Гранты для НКО от государства: инструкция по применению. Как получить грант на социально значимый проект Что такое грант

Для получения гранта заявитель пишет подробный план, с указанием расходов и сроков, а также описывает свой вклад - ту часть расходов, которые он возьмет на себя или сможет получить из других источников. Заявки проходят этап рассмотрения в организации, выделяющей грант, и, часто, конкурс между заявками разных участников. В конкурсе учитывается весомость обоснования на получение финансирования, адекватность требуемых расходов, степень подготовки участника, длительность результата и др. Грантополучатель отчитывается о расходах, предоставляя чеки, отчеты и объективные результаты (научные работы, публикации, исследования, статистику). Как правило, это важная и большая часть работы над заявкой.

Гранты сыграли большую роль в России в поддержке науки, обучении специалистов, создании сети некоммерческих организаций.

Примеры организаций, предоставляющих гранты

Международные

  • Global Fund for Women - Международный фонд, поддерживающий программы для женщин. Информация о фонде и его программах, форма заявки для получения гранта.

В России

В СНГ

  • Фонд Евразия, Московское представительство - Информация о программах, рекомендации по составлению заявки на грант.

В Европе

  • Немецкая служба академических обменов - Организация поддерживает образовательные программы в разных странах:выплата стипендий, обмен студентами, преподавателями.
  • Британский Совет - Информация о Совете и поддерживаемых им программах в различных областях (искусство, экономика, образование, право и т. п.), а также по изучению английского языка.

В США

  • Фонд Форда - московское представительство Фонда. Принципы работы, описание процедуры подачи заявок.
  • - USAID (недоступная ссылка с 24-05-2013 -

Из Национальной Стратегии США 2010 года 1 следует: «Соединенные Штаты поддерживают расширение демократии и прав человека за рубежом, ведь правительства, которые уважают эти ценности, являются более справедливыми, мирными и законными. Мы оказывает поддержку и ввиду того, что успех за рубежом способствует формированию среды, соответствующей национальным интересам Америки. Политические системы, защищающие всеобщие права, являются, в конечном счете, более стабильными, успешными, и безопасными».

Механизмы влияния и финансирования

Для «развития демократии» в РФ, правительство США производит финансирование угодных российских граждан и проектов находящихся как на территории РФ, так и за её пределами. Данный вектор принят в рамках подхода dual track engagement , то есть концепции "двойного притяжения", в котором происходит и «одновременное взаимодействие как с правительственными, так и не с правительственными субъектами для продвижения идей демократии и прав человека» 2

Американская правительственная организация по правам человека 3 выделяет несколько направлений поддержки демократии и прав человека в России:

  1. Поддержка НКО и фондов. Поддержка политиков, чиновников, деятелей — граждан РФ, способствующих, по мнению Правительства США, разрешению проблем демократии, свободы слова и прав человека.
  2. Российско-американская двусторонняя Президентская комиссия, инициированная в 2009 году президентами двух стран. В составе Комиссии действует 16 рабочих групп1.
  3. Инициатива «Открытое правительство», «создающая механизм для укрепления демократии и прав человека, борьбы с коррупцией, использования технологий в госуправлении»2, которую эксперты оценивают исключительно негативно.
  4. Административные и законодательные барьеры со стороны США.
  5. Идеологические конференции и семинары. Программа «US-Russia Civil Society Partnership Program», для "обмена опытом" между НКО и гражданским обществом двух стран.

Общий объем финансирования

С начала правления Барака Обамы (2009), США выделили на развитие демократии в России более 200 млн долларов через USAID1 (см. фонды), то есть официальная часть перечислений по линии данного фонда составляет около $50 млн. в год.

На проекты фонда USRF - $13 млн за 2011-12 года направлено от правительства США, и ещё около $6 млн — от российских и международных инвесторов.

Ограничения для США

В конце 2012 года российские власти предприняли действия для свертывания финансирования «развития демократии» со стороны США1. Фонды USAID, IRI и NDI свернули свои программы. Однако финансирование полностью не прекращено, а по многим направлениям немного изменило формы.

Официальный представитель Госдепа США Виктория Нуланд отказалась рассказывать, каким образом ведомство продолжит предоставлять финансирование российским НКО, «потому что это поставит под угрозу данные программы и организации, получающие финансирование», однако пообещала, что такая поддержка обязательно будет.2

«Россияне серьёзно ограничили наши возможности по предоставлению прямого финансирования в России, особенно своим решением прекратить деятельность USAID. Тем не менее, мы предоставляем финансирование через платформы за пределами России тем организациями, которые по-прежнему хотят работать с нами, понимая, что они должны отчитываться перед своим правительством за эту работу», — рассказала г-жа Нуланд.

Не раскрывая подробностей, В.Нуланд отметила, что США на данный момент активно работают над тем, чтобы понять, кто именно нуждается в их поддержке, а также довести до сведения НКО, каким образом они могут эту финансовую помощь получить. Кроме того, Нуланд добавила, что в России остаются НКО, зарегистрированные в США.

Схемы финансирования и влияния

Социально - ориентированные НКО не попадают под определение «политической деятельности». Международные организации / фонды определяют СОНКО - ключевого партнёра, инвестируют в развитие НКО, обучение персонала. Со временем, данные НКО переводятся на региональное финансирование, выигрывают правительственные гранты. Получается, что система начинает финансировать организации, ассоциированные с проведением зарубежной политической воли. Данная воля поддерживает СОНКО и в попытке «монополизации» «рынка», и в увеличении степени воздействия на государственные институты, механизмы, законотворческую деятельность.

Часто проводится политика, скрыто направленная на сепаратизм: СОНКО целенаправленно создают сильно отличающиеся условия реализации программ в регионах, а так же продуцируют иные формы неравенства.

Ни для кого не секрет, что ООН выстраивает свои международные стратегические цели в соответствии с предписаниями Запада. Существует Служба ООН по связи с неправительственными организациями (ССНПО), которая «выстраивает отношения» между ООН и гражданским обществом «через динамические партнерства для содействия большей согласованности с возникающими в повестке дня вопросами ООН, а также облегчения конструктивного взаимодействия гражданского общества в процессах ООН». Служба осуществляет «поддержку широкого круга заинтересованных лиц», производит «формирование альянсов по ключевым вопросам ООН».

Формы поддержки

Законодательные особенности в США

Занимательным является тот факт, что в самих США действует закон Foreign Agents Registration Act (Акт регистрации иностранных агентов).

Закон требует, чтобы иностранные агенты, представляющие в американской политике иностранные правительства, а также зарубежные физические и юридические лица, раскрывали свои занятия и источники финансирования. Иностранным агентом (по состоянию на 2013 год) считается лицо (физическое или юридическое), которое действует «по приказу, по просьбе, под руководством или под контролем иностранного принципала» и при этом занимается «политической деятельностью в интересах иностранного принципала». Целью законa является облегчение «оценки правительством и американским народом заявлений и действий таких лиц». Под политической активностью понимается деятельность, направленная на изменение позиции федерального правительства США или «любой части населения» по поводу внутренней или внешней политики США или по отношению к иностранному правительству или политической партии.

Закон, в частности, запрещает распространение любых информационных материалов в интересах иностранного принципала без помещения «на видном месте» заявления о том, что материалы «распространяются агентом от имени иностранного принципала». За реализацию закона отвечает специальное подразделение в контрразведывательной секции отдела национальной безопасности Министерства юстиции США. По состоянию на 2007 год, в Министерстве юстиции зарегистрировались около 1700 лоббистов из более чем 100 стран. За нарушение этого закона возможно наказание вплоть до 5 лет лишения свободы.


I. Завершившие деятельность в 2013 году

United States Agency for International Development (USAID), или Агентство США по международному развитию - создано Джоном Кеннеди в 1961 году. Отвечает за невоенную помощь США другим странам. Администратор Агентства и его заместитель назначаются президентом с согласия Сената и действуют в координации с Государственным Секретарём США. Деньги USAID получает непосредственно из американского бюджета.

USAID — основной механизм инвестирования со стороны США. Агенство занималось «поддержкой гражданского общества, демократии и прав человека в России», активно участвовало в законотворческой деятельности — её представители «помогли» написать Конституцию РФ и Налоговый Кодекс (данные официального сайта).

18 сентября 2012 года, в связи с введенными мерами, сообщило о прекращении работы в России. Произошло это ввиду влияние фонда через распределение грантов на политические процессы, включая выборы различного уровня, и институты гражданского общества. Серьезные вопросы вызывала активность USAID и в российских регионах, особенно на Северном Кавказе. В России агентство осуществляло финансирование 57 организаций, около 60% из $50 млн, предназначенных для России, USAID в 2012 году планировало потратить на развитие демократии и защиту прав человека в стране.

National Endowment for Democracy (Национальный фонд демократии) - американская организация, основанная в 1983 году Конгрессом США. Своей миссией фонд называет «содействие становлению и развитию демократии и свободы во всём мире». Предоставляет гранты исследователям в области «развития демократии и прав человека» в зарубежных странах. Финансируется USAID.

Фонд был основан в 1983 году Конгрессом США с бюджетом $30 млн. В деятельности фонда принимали участие деятели, связанные с американскими спецслужбами. Согласно официальному сайту, NED финансировал оппозиционные движения «Солидарность» в Польше, «Хартия 77» в Чехословакии и «Отпор» в Сербии.

Деятельность фонда финансируется из государственного бюджета как часть расходов Госдепартамента для Агентства международного развития США. В 2004 году фонд получил около $ 80 млн преимущественно из правительственных источников.

Один из основателей фонда, Аллен Вайнштейн, в 1991 году отмечал, что многое из того, чем занимается фонд, раньше было работой ЦРУ.

Около половины средств фонд тратит на деятельность 4-х ассоциированных организаций:

  • Американский центр международной трудовой солидарности.
  • Центр международного частного предпринимательства. Руководитель — Томас Дж. Донахью, президент Торговой палаты США.
  • Международный республиканский институт (IRI). Руководитель — сенатор Джон Маккейн
  • Национальный демократический институт международных дел (NDI). Руководитель — бывший госсекретарь Мадлен Олбрайт.

В 2004 году фонд предоставил исследовательский грант Рейгана-Фасцелла чеченскому сепаратисту Ильясу Ахмадову, которого МИД России называл «пособником террористов». Правозащитник Олег Попов писал, что фонд финансировал российскую организацию «Общество российско-чеченской дружбы», поддерживавшую сепаратистский военно-криминальный режим Дудаева в Чечне. Кроме того, фонд финансировал Московскую Хельсинкскую группу Людмилы Алексеевой и движение «За права человека» Льва Пономарёва. В 2011 году портал Викиликс опубликовал данные, согласно которым фонд оказывал поддержку арабским молодёжным движениям, которые в дальнейшем приняли активное участие в серии разразившихся на Ближнем Востоке революций 2011 года. NED официально поддерживают и А. Навального.

Согласно официальному сайту, за 2012 год было выделено около $3 млн. на поддержку «демократических» инициатив ).

На данный момент, деятельность фонда в России официально прекращена (с 2013 года).

International Republican Institute (IRI) - американская некоммерческая организация, созданная в 1984 году. Заявленная цель - "способствовать развитию демократии во всем мире". Председателем Совета директоров является сенатор Джон Маккейн. Финансирование деятельности IRI осуществляется преимущественно по линии NED.

National Democratic Institute for International Affairs (NDI) - организация, созданная правительством Соединенных Штатов, финансируемая Национальным фондом демократии (NED) для "продвижения демократии в развивающихся странах".

Фонды "развития демократии" в России
II. Актуальные

Гранты предоставляются негосударственным некоммерческим общественным организациям, поддерживающим демократические инициативы и развивающим гражданское общество в России

Многие федеральные ведомства США активно работают со своими российскими коллегами и партнерами. Сотрудничество ведется по очень широкому кругу вопросов и включает как традиционные, так и новые формы предоставления помощи. Вопрос поддержки демократических реформ продолжает занимать центральное место в программах американо-российского сотрудничества.

Американо-Российский Фонд по экономическому и правовому развитию (The U.S. Russia Foundation for Economic Advancement and the Rule of Law), является организацией - донором и поддерживает некоммерческие проекты, направленные на экономическое и правовое развитие, а также поддержку предпринимательства. Считается, что данный фонд частично заменил USAID в России. Фонд инспирирует грантовую деятельность в области права, экономики и финансов в том числе с участием Министерства образования РФ (среди программ - российско-американская программа повышения научно-исследовательского и предпринимательского потенциала российских университетов с помощью новых моделей научно-технического сотрудничества российских и американских вузов).

Согласно годовому отчету 2013, фонд «воспитывает молодое поколение предпринимателей и способствует развитию российских регионов», «способствует реформе юриди-ческого образования в России», помогает проходить лучшим молодым специалистам обучение в институтах США, «способствует созданию и внедрению но-вых обучающих методик и учебных планов по предпринимательству и праву» и т.д.

Три раза в год USRF проводит конкурс на финансирование некоммерческих проектов до $100,000, предложенных российскими, американскими и международными некоммерческими организациями, а также российскими бюджетными учреждениями.

Ежегодные инвестиции — до $10 млн. долларов США.

РАПСИГО (Российско-американская программа по сотрудничеству институтов гражданского общества). Фонд «стремится к созданию позитивных изменений в жизни граждан США и России через конструктивный обмен идеями и передовым опытом между организациями обеих стран». Фонд проводит открытый конкурс для поддержки дополнительных совместных проектов, реализуемых через равноправные партнерства между двумя странами.

Реализуются проекты по тематическим направлениям, включая развитие местных сообществ , образование и молодежь , гендерное равенство , высшее образование , верховенство закона и общество , совместные медиа , миграцию и здравоохранение . Рабочие группы собираются на ежегодной конференции для расстановки совместных приоритетов и определения конкретных шагов для их реализации.

Институт «Открытое общество» (Open Society Institute, OSI), он же Фонд Сороса — международная благотворительная организация, учрежденная финансистом и филантропом Джорджем Соросом. Руководящие органы расположены в Нью-Йорке и Будапеште. Центральный офис фонда в России находится в Москве, отделения — в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Новосибирске.

Фонд имеет направление под кодовым названием «Проект Россия», в котором фонд «стремимся развивать и укреплять общественную жизнь и гражданского общества в Российской Федерации. Через сеть партнеров, проект поддерживает инновационные независимые инициативы, которые расширяют общественное пространство в России и значимость России в глобальных дискуссиях» -

Кроме того, Проект Россия помогает субъектам гражданского общества в достижении «более эффективной публичной роли» в их деятельности. Он поддерживает использование инновационных подходов, например, цифровые средства массовой информации, стратегические коммуникации, социальный маркетинг, документальные фильмы. Финансируется работа с партнерами в России и за рубежом, «для усиления международного сотрудничества и вдохновения участия России по глобальным вопросам». Это включает в себя проведение различных семинаров и конференций, обмен учеными и исследователями, краткосрочные стажировки, и создание международных культурных и академических сетей.

Фонд Макартуров впервые начал проведение специальной грантовой программы для России в 1991 г., а в 1992 г. открыл в Москве постоянное представительство (с 2006 г. - филиал). Грантовая деятельность Фонда в России направлена на поддержку эффективных механизмов защиты прав человека и содействие участию России в многосторонних усилиях по разрешению глобальных проблем.

В области прав человека и международного правосудия Фонд Макартуров поддерживает деятельность грантополучателей по следующим основным направлениям:

  • Защита основных прав через российскую судебную систему;
  • Развитие качественных и свободных средств массовой информации и их защита в российском правовом пространстве;
  • Исследования роли Интернета в современном обществе и защита свободы самовыражения и получения информации в сети Интернет.

В России Фонд поддерживает формирование общенациональной сети правозащитных организаций, которые способствовали бы укреплению российской правовой системы, стимулировали участие граждан в делах страны и помогали российскому правительству в его работе по решению правозащитных проблем. Фонд Макартуров стремится поддерживать российские НПО. В частности, Фонд оказывает содействие:

  • московским организациям, которые служат ресурсными центрами для общенациональных и межрегиональных правозащитных групп;
  • региональным НПО, работающим в приоритетных для Фонда областях;
  • подбору информации о правозащитной деятельности и нарушениях прав человека и ее доведению до органов государственной власти, средств массовой информации и заинтересованной общественности.

Приоритеты программы Фонда Макартуров в области прав человека и международного правосудия регулярно пересматриваются.

Стоит отметить, что в прошлом году фонд выделил $2 500 000 на «поддержку независимых и беспристрастных исследований внутренней и внешней политики России».

Институт современной России (Institute of Modern Russia, Inc.) — некоммерческая экспертная организация, зарегистрирована в Нью-Джерси с отделениями в Нью-Йорке и Вашингтоне. Миссия - «содействие демократическому и экономическому развитию России путем проведения исследований и публичных мероприятий, формирования общественного мнения и предоставления грантов. Деятельность Института направлена на поддержку прав человека, законности и гражданского общества в России. Цель — продвижение принципиального подхода в отношениях России и США и интеграция России в сообщество демократий»

Соучредитель и исполнительный директор американского Института современной России — проживающий с 2004 года в США Павел Ивлев, близкий друг Алексея Навального (который и получал поддержку). Второй соучредитель — сын Михаила Ходорковского Павел, он же президент института. На сайте института говорится, что Павел Ходорковский создал его, чтобы продолжить дело своего отца, учредившего в 2001 г. фонд «Открытая Россия».

Одним из попечителей института выступает Марджери Краус, основатель APCO Worldwide, вашингтонской консалтинговой компании, которая ведет лоббистские кампании по всему миру. К услугам APCO Worldwide прибегал и Михаил Ходорковский.

Имена спонсоров институт не раскрывает.

Корпорация частных зарубежных инвестиций (англ. Overseas Private Investment Corporation, OPIC) — агентство при Правительстве США, цель которого — содействовать американскому бизнесу в осуществлении вложений в новые и развивающиеся рынки путём предоставления кредитов и гарантий.

Корпорация основана в 1971 году. За 35 лет профинансировала проекты на $164 млрд. Президент и главный управляющий корпорации — Роберт Мосбахер мл.

На данный момент, OPIC инвестирует в 3 проекта в Украине (более $70 млн. инвестиций), $3.5 млн вложено в Грузию только в январе 2014.

При содействии OPIC в российскую экономику было вложено более $3 млрд — корпорация кредитовала IKEA, «Нижнекамскнефтехим», Сибакадембанк, банк «ДельтаКредит», НБД-банк, Промсвязьбанк, «СДМ-БАНК» и другие.

С 2005 года «Голос» является членом Европейской сети организаций по наблюдению за выборами (ENEMO), в составе которой вошел в перечень международных неправительственных организаций, одобривших Декларацию принципов международного наблюдения за выборами и Кодекс поведения международных наблюдателей, которые были приняты ООН 27 октября 2005 года в Нью-Йорке.

26 июня 2013 года из средств массовой информации Ассоциация некоммерческих организаций «В защиту прав избирателей «ГОЛОС» узнала о принятом Министерством Юстиции решении о приостановлении деятельности

Ассоциации. Однако, уже спустя две недели, 5 июля 2013 года, движение в защиту прав избирателей «Голос», было реорганизовано сторонниками движения. Сегодня Движение занимается строительством региональных отделений, организует наблюдение за выборами и приглашает граждан к сотрудничеству.

Московский Центр Карнеги — подразделение Фонда Карнеги за Международный Мир. Главный офис в Вашингтоне.

Организация считает своей миссией способствовать улучшению российско-американских отношений, содействовать в России пониманию политики западных стран, заниматься проведением независимых политических исследований и дискуссий. В Наблюдательном Совете — Б. Немцов, В. Рыжков, Г. Явлинский и другие.

Фонд Егора Гайдара — некоммерческая организация, учрежденная Фондом «Институт экономической политики имени Е.Т. Гайдара» и Марией Аркадьевной Стругацкой в мае 2010 года. Фонд ведет просветительскую работу в сфере экономического, социального и гуманитарного знания.

За несколько лет Фонд провел множество масштабных проектов образовательного, просветительского и общественного характера. Только за 2012 год проекты Фонда затронули свыше 7 тысяч человек из 40 российских регионов.

Фонд принимал поддержку со стороны американских грантодателей.

Некоторые второстепенные фонды:

Фонд Форда - американский благотворительный фонд, созданный, согласно уставу, для финансирования программ в поддержку демократии, сокращения бедности, продвижения международного сотрудничества и человеческого развития. Штаб-квартира фонда располагается в Нью-Йорке.

Фонд, потеряв треть своих ресурсов во время мирового экономического кризиса, планирует закрыть свои офисы в России и Вьетнаме и завершить финансирование проектов в этих странах в 2014 году.

Фонд Спенсера: финансирует образовательные и социальные программы.

Фонд Эндрю Меллона: финансирует образовательные и социальные программы

Фонд Мотта: направлен на поддержку развития гражданского общества, охрану окружающей среды, путей преодоления бедности.

В России под финансированием НКО понимаются в основном гранты. После принятия закона об «иностранных агентах» выбор грантодателей сузился. С одной стороны, чтобы компенсировать уход зарубежных доноров, из российского бюджета на гранты теперь выделяется больше денег. С другой стороны – получить их по-прежнему довольно сложно. «Милосердие» изучило самых крупных государственных грантодателей и правила работы с ними.

Фотография: Александр Миридонов/Коммерсантъ /http://www.gazeta.ru/

«Из всех форм поддержки НКО в России в основном развиты только грантовые конкурсы, – жалуется руководитель благотворительного фонда “Волонтеры в помощь детям-сиротам” Елена Альшанская. – Хотя традиционно для НКО в других странах грант – это способ сделать что-то новое, выходящее за рамки текущей работы, которая поддерживается за счет субсидий, госзаказа или поддержки налогоплательщиков. В России многим НКО не на что вести текущую основную работу: ведь нужно иметь стабильный штат, помещение. Гранты становятся единственным средством к существованию».

До запрета зарубежного финансирования многие российские НКО поддерживали зарубежные доноры, которые выделяли долгосрочные гранты, в том числе на текущую деятельность и не выставляли ограничений для затрат на работу персонала (российские грантодатели, как правило, разрешают потратить на зарплаты не более 30% гранта).

Когда в 2012 году был подписан закон об НКО – «иностранных агентах», предполагалось, что зарубежную поддержку хотя бы отчасти заместят средства российского бюджета.

Денег на поддержку НКО действительно стало выделяться больше. Но механизмы распределения далеки от идеальных.

Президентские гранты

В 2014 году государство выделило почти 4 млрд руб. на поддержку НКО. Из них 2,7 млрд руб. – президентские гранты. 926 млн руб. – гранты Минэкономразвития. Президентские гранты и гранты Минэко распределяются по-разному.

Президентские гранты выдают по цепочке: сначала деньги получают грантооператоры – некоммерческие неправительственные организации. Каждая из этих организаций имеет свою специализацию и организует свой собственный конкурс проектов.

Тематика президентских грантов разная – от гражданских прав и свобод до поддержки молодежных инициатив. «Выбор грантодающих организаций непонятен, – говорит Альшанская. – Часть из них не имеет опыта грантовой работы. Непонятно, есть ли у них хоть какая-то экспертиза по заявленным темам, кто эксперты – никому не известно».

Изначально президентские гранты распределяла Общественная палата РФ. Но с 2010 года операторов стало больше. В 2014 году гранты распределяют 7 организаций: «Гражданское достоинство», «Национальный благотворительный фонд», Общество «Знание» России, «Институт проблем гражданского общества», «Российский союз молодежи», «Лига здоровья нации» и Институт социально-экономических и политических исследований. В частности, деньги на защиту детей-сирот и адаптацию инвалидов выделяет «Лига здоровья нации». В этом году она должна распределить 474 млн руб.

Согласно последнему исследованию «Трансперенси Интернешнл», распределение президентских грантов происходит крайне не прозрачно.

Эксперты «Трансперенси» проанализировали данные о государственных грантах за 2011 и 2012 годов – по ним уже завершился цикл реализации, и должна была появиться отчетность.

Выяснилось, что из 69 НКО, получивших президентские гранты более 3 млн руб., отчеты об израсходованных средствах на своих сайтах разместили всего 7 организаций. У 17 НКО из 69 не было даже своего сайта. У 29 НКО отсутствует информация о руководстве.

В более чем 40% случаев НКО, получившая грант, связана с государственными структурами, возглавляется депутатом или членом Общественной палаты.

«Специфика президентских грантов такова, что они выделяются в основном на акции и разовые мероприятия, а не на хоть сколько-нибудь системную работу», — говорит Альшанская.

Прием заявок на президентские гранты, как правило, проходит в апреле. Сейчас он уже закончен. Сайт конкурса .

Гранты от Минэкономразвития

Минэко распределяет гранты на поддержку НКО наиболее прозрачно, профессионально и эффективно, в один голос утверждают эксперты «Трансперенси», Альшанская и Мария Черток, директор CAF Россия.

Грантооператоры-посредники у Минэко отсутствуют. Победителей определяет конкурсная комиссия, формирующаяся непосредственно перед конкурсом.

«Прошлогоднее исследование показало, что у грантополучателей Минэкономразвития ситуация с отчетностью и наличием информации на сайтах в целом обстоит гораздо лучше, чем у получателей президентских грантов», – говорится в отчете «Трансперенси». Так, из 32 СО НКО лишь одна организация, «Московский дом милосердия», не имеет своего сайта. Более половины организаций, получивших деньги от Минэко в 2012 году, предоставили отчетность.

Но при этом на конкурсе Минэкономразвития довольно сильная конкуренция – например, в 2013 году ведомство поддержало 42 программы из 606 заявок.

Еще одна важная специфическая черта этого конкурса – Минэко дает деньги на «распространение лучших практик», то есть, на обучение других НКО. По словам представителя ведомства, в первые два года проведения конкурса значительная часть заявок вообще не была допущена из-за того, что организации просили деньги на текущую деятельность. «Например, есть заявка от спортклуба: мол, мы хотим заниматься с детьми. Это не тематика конкурса. Минэко развивает институциональные условия, а не занимается предоставлением услуг в части социального обеспечения», – говорит сотрудник министерства.

«Трансперенси» не зря отмечает прозрачность конкурса Минэкономразвития: представители ведомства каждый год проводят семинары для НКО, где рассказывают, например, об основных ошибках в составлении заявок.

Каждая заявка оценивается по 5 критериям, за каждый присваивается определенное количество баллов. Критерии следующие: количество регионов, на территории которых НКО вела проекты, соотношение затрат на программу и ее эффекта, наличие успехов в методической поддержке других НКО, кадровый потенциал и наличие софинансирования из других источников.

«Существует миф, что нужно просить больше – просить 10 млн, чтобы дали 5 млн, – рассказывает сотрудник Минэкономразития на семинаре. – Здесь это не работает. У нас нет возможности каждую заявку править, поэтому те заявки, где сумма превышает рекомендуемые нами планки, автоматически отклоняются. По срокам – программа, на которую просят грант, должна начинаться не ранее 1 декабря 2014 года. А реальное финансирование поступит в ноябре 2014 года. Заканчиваться программа должна не позднее ноября 2016 года».

По словам ведущего семинара, самая распространенная ошибка в заявках от НКО – отсутствие логической связи между целями, задачами и результатами программы. «Минэкономразвития оценивает конечный эффект реализации программы, – рассказывает ведущий. – А по материалам заявки нам непонятно, как изменится ситуация после того, как все будет реализовано. Например, в ожидаемых результатах пишут: проведено 3 семинара и форум. Все это – без указания количества участников. По семинарам и форуму оценить эффект мы не можем. А если на это запрашивают 3 млн руб., то у нас возникают вопросы».

Часто ошибки встречаются в описании кадрового потенциала, то есть людей, которые будут реализовывать программу. «К нам приходит много заявок из разряда “в попечительском совете 10 академиков, 20 профессоров и 3 генерал-майора”, – говорит ведущий семинара. – Это неправильный фокус, потому что члены правления зачастую проект не реализуют. Нас мало интересуют те, кто входит в правление. Нас интересует команда, которая будет реализовывать проект, их опыт работы в некоммерческом секторе».

Еще одна ошибка – в стремлении НКО показать себя в каждом пункте заявки в наилучшем свете. Например, чтобы получить максимальный балл по критерию, учитывающему количество регионов, в которых НКО вела работу, даже если руководитель просто съездил куда-то на семинар, это включают в заявку. Но Минэко проверяют такую информацию, и если работа в регионе не подтверждается, снижает оценку.

Во второй тур конкурса переходят организации, который набрали за свою заявку больше 50 баллов. Дальше они должны представить уже подробную программу своих мероприятий.

Более подробную информацию о проведении конкурса можно найти .

Комитет общественных связей Москвы

Также гранты распределяет Комитет общественных связей Москвы – из бюджета города на поддержку НКО в этом году выделено 25 млн руб. Приоритетные направления программы – «Дети Москвы» (в частности, профилактика негативных явлений в подростковой среде, защита прав детей; работа с детьми по месту жительства, защита детей от жестокого обращения, содействие повышению качества жизни детей) и «Согласие и взаимодействие» (содействие межнациональному, межконфессиональному и межкультурному общению, миру и согласию).

От соискателей Комитет требует кроме всего прочего наличие опыта аналогичной деятельности в течение не менее чем одного года и наличие в предыдущие два года доходов (грантов, пожертвований, субсидий), которые были бы не меньше, чем 20% запрашиваемого гранта (если он больше 300 тыс. руб.).

«Раньше это распределение грантов тоже не отличалось особой прозрачностью и понятностью критериев, – говорит Альшанская. – Сейчас ситуация изменилась. Заявки отбирает грамотная экспертная комиссия».
Прием заявок на конкурс Комитета продлится до 11 июня.
Более подробная информация –

Утвержден приказом ГКНТ России от 5 ноября 1996 г. № 56

ПЕРЕЧЕНЬ

международных и иностранных учреждений, международных и иностранных некоммерческих и благотворительных организаций (фондов), гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставленные для поддержки российской науки, освобождаются от уплаты подоходного налога с физических лиц (получателей грантов)

1. Международные некоммерческие организации и учреждения
1.1. Организации и учреждения ООН.

1.2. Комиссия Европейских Сообществ (КЕС).

1.3. Международная ассоциация содействия сотрудничеству с учеными из независимых государств бывшего Советского Союза (ИНТАС).

1.4. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

1.5. Европейская организация по ядерным исследованиям (ЦЕРН).

1.6. Международный центр по теоретической физике в г.Триесте. Италия (МЦТФ).

1.7. Международный центр дифракционных данных.

1.8. Академия наук стран третьего мира.

1.9. Международная федерация институтов по перспективным исследованиям.

1.10. Союз международных организаций (СМО).

1.11. Международный совет по философии и гуманитарным исследованиям.

1.12. Европейское физическое общество (ЕФО).

1.13. Международный совет научных союзов (МЕНС).

1.14. Международный институт прикладного системного анализа

1.15. Тихоокеанская научная ассоциация.

1.16. Совет европейских академий.

1.17. Всемирная академия наук и искусств (ВАНИ).

1.18. Европейская академия наук и искусств (БАНИ).

1.19. Европейский центр астрономических исследований в Южном полушарии.

1.20. Международный совет социальных наук (МССН)

2. Международные и иностранные благотворительные организации (фонды)
2.1.Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров (США).

2.2 Фонд Карнеги (США).

2.3. Американский фонд гражданских исследований и разработок для независимых государств бывшего Советского Союза (ФГИР), (США).

2.4. Фонд Фулбрайта (США).

2.5. Фонд Форда (США).

2.6. Международный научный фонд (МНФ) (США).

2.7. Фонд Евразии (США).

2.8. Фонд братьев Рокфеллеров (США).

2.9. Фонд Рокфеллера (США).

2.10. Фонд Александра фон Гумбольдта (Германия).

2.11. Фонд Фольксвагена (Германия).

2.12. Фонд "ЦЕЗАР" (Германия).

1.13. Всемирный фонд Дикой Природы (Швейцария).

2.14. Швейцарский национальный научный фонд (Швейцария).

2.15. Международный фонд защиты животных (Великобритания).

2.16. Общество за глобальную социальную и экономическую интеграцию. (Великобритания).

2.17. Фонд П.Капицы (Великобритания).

2.18. Фонд Фиссена (Франция).

2.19. Фонд Мержье-Бурдье (Франция).

2.20. Фонд Шарля-Леопольда Майера (Франция).

2.21. Фонд Леона Велюза (Франция).

2.22. Корейский фонд науки и техники (Республика Корея).

2.23. Фонд (премия) короля Бодуэна (Бельгия).

2.24. Фонд поддержки молодых ученых (Нидерланды).

2.25. Фонд Карипло для научных исследований (Италия).

2.26. Международный фонд в целях науки (МФН).

2.27. Европейский научный фонд (ЕНФ).

3. Иностранные некоммерческие учреждения

3.1. Госдепартамент США (в части программы "Глобальные климатические изменения").

3.2. Национальныий научный фонд (ННФ) США

3.3. Геологическая службы США (в части программ "Сейсмология" и "Недра").

3.4. Департамент по охране окружающей среды (ЕПА) США (в части программы "Охрана окружающей среды").

3.5. Национальное агентство по исследованию океана и атмосферы (НОАА) (США). (в части программ "Глобальные климатические изменения" и "Охрана окружающей среды").

3.6. Национальное агентство космических исследований (НАСА) (США). (в части программы "Фундаментальный космические исследования").

3.7. Американское информационное агентство США.

3.8. Национальная академия наук США.

3.9. Национальные институты здоровья (США).

3.10. Американская Ассоциация по продвижению науки (США).

3.11. Американский Совет по международным исследованиям и научным обменам (АЙРЕКС) (США).

3.12. Американский совет преподавателей русского языка и литературы (АСПРЯЛ) (США).

3.13. Университет штата Аризона (США).

3.14. Калифорнийский Университет (США).

3.15. Университет Дюка (США).

3.16. Национальный институт стандартов и технологий (США).

3.17. Ливерморская национальная лаборатория им.Лоуренса (США).

3.18. Национальная лаборатория Сандия (США).

3.19. Биотехнологический исследовательский парк Вирджинии (США).

3.20. Университет Джона Гопкинса (США).

3.21. Институт "Открытое общество" (США).

3.22. Федеральное министерство образования, науки, исследований и технологии ФРГ.

3.23. Германское космическое агентство (в части программы "Фундаментальные космические исследования (Германия).

3.24. Объединение германских исследовательских центров Германа фон Гельмгольца (Германия).

3.25. Институт планетологии (Германия).

3.26. Институт полярных и морских исследований Альфреда Вегенера (Германия).

3.27. Технический Университет (г.Берлин, Германия).

3.28. Университет Кайзерслаутерна (Германия).

3.29. Институт лучевой аппаратуры Штутгартского Университета (Германия).

3.30. Университет г.Вюрцбурга (Германия).

3.31. Общество Макса Планка (Германия).

3.32. Институт прикладной физики университета гТиссен (Германия).

3.33. Университет им.Фридриха Шиллера, г.Йена (Германия).

3.34. Физико-технический институт метрологической службы ФРГ.

3.35. Институт тонких пленок и йонной технологии Центра ядерных исследований, г. Юлих (Германия).

3.36. Университет г.Кельна (Германия).

3.37. Медицинский центр г. Марбурга (Германия).

3.38. Германская организация аэрокосмических исследований (Германия).

3.39. Общество Фраунгофера по содействию прикладным исследованиям (Германия).

3.40. Ассоциация промышленных научно исследовательских объединений О. фон Герике (Германия).

3.41. Германское научно-исследовательское общество (Германия).

3.42. Германская служба академических обменов (Германия).

3.43. Исследовательский институт философии (г.Ганновер, Германия).

3.44. Федеральный инспекторат по ядерной безопасности Швейцарии (в части программы "Ядерная безопасность").

3.45. Министерство иностранных дел Швейцарии (в части программы "Ядерная безопасность").

3.46. Лондонское королевское общество (Великобритания)

3.47. Британская академия (Великобритания).

3.48. Академия наук (Франция).

3.49. Дом наук о человеке (Франция).

3.50. Национальный центр научных исследований (Франция).

3.51. Австрийская академия наук (Австрия).

3.52. Атомный институт Австрийского Университета (Австрия).

3.53. Нидерландская королевская академия наук (Нидерланды).

3.54. Амстердамский Университет (Нидерланды).

3.55. Технический Университет в Твенте (Нидерланды).

3.56. Нидерландская организация по парным исследованиям (Нидерланды).

3.57. Институт физики плазмы ФОМ Ассоциации Евроатома (Нидерланды).

3.58. Шведская королевская академия наук (Швеция).

3.59. Шведская королевская академия инженерных наук (Швеция).

3.60. Шведское агентство международного развития (Швеция).

3.61. Датская королевская академия наук (Дания).

3.62. Датская академия технических наук (Дания).

3.63. Бельгийская королевская академия наук. словесности и искусств (Бельгия).

3.64. Институт космической аэрономии Бельгии (ИКАБ).

3.65. Испанская королевская академия (Испания).

3.66. Высший совет научных исследований Испании.

3.67. Национальная итальянская академия наук (Италия).

3.68. Национальная академия деи Линчей (Италия) .

3.69. Институт акустики Италии.

3.70. Министерство науки и техники Индии.

3.71. Индийская национальная академия (Индия).

3.72. Канадское королевское общество (Канада).

3.73. Институт ресурсного законодательства Университета г.Калгари (Канада).

3.74. Управление по науке и технике при Правительстве Японии.

3.75. Организация научно технических исследований Турции (ТЮБИТАК).

3.76. Афинская академия (Греция).

3.77. Ирландская академия (Ирландия).

3.78. Норвежская академия технических наук (Норвегия).

3.79. Академия наук в Лиссабоне (Португалия).

3.80. Финская академия наук (Финляндия).

3.81. Государственный фонд естественных наук Китая (КНР).

3.82. Корейский исследовательский институт атомной энергии (Республика Корея).

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАУКЕ И ТЕХНОЛОГИЯМ
З.А.Якобашвили

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: