Саморегулирование предпринимательской деятельности понятие саморегулируемой организации. Саморегулирование

Согласно ст.2 федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее - 315-ФЗ), «под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за облюдением требований указанных стандартов и правил». Саморегулирование осуществляется на условиях бъединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации (СРО).

Иными словами, СРО, объединяющие юридические лица и индивидуальных предпринимателей, либо субъектов профессиональной деятельности одного вида, сами устанавливают правила ведения хозяйственной деятельности в своей отрасли, контролируют их соблюдение и применение санкций к нарушителям, обеспечивают досудебное разрешение споров. Этим обеспечивается минимальное вмешательство государства в рыночную деятельность.

Различают две основные формы саморегулирования: А) добровольное - когда группа экономических агентов устанавливает свои требования и обеспечивает их выполнение. Примером таких групп могут стать ассоциации, объединяемые предприятия и индивидуальных предпринимателей по профессиональному признаку. Они разрабатывают свои правила, кодексы и выполняют их на добровольной основе, также выполняя все требования законодательства в сфере своей деятельности. Б) делегированное - государство передает ряд функций по регулированию деятельности в отрасли саморегулируемым организациям (СРО), осуществляя надзор уже не за деятельностью предприятий, а СРО, в которых они состоят. При этом государство закрепляет минимальные требования, которым должны соответствовать СРО, их документы, правила приема и т.п. А членство в СРО становится обязательным для субъектов предпринимательской деятельности в отрасли. На этой основе в России уже действуют саморегулируемые организации арбитражных управляющих и оценщиков. Федеральным законом № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты» (далее - 148-ФЗ) установлена еще одна отрасль, где регулирование деятельности передается в СРО - строительство. 148-ФЗ установил три вида СРО в строительстве: 1) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания; 2) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации; 3) саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство. По закону 148-ФЗ, некоммерческое партнерство для приобретения статуса СРО должно соответствовать ряду требований: 1) объединять в своем составе не менее 100 членов (строительные организаций), или 50 членов (изыскательные и проектировочные организации); 2) наличие компенсационного фонда. (см. ниже); 3) наличие пакета документов:

  • требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Они устанавливают условия выдачи саморегулируемой организацией свидетельств о допуске;
  • правила контроля в области саморегулирования, устанавливающие правила контроля за соблюдением членами саморегулируемой организации требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов саморегулируемых организаций и правил саморегулирования;
  • документ, устанавливающий систему мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, правил контроля в области саморегулирования, требований технических регламентов, требований стандартов и правил СРО;
  • а также копия свидетельства о государственной регистрации и устава НКО; заверенные в НКО копии документов, подтверждающих государственную регистрацию ее членов - юридических лиц, а также копии свидетельств о государственной регистрации ее членов - индивидуальных предпринимателей (далее - ИП); перечень членов НКО с указанием вида осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования; документы, подтверждающие наличие у НКО предусмотренных законом способов обеспечения ответственности членов перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами.

Предлагают оформить множество компаний. При этом некоторые из них не только подготовят учредительные и регистрационные документы (в том числе и на специалистов), но и помогут оперативно вносить изменения в допуск (добавлять или исключать виды работ; вносить изменения, связанные со сменой юридического адреса или расширением контрактов).

Деятельность саморегулируемых организаций регламентируется Федеральным законом от 01.12.2007 №315-ФЗ "О саморегулируемых организациях ".

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

Ст. 3 указанного закона определяет, что саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами.

Требования к СРО:

  1. некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ "О некоммерческих организациях", при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям;
  2. объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 25 субъектов предпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами не установлено иное;
  3. наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
  4. обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 Федерального закона.

В случае, если иное не установлено федеральным законом, для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

Цель деятельности СРО - саморегулирование предпринимательской или профессиональной деятельности субъектов, объединенных в данную организацию.

Саморегулируемая организация:

  • разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила);
  • от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону , обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации;
  • должна установить меры дисциплинарного воздействия в отношении членов организации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также обеспечить информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.

Основные функции СРО:

  1. разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;
  2. применяет меры дисциплинарного воздействия , предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;
  3. образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;
  4. осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;
  5. представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;
  6. организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;
  7. обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;
  8. осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;
  9. рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация имеет право:

  1. от своего имени оспаривать в установленном законодательством РФ порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления , нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;
  2. участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;
  3. вносить на рассмотрение органов власти и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;
  4. запрашивать в органах власти и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

1. Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

2. Саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

3. Для целей настоящего Федерального закона под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

Под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

Саморегулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с Гражданским кодексом РФ предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами.

Ст. 3 указанного закона определяет, что саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) или рынка произведенных товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.

Объединение в одной саморегулируемой организации субъектов предпринимательской деятельности и субъектов профессиональной деятельности определенного вида может предусматриваться федеральными законами.

Требования к СРО:

1. некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ "О некоммерческих организациях", при условии ее соответствия всем установленным настоящим Федеральным законом требованиям;

2. объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее 25 субъектовпредпринимательской деятельности или не менее 100 субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами не установлено иное;

3. наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;

4. обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 Федерального закона.

В случае, если иное не установлено федеральным законом, для осуществления деятельности в качестве саморегулируемой организации некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами саморегулируемой организации требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами саморегулируемой организации.

Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации с даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.

Цель деятельности СРО - саморегулирование предпринимательской или профессиональной деятельности субъектов, объединенных в данную организацию.

Саморегулируемая организация:

· разрабатывает и утверждает стандарты и правила предпринимательской или профессиональной деятельности (федеральными законами могут устанавливаться иные требования, стандарты и правила);

· от своего имени и в интересах своих членов вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействующим не соответствующего федеральному закону нормативного правового акта, обязанность соблюдения которого возлагается на членов саморегулируемой организации;

· должна установить меры дисциплинарного воздействия в отношении членов организации за нарушение требований стандартов и правил саморегулируемой организации, а также обеспечить информационную открытость затрагивающей права и законные интересы любых лиц деятельности членов саморегулируемой организации.

Основные функции СРО:

1. разрабатывает и устанавливает условия членства субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемой организации;

2. применяет меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации, в отношении своих членов;

3. образует третейские суды для разрешения споров, возникающих между членами саморегулируемой организации, а также между ними и потребителями произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), иными лицами, в соответствии с законодательством о третейских судах;

4. осуществляет анализ деятельности своих членов на основании информации, представляемой ими в саморегулируемую организацию в форме отчетов в порядке, установленном уставом некоммерческой организации или иным документом, утвержденными решением общего собрания членов саморегулируемой организации;

5. представляет интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления;

6. организует профессиональное обучение, аттестацию работников членов саморегулируемой организации или сертификацию произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), если иное не установлено федеральными законами;

7. обеспечивает информационную открытость деятельности своих членов, опубликовывает информацию об этой деятельности в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и внутренними документами саморегулируемой организации;

8. осуществляет контроль за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации;

9. рассматривает жалобы на действия членов саморегулируемой организации и дела о нарушении ее членами требований стандартов и правил саморегулируемой организации, условий членства в саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация имеет право:

1. от своего имени оспаривать в установленном законодательством РФ порядке любые акты, решения и (или) действия (бездействие) органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы саморегулируемой организации, ее члена или членов либо создающие угрозу такого нарушения;

2. участвовать в обсуждении проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;

3. вносить на рассмотрение органов власти и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;

4. запрашивать в органах власти и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

Саморегулируемая организация не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов саморегулируемой организации и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Легальное определение саморегулирования приведено в Законе о СРО, в силу которого саморегулирование определяется как самостоятельная и инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности, и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил (п. 1 ст. 2).

Разные подходы присутствуют и при характеристике сущности саморегулирования: отдельные авторы указывают, что она заключается в передаче отдельных функций по государственному регулированию предпринимательской и профессиональной деятельности СРО; другие указывают, что саморегулирование является негосударственным правовым регулированием, не продолжением государственного регулирования, а дополнением (альтернативой) к последнему. На наш взгляд, сущность саморегулирования определяется в зависимости от его вида. «Добровольное» саморегулирование представляет собой самостоятельный способ регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности. В то же время его нельзя противопоставлять государственному регулированию, так как СРО действуют на основе законодательства и их деятельность санкционирована государством. «Делегированное» саморегулирование должно рассматриваться как вид государственного регулирования. «Смешанное» саморегулирование призвано дополнять государственное регулирование в отрасли.

При характеристике саморегулирования как способа регулирования традиционно выделяют три его вида (или модели): добровольное, делегированное и смешанное. Критерием для этой классификации служит степень государственного участия в саморегулировании.

В соответствии с первой моделью участие в СРО является добровольным и развивается потому, что дает ее членам конкурентные преимущества. Также СРО служат для представления интересов своих членов в отношениях с органами власти, потребителями. Вмешательство государства здесь сведено к установлению общих правил и принципов организации и деятельности СРО. Эта модель в России реализована в Законе о СРО в качестве основной. СРО при таком подходе разрабатывают стандарты и правила деятельности для своих членов и следят за их соблюдением. Данные стандарты и правила обязательны для выполнения всеми ее членами, за их нарушение предусмотрены меры дисциплинарного воздействия (ст.ст. 4, 10 Закона о СРО).

Сущность делегированного саморегулирования заключается в том, что обязательным условием осуществления предпринимательской либо профессиональной деятельности является членство в СРО. Тем самым государство устанавливает специальные требования к правоспособности соответствующих субъектов. Так, ст. 49 ГК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании членства в СРО или выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду работ. Процесс «делегирования» сводится к передаче государственных функций СРО, в результате чего последние наделяются собственными властными полномочиями, не характерными для субъектов гражданских правоотношений. Эта модель саморегулирования заменяет институт лицензирования. По мнению М.Ю. Челышева, саморегулирование проявляется в наличии административно-правовой составляющей, заключающейся в специальных, публичных по существу, средствах влияния СРО на своих членов как меры дисциплинарного воздействия за нарушение требований стандартов и правил СРО, проведение плановых и внеплановых проверок.

Наделение СРО властными полномочиями по отношению к своим членам позволяет отдельным авторам отнести их к публичным корпорациям, так как они отвечают некоторым выделяемым в доктрине признакам юридического лица публичного права: а) цели деятельности, которая направлена на осуществление публичных, общественных интересов, б) наличие некоторых властных полномочий, в) специальная правоспособность, г) особый режим имущества, составляющего компенсационный фонд СРО. Однако СРО в отличие от юридических лиц публичного права не создается на основании публичного властного акта (специального закона), то есть к ним не применяется разрешительный порядок создания.

При смешанном саморегулировании, как правило, действуют как государственные механизмы регуляции (например, лицензирование), так и саморегулирование. Указанная модель применяется в РФ на рынке ценных бумаг, где СРО с обязательным членством, созданные в разрешительном порядке, действуют совместно с лицензирующим органом при регулировании профессиональной деятельности. Так, СРО разрабатывают подлежащие согласованию с Банком России базовые стандарты, вправе осуществлять переданные им полномочия Банка России (ст.ст. 5, 7 Федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» от 13 июля 2015 № 223-ФЗ). Вместе с тем, осуществление ими обеспечительной функции не предусмотрено (отсутствует обязанность по формированию СРО компенсационного фонда за исключением СРО форекс-дилеров), так как финансовая устойчивость является одним из лицензионных требований к участникам финансового рынка. Также помимо лицензирования деятельности, обязательное членство в СРО предусмотрено для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах. Документы, стандарты и правила этих организаций подлежат утверждению (согласованию) с регулирующим государственным органом; за деятельностью в соответствующей отрасли осуществляется лицензионный контроль. Однако для этих видов деятельности, снижая значение регулирующей и контрольной функций СРО, законодатель предполагает реализацию СРО обеспечительной функции, восполняя отсутствие финансовых гарантий, не предусмотренных механизмом лицензирования для организаторов азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

Промежуточное положение между системой централизованного управления экономикой со стороны государства и децентрализованной, относительно спонтанной рыночной организацией занимают организации саморегулирования.

Законодатель под саморегулированием понимает самостоятельную и инициативную деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или иной деятельности, содержанием которой является разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Государство тем самым выходит из процесса прямого регулирования, оставляя за собой функцию арбитра в отношениях между институтами производителей - саморегулируемыми организациями и потребителями.

Как свидетельствует опыт развитых стран, саморегулирование в определенной мере может стать эффективной альтернативой государственного вмешательства.

В результате функционирования организаций саморегулирования обеспечивается максимальный учет интересов хозяйствующих субъектов - непосредственных участников социально-экономических процессов. Это означает, что экономические агенты могут в большей степени реализовать свой экономический потенциал, способствуя тем самым экономическому росту в целом. Кроме того, действенность норм саморегулирования стимулирует снижение государственных расходов на государственное регулирование, приводит в ряде случаев к большей гибкости и маневренности государственного управления.

Саморегулирование предполагает регулирование определенных сфер самими экономическими агентами, без непосредственного прямого вмешательства государства.

Саморегулирование - довольно сложный институт, сочетающий формы административного и корпоративного регулирования. К процессу саморегулирования в широком смысле можно отнести все регламентирующие документы или принципы, используемые в деятельности ассоциации фирм или какой-либо отдельной компании и содержащие положения, напрямую не предусмотренные законодательством.

Принципы саморегулирования обычно предусматривают установление определенных "правил игры" участников рынка, ограничивающих в определенной степени свободу экономических агентов, включая санкции за нарушение этих правил, механизмы разрешения конфликтов между участниками рынка.

Нормы саморегулирования могут дополнять, расширять или даже ужесточать нормы государственного регулирования. В некоторых случаях саморегулирование действует в тех сферах, где в силу каких-либо причин отсутствует формальное законодательное регулирование.

Саморегулирование определяется как гибридная форма институциональных соглашений. На наш взгляд, организации саморегулирования имеют достаточно самостоятельную институциональную форму, поскольку представляют собой устойчивые и в достаточной степени формальные "правила игры" в определенной экономической нише.

По своей сути организации саморегулирования представляют собой неформальные институты, которые в некоторых случаях могут быть "патронированы" государством.

Здесь не следует вводить терминологическую путаницу между саморегулирующейся организацией и организацией саморегулирования, так как саморегулирующейся является любая предпринимательская структура, выпускающая внутреннюю регламентацию, и это лишь частный случай саморегулирования. Саморегулирование, по сути, гораздо более широкое понятие, охватывающее весь спектр регулирующих и регулируемых отношений, находящихся не просто за пределами государственного регулирования, а складывающихся между предпринимательскими структурами без участия внешней стороны.

Формирование организаций саморегулирования может иметь различную природу. Они возникают как вследствие передачи части полномочий государственных органов, так и могут быть вновь образованными структурами. При этом создателями и идеологами структур саморегулирования обычно являются сами предпринимательские структуры, но и государство также может инициировать создание таких организаций. Потребность в создании организаций саморегулирования может исходить из "необходимости покрытия ограниченности действия механизма государственного регулирования.

В то же время осознание такого факта организацией саморегулирования может быть реакцией на опасность ужесточения государственного регулирования". Одной из первых причин существования организаций саморегулирования в России является защита интересов хозяйствующих субъектов. В этом случае мотивом создания таких структур является потребность объединения индивидуальных усилий, достижения большего эффекта от совместных, коллективных действий, в основе которых лежит добровольность. Объединенные таким образом носители согласованных экономических интересов объединяются в ассоциации, союзы.

Саморегулируемые организации в ведут свои корни из профессиональных союзов, сформировавшихся из общественных организаций. На ранней стадии своего развития они имели довольно узкий круг задач и функций. В современных условиях саморегулируемые организации разрабатывают и устанавливают отраслевые стандарты, правила страхования, сертификацию специалистов, ведут аналитическую работу, например в случае со Всероссийским союзом автостраховщиков они решают и финансовые вопросы. Современные саморегулируемые организации работают в тесной взаимосвязи с государственными органами, в том числе в части законотворческой деятельности.

В гражданско-правовом декрете Ллойд рассматривается как саморегулирующаяся структура страхового рынка. Синдикаты Ллойда должны располагать финансовым поручительством (депозитом в 250000 ф. ст.) не менее двух действующих синдикатов. Каждому синдикату устанавливаются лимиты по сбору страховых премий, величина которых зависит от суммы гарантированного денежного депозита. Исходя из суммы депозита и установленного лимита страховых платежей, Совет Ллойда устанавливает квалифицированный уровень финансовых ресурсов страхового синдиката и тем самым дает согласие на определенные объемы цедирования рисков.

Организации саморегулирования могут ставить и довольно-таки узкие, специфические задачи. Например, увеличение финансового потенциала, тем самым способствовать повышению финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов.

Безусловно, организация саморегулирования дает определенные преимущества для экономических агентов, поскольку позволяет им активно воздействовать на механизм регулирования хозяйственной деятельности.

Саморегулирование существенным образом облегчает процесс регулирования экономики для государственных структур управления. И наконец, результатом саморегулирования является рост эффективности регулирования социально-экономических процессов на макроуровне.

В первую очередь, оптимальность достигается за счет экономии государственных средств, уменьшения расходов на разрешение хозяйственных споров вследствие адаптированности процедур разрешения споров к конкретным условиям.

Кроме того, выдвинутые санкции, как правило, более эффективны и вызывают меньше отторжения. Нормы саморегулирования гибче государственных, необходимые изменения могут быть внесены с меньшими издержками. Действенность саморегулирования достигается посредством возможного воздействия (а порой и "давления") на механизм государственного регулирования.

Вместе с тем, организации саморегулирования не могут рассматриваться как панацея, так как обладают все-таки ограниченным действием. Например, нормы саморегулирования распространяются в пределах сообщества, не затрагивая деятельности нечленов организации - аутсайдеров. Иногда организации саморегулирования могут преследовать только цели лоббирования интересов своих членов. Членство в таких организациях может принимать характер "входного барьера" на определенный рынок, а также использоваться как инструмент борьбы с конкурентами. Одним из негативных аспектов введения саморегулирования может стать эффект "двойного регулирования".

Однако такой факт может быть оперативно устранен за счет механизма самонастраивания, заложенного в самой природе организаций саморегулирования. При организации саморегулирования в конкурентных отраслях необходимо контролировать недопущение фактов возможного законодательного закрепления преимуществ (компетенций) отдельных хозяйствующих субъектов. В этом случае возрастает роль антимонопольных органов.

В условиях развивающегося рынка саморегулирование не в состоянии заменить государственное регулирование, поскольку корпоративная культура находится на стадии становления. Вместе с тем, наблюдается тенденция передачи некоторых функций государственного регулирования на уровень саморегулирования. Такая форма конвергенции регулирования возможна, но только эволюционным путем. В противном случае возникает угроза превращения саморегулируемых организаций в маргинальные, полугосударственные структуры.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: