеты и вопросники и выясняет с их помощью мнения людей по различным вопросам.

Психолог также выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучает проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. Он также занимается социальным тренингом, ведет профилактическую работу среди несовершеннолетних.

На производстве психолог решает психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствуют совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, дает рекомендации по внедрению новых средств и способов производства. Психолог является квалифицированным специалистом, который проводит психологические измерения и тестирование, содействует повышению эффективности работы органов массовой информации.

Изучает различные виды психической деятельности людей и применяет свои знания на практике - в учебных заведениях, на предприятиях, в специальных психологических службах с целью оказания помощи по адаптации человека в окружающих условиях, разрешению личностных проблем, улучшению морально-психологического климата в коллективах.


409 -> Методические рекомендации для школьных психологов, учителей, классных руководителей, консультантов ппс
409 -> Методические рекомендации для классных руководителей, консультантов ппс ппп, профконсультантов, учителей-предметников, школьных психологов

Часть 1. О ключевой фигуре — продавце

Тренер-партнер компании «6 КАРАТ»
Директор проекта «Дизайн посттренинга»

«Тот, кто не умеет улыбаться, не должен заниматься торговлей»
Китайская пословица

Нам известно с детских лет, что повторение — мать учения. Думаю, что прежде чем перейти к теме данной статьи, уместно еще раз напомнить об основных направлениях работы с персоналом. Для этого каждый читатель может самостоятельно ответить на вопросы предлагаемой анкеты.

Анкета

Проведение некоторой ревизии состояния дел по управлению персоналом в компании или магазине, надеюсь, будет полезно руководителю любого уровня. Упомяну еще об одной возможности работы с анкетой. После заполнения анкет всеми руководителями проводится их обработка, выделяются важные для компании проблемы. Вопросы, требующие дальнейшего обсуждения и принятия решения, могут стать темой очередного совещания или, например, дискуссии в форме «круглого стола». Предположим, что в организации с малой численностью нет службы управления персоналом. Функции подбора, вознаграждения, оценки, обучения и др. частично или полностью выполняют в этом случае руководители. Если же организация пренебрегает этими функциями, то ее ожидает крах, как было замечено в первой статье цикла.

Функцию подбора, найма и адаптации персонала большинство специалистов считают ключевой в системе работы с персоналом. Отсутствие кадров, также как и их переизбыток мешают нормальной работе организации, магазина. Но даже полностью укомплектованный штат не является гарантией успешной работы. Важно, чтобы кадры были подходящие. Речь идет о том, что нет универсально «хороших» и «плохих» кандидатов — есть те, кто ПОДХОДИТ для данной организации и данной работы, и те, кто НЕ ПОДХОДИТ.

Остановимся на ключевой фигуре процесса торговли — продавце. Именно он является посредником между производителями ювелирных изделий и покупателями. И от того, кому вы доверите контакт с клиентом зависит очень и очень многое.

Какого продавца хочет видеть современный покупатель? Изменился ли за последние годы потребитель? Каждый ли может работать продавцом? Отличаются ли требования к подбору кандидатов на должность продавец для работы в большом ювелирном магазине или ювелирном бутике?

Во-первых, о клиенте. Обычно выделяют 8 основных показателей имиджа магазина у клиентов: радушие персонала, чистота магазина, наполненность торгового зала товаром, цена и ценники, качество товаров и услуг, забота о клиенте, безопасность в магазине, профессиональное совершенствование.

Аналитики, исследующие тенденции развития рынков и эволюцию предпочтений потребителей (с точки зрения ожиданий от рынка) выделяют четыре характерных этапа:

Это означает, что современный покупатель кроме высокого качества товара, быстроты и удобства совершения покупки ждет внимания к своим потребностям и надеется на диалог в месте продажи. Диалог определяется в толковом словаре русского языка, как разговор между двумя или несколькими лицами. Задумайтесь, каждый ли из продавцов вашей компании, вашего магазина умеет вести диалог? И не просто поддержать разговор о погоде — природе, а доступно, ярко рассказать о достоинствах ювелирного изделия, умело выявить потребность покупателя и ненавязчиво убедить его сделать покупку? При этом помнить и верить таким, например, убеждениям, которые приняты в легендарной торговой компании L.L.Bean (США):

    Клиент не зависит от нас… мы зависим от него.

    Клиент не является некой помехой нашей работе… он является ее целью. Мы не оказываем благосклонность, обслуживая его… клиент делает нам одолжение, предоставляя удобный случай предоставить ему услугу.

    Клиент — это не тот, с кем нужно спорить или острить. Никто никогда не выигрывал спор с клиентом.

    Клиент — это тот человек, который приносит нам свои желания. Наша работа состоит в том, чтобы выполнить их с выгодой для него и для нас самих.

Наблюдая происходящие изменения в российской торговле, нельзя не отметить, что постепенно меняется отношение в обществе к профессии «продавец» и значительно изменились сами представители данной профессии.

Профессиограмма должности «продавец» включает семь разделов, остановимся на выдержках из некоторых:

    Требования к индивидуальным особенностям . Устойчивость внимания, хорошая долговременная и оперативная память, арифметические способности, глазомер, точное пространственное восприятие величины и формы предмета, четкая дикция. Должен быть эмоционально устойчивым, наблюдательным, общительным, честным.

    Медицинские противопоказания . Работа противопоказана людям, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, хроническими инфекционными заболеваниями, кожной аллергией, экземой кистей рук, эпилепсией, резко выраженными неврозами, снижением слуха на оба уха, являющимся бактерионосителями; болезнями сердечно-сосудистой системы, если работа требует большого физического напряжения.

    Требования к профессиональной подготовке . Необходима хорошая подготовка по математике, а также в зависимости от специализации по другим предметам, знания в области товароведения. Должен знать правила торговли товарами определенной группы, их ассортимент, назначение, способы использования и ухода за ними, требования, предъявляемые к качеству товара. Должен уметь получать товары со склада,… помогать покупателю в выборе товара, …оформлять витрины,…изучать покупательский спрос.

Кроме достаточно серьезного перечня медицинских противопоказаний, следует всегда при приеме на работу обращать внимание на две составляющие: личностные и профессиональные качества претендента на вакансию «продавец». Знания, умения и навыки в профессиональной области можно развивать и развить (правда, все-таки не у всех). Индивидуально - личностные характеристики во многом определяются наследственностью, средой обитания, устоявшимися моральными ценностями и работать над их изменением крайне сложно. Из литературы нам известен яркий пример превращения простой уличной продавщицы цветов в потенциальную владелицу цветочного салона, созданный фантазией Бернарда Шоу. Бизнес - организации, как правило, этим не занимаются. Это означает, что, беря на работу продавца ювелирного магазина с плохой дикцией, безграмотной, скудной речью, вы заранее снижаете продажи магазина. Приняв на работу нечестного продавца, вы можете понести значительные убытки.

С чего же стоит начать, чтобы обеспечить свой магазин ПОДХОДЯЩИМИ именно данной компании кадрами?

Начинать следует с правильной постановки задачи на поиск, с разработки профиля должности. Профиль — это описание компетенций, опыта , а также анкетных данных , необходимых для выполнения данной работы в данной организации. Компетенции подразумевают как индивидуально-личностные характеристики (например, стрессоустойчивость, умение убеждать, хорошая грамотная речь, гибкость в обращении с людьми, доброжелательность, аккуратность), так и навыки (например, знание техники продаж, основ товароведения, организации процесса торговли, умение выкладывать товар, оформлять витрины).

При составлении профиля учитываются два основных положения:

  1. Особенности корпоративной культуры.
  2. Особенности выполняемой работы и среды, в которой она выполняется.

Ожидания от нового сотрудника в соответствии с корпоративной культурой организации, а также соответствие ценностей и взглядов сотрудника ценностям и взглядам компании являются наиболее важными при составлении профиля. В профиле могут быть отражены следующие вопросы, связанные с корпоративными ценностями и нормами:

  • предполагаемые отношения в коллективе, действия в конфликте, отношение к работе в команде;
  • какие ценности считает наиболее важными;
  • каким образом и в каком направлении кандидат планирует дальше развиваться;
  • предпочтения к организации рабочих отношений, в каких условиях наиболее эффективен;
  • при каком стиле руководства сотрудник наиболее эффективен и многое другое.

Выделяют несколько общих правил составления профиля.

Правило первое : каждая компетенция должна быть сформулирована предельно конкретно.
Правило второе : в профиле должны быть четко расставлены приоритеты.
Правило третье : каждая компетенция, указанная в профиле должна иметь свой «измеритель».

В соответствии с первым правилом вместо формулировки «коммуникативные навыки» гораздо полезнее в профиле продавца указать, например, «вежливое, располагающее общение», «умение убеждать», «грамотная речь».

Применяя второе правило к профилю продавца можно выделить значимость навыков, качеств и моделей поведения данной деятельности. Индивидуально-личностные качества очень значимы, так как продажи требуют повышенной контактности и стрессоустойчивости. Очень значимы и модели поведения, так как высок риск конфликтных ситуаций. А вот навыки не очень значимы, так как кандидата можно обучить. Многие компании даже предпочитают брать продавцов без специальных навыков. Они вкладывают время и средства в обучение в случае соответствия индивидуально-личностных качеств и потенциала кандидата заданному профилю.

Третье правило напоминает о необходимости подбора техник и методик для оценки кандидатов. Это может быть интервью, собеседование, анкетирование, тестирование, наблюдение, деловая игра, анализ конкретных ситуаций и многое другое. Разработка оценочного инструментария — это важный шаг в стратегии поиска «своего» персонала.

Рассмотрим в качестве примера фрагмент таблицы, в которой приведен профиль специалиста по продажам.

Исходные данные

Компетенции

Принципы компании

Честность и лояльность, в том числе по отношению к клиентам

Принципы компании

Люди представляют собой важную ценность

Установка компании на рост и развитие сотрудника, а также постоянно обновляемая продукция и большой объем информации

Хорошая обучаемость

Необходимость постоянного общения с клиентами, в том числе и со сложными

Стрессоустойчивость

Необходимость выполнения объемов продаж

Навыки проведения переговоров

Установка компании на формирование позитивного имиджа и долгосрочные отношения с клиентами

Умение располагать к себе и установка на долгосрочные отношения с клиентами

Высокая степень самостоятельности и реально значительная зона ответственности

Инициативность и способность к самостоятельной работе

Политика компании в отношении развития персонала

Мотивация на рост и развитие

Желательно, но не является обязательным

Ориентация в основах маркетинга

Многие компании, прежде чем разрабатывать профиль должности, формулируют основные требования к кандидату, структурируют информацию, необходимую для поиска нужных сотрудников. Предлагаю и вам заполнить две таблицы по данному образцу. Внести сначала существующие, а затем желаемые требования к кандидатам на должность «продавец».

Параметры

Обязательные требования

Преимущественные требования

Внешний вид

Стаж работы (опыт)

Профессиональное образование

Профессиональные знания

Профессиональные умения и навыки

Личностные качества

Мотивация

Семейное положение

Здоровье

Удаленность проживания

Это поможет уточнить образ своего «идеального продавца». А при выборе из нескольких кандидатов всегда будет возможность сравнить его данные с данными, требуемыми именно для вашей компании. Приведу два примера. В одной розничной компании в основном подбирали молодых, уверенных женщин, часто самостоятельно воспитывающих детей. Торговая сеть развивалась, у продавцов была возможность карьерного роста. А, как известно, мама на многое готова ради своего ребенка. Поэтому большинство продавцов ответственно относилось к своей работе, они были лояльны к компании, практически исчезла текучесть кадров. В другой сети, ориентированной на продажу дорогих изделий и значительный рост магазинов, требования к продавцам были следующие. Подбирались молодые женщины, обязательно с высшим образованием, приятной внешности и из обеспеченных семей. Последний фактор, по мнению руководителя отдела продаж, был крайне важным для успешного взаимодействия с достаточно обеспеченными покупателями.

Сложно переоценить влияние личности продавца на оборот магазина и на лояльность к торговой марке. Причем многие опытные работники торговли отмечают определенную зависимость между площадью магазина и влиянием продавца на величину оборота. Чем меньше магазин, тем больше продавец может влиять на увеличение оборота. Этот факт означает, что подбор ПОДХОДЯЩЕГО продавца для маленького магазина должен быть более тщательным.

Достаточно подробное обсуждение ключевой для магазина должности продавца вовсе не означает, что от остальных работников мало что зависит. Правильным подходом будет одновременная разработка требований, профилей всех должностей в магазине. Особенно тех, которые участвуют в торговом процессе и управляют им. Но начать эту непростую работу стоит все-таки с продавца.

Итак, несколько важных положений в заключение:

  • Каждой компании, каждому магазину нужны не просто сотрудники, а подходящие именно данной компании, данному магазину сотрудники
  • Кандидат на вакансию должен рассматриваться в строгом соответствии с профилем или требованиями к должности, разработанным для данной компании
  • Участие в разработке профиля обязательно должны принимать непосредственные руководители и менеджер по персоналу с последующим обсуждением и утверждением топ - менеджерами

Галина Баранова

«Ювелирный магазин» №2, 2005г.

Проведения обязательных предварительных
(при поступлении на работу) и периодических
медицинских осмотров (обследований) работников,
занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и
(или) опасными условиями труда,
утв. Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 12 апреля 2011 г. N 302н

Перечень общих медицинских противопоказаний к допуску на работы с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также к работам, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников

1. Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими значительными нарушениями функции органов и систем.

2. Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем значительной степени.

3. Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.

4. Нарколепсия и катаплексия.

5. Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии; синкопальные синдромы различной этиологии и др.

6. Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах.

В случаях выраженных форм расстройств настроения, невротических, связанных со стрессом, соматоформных, поведенческих расстройств и расстройств личности вопрос о профессиональной пригодности к соответствующим работам решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, соответствующих профилю заболевания, с участием врача - профпатолога.

7. Алкоголизм, токсикомания, наркомания.

8. Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3-4 степени.

9. Злокачественные новообразования любой локализации (после проведенного лечения вопрос решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, профпатологом, онкологом).

10. Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы).

11. Гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV.

12. Хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III.

13. Ишемическая болезнь сердца:

13.1. стенокардия ФК III -IV;

13.1.1. с нарушением проводимости (синоаурикулярная блокада III степени, слабость синусового узла);

13.1.2. пароксизмальные нарушения ритма с потенциально злокачественными желудочковыми аритмиям и нарушениями гемодинамики;

13.1.3. постинфарктный кардиосклероз, аневризма сердца.

14. Аневризмы и расслоения любых отделов аорты и артерий.

15. Облитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов.

16. Облитерирующий атеросклероз сосудов конечностей, тромбангиит, аортоартериит с признаками декомпенсации кровоснабжения конечности (ей).

17. Варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше. Лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3-4 степени.

18. Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2-3 степени.

19. Болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2-3 степени.

20. Активные формы туберкулеза любой локализации.

21. Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений.

22. Хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2-3 степени и портальной гипертензии.

23. Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2-3 степени.

24. Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.

25. Диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3-4 степени, системные васкулиты.

26. Хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания с умеренными и значительными нарушениями функций.

27. Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 3 и более степени.

28. Хронические заболевания кожи: хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема; псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия; вульгарная пузырчатка; хронический необратимый распространенный ихтиоз, хронический прогрессирующий атопический дерматит.

30. Беременность и период лактации.

31. Привычное невынашивание и аномалии плода в анамнезе у женщин детородного возраста.

32. Глаукома декомпенсированная.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: