Проблема борьбы за жизнь. "Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба" (В

МАОУ СОШ №36

города Тамбова, Россия

Книга может многое дать человеку: глубину мысли и чувства, поэтическое открытие мира, жизнь, полную борьбы и узнавания, - всё то, что писатель вложил в своё произведение с надеждой передать нам, читателям…

Автор повести Эрнест Хемингуэй является одним из популярнейших писателей XX века. Еще при жизни он стал человеком-легендой. Писатель Хемингуэй был журналистом, военным корреспондентом на пяти войнах. Интересно то, что Хемингуэя знали те, кто никогда не был знаком с его творчеством, в нашей стране во многих домах можно было увидеть фото бородатого человека с высоким лбом и ясным взглядом: это был Эрнест Хемингуэй в зените своей славы.

"Старик и море" - повесть, за которую писатель получил в 1953 году Нобелевскую премию. Она произвела в литературе переворот мирового масштаба. Повесть тесно связана со всеми предыдущими произведениями писателя и является вершиной его размышления о смысле жизни.

История, на первый взгляд, очень простая - притча о рыбаке Сантьяго. Но под пером Хемингуэя она превратилась в настоящий шедевр, которому предначертана долгая жизнь. Хемингуэй уподоблял свои произведения айсбергу , который лишь на небольшую часть виднеется из воды, а остальные спрятаны в океанском пространстве. Художественный текст - часть айсберга, который видно на поверхности, и читатель может лишь догадываться, что писатель оставил невысказанным, отдал на толкование читателя. Поэтому повесть имеет глубокое символическое содержание.

Уже само название произведения «Старик и море» вызывает у читателя определенные ассоциации, намекает на главные проблемы: человек и природа, тленное и вечное, уродливое и прекрасное и тому подобное. Герои и события повести конкретизируют эти ассоциации, углубляют и заостряют заявленные в названии проблемы.

Главный герой повести - старый рыбак Сантьяго - бедный, одинокий человек. Он жил в хижине, построенной из пальмовых листьев, в ней стояли стол, стул и был земляной очаг. Однако жизнь старика была не так уж и убога. Ему ниспосланы сны, в которых он видит свою родину, ее "золотые берега, высокие белые горы".

Судьба Сантьяго тесно связана с морем, которое обеспечивает ему скромное существование. Но море ничего не отдает даром. Чтобы выжить, нужно тяжело и много работать. Между морем и берегом год за годом протекает жизнь старика. Много испытаний выпало на его долю, но сердце Сантьяго всегда открыто обитателям моря - живые существа, которые, как и он, являются частичкой огромного мира.

Итак, старый рыбак Сантьяго вот уже 84 дня возвращался без рыбы. Помогавший ему мальчик обнадеживал его, провожая на 85-й день в море. Уплывшему далеко в море старику с трудом удалось поймать огромную рыбу. Трое суток боровшись с ней, обессилев, он пустился в обратный путь, привязав рыбу к лодке. Но на рыбу напали акулы и съели ее, как ни боролся старик с ними. Старик вернулся со скелетом рыбы только на четвертые сутки, голодный, ослабевший, но с уверенностью, что его никто не победил.

Итак, в основе одного из лучших творений писателя - «Старик и море» - достоверный эпизод из жизни старого кубинского рыбака Сантьяго. Он несколько дней провел в море, борясь за свою жизнь и оберегая от акул пойманную огромную меч-рыбу. Упорство старика, страстное желание совершить то, что задумано, автор воспроизводит, как всегда, сдержанно, но с великолепным художественным мастерством. От рыбы остался лишь один скелет - ее все же съели акулы.

Внешне старик потерпел поражение, но он по-прежнему уверен, что «человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Трогателен в повести образ мальчика: он поддерживает у старика его веру, ухаживает за ним, скрашивает его одиночество.

«Старик и море» - произведение глубокое, поэтичное.

Очевидно, что все важные мысли Хемингуэй вложил в уста старика. Видно, что автор любит своего героя: «Старик был худ и измождён, затылок его прорезали глубокие морщины, а щёки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака... Всё у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, весёлые глаза человека, который не сдаётся».

Старик с уважением относится к своей добыче, она – смысл его жизни. Всё в жизни взаимосвязано: «Подумать только, что благодаря моему коварству ей пришлось изменить своей судьбе. Её судьба была оставаться в тёмной глубине океана. Моя судьба была отправиться за ней в одиночку и найти её там, куда не проникал ни один человек. Теперь мы связаны друг с другом. И некому помочь ни ей, ни мне».

Выбирая свой путь, каждый должен помнить, что «большие рыбы» - большие препятствия придётся преодолевать, несмотря на то, что будет необходимо с чем-то расстаться.

Итак, самое главное – в жизни человек должен исполнить своё предназначение. Не могут все быть президентами, великими писателями, артистами, спортсменами. Кто-то должен быть просто учителем, просто рабочим, просто поваром... Как это «просто» звучит! Но что по этому поводу говорит старик?

«-Теперь не время думать про бейсбол,- сказал себе старик. - Теперь время думать только об одном. О том, для чего я родился». «Может быть, мне не нужно было становиться рыбаком. Но ведь для этого я родился!»

Но всё же происходит так, что акулы, почуяв кровь, нападают на рыбу – главную добычу старика за последние 85 дней. Кажется, трагедия! Всё, для чего ты потратил столько сил, времени – рухнуло! Для одних это полная катастрофа, человек «ломается». А что же наш герой?

Когда от рыбы ничего не осталось,«старик знал, что теперь уже побеждён окончательно и непоправимо, Но, вернувшись на корму обнаружил, что... лодкой можно править... Он ни на что больше не обращал внимания, кроме своей лодки. Он только ощущал, как легко и свободно она теперь идёт, когда её больше не тормозит огромная тяжесть рыбы»

«-А как легко становится, когда ты побеждён!.. Я и не знал, что это так легко... Кто же тебя победил, старик? – спросил он себя. – Никто, - ответил он. – Просто я слишком далеко ушёл в море»

И как гимн тому, что всё будет хорошо, мы слышим от мальчика: «Теперь мы будем рыбачить вместе! Я принесу тебе удачу!»

Богатые туристы, увидев скелет рыбы, сказали банальное:«Вот не знала, что у акул бывают такие красивые, изящно выгнутые хвосты!»

Может быть, они и живут богаче, и спокойнее, но старик всё же более счастлив, он победил огромную рыбу, а они вряд ли смогут когда-нибудь испытать это состояние триумфа!

И как доказательство того, что старик счастлив, звучат заключительные слова книги: «Наверху, в своей хижине, старик опять спал. Он снова спал лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику снились львы.»

Хотя старик и терпит поражение, но в высшем смысле он остается непобежденным, его человеческое достоинство торжествует.

Ему снятся львы. Он, как и в юности, вновь молод и непобедим.

Нравственный вывод повести заключается в том, что надо жить и верить в свои силы, верить в человека, любить человека, ведь именно это делает человека непобедимым. Каждый человек должен стремиться прожить долгую и счастливую жизнь, чтобы накопить огромный багаж мудрости и передать его следующим поколениям. Каждый в жизни должен быть борцом, чтобы поймать свою «большую рыбу».

За жизнь необходимо бороться! Вот проблема, над которой рассуждает В. П. Астафьев.

Автор описывает случай из жизни, когда он, походив по лесу, увидел необычный пень, на котором “ютились хиленькие всходы елочек”, явно обреченные на смерть. С удивлением писатель подмечает, что среди них была маленькая елочка, очень отличавшаяся от собратьев своим бодрым и даже вызывающим видом. Она явно не собиралась засыхать! Елочка боролась за жизнь! В. П. Астафьев говорит, что когда ему “становится больно от воспоминаний о тех, кто прошел войну”,

то он просто думает об этой маленькой елочке, и ему становится гораздо легче. Автор считает, что тот, кто не борется за жизнь, не приспосабливается к условиям среды, тот умирает. Я разделяю позицию В. П. Астафьева и считаю, что за свою жизнь всегда нужно бороться, не отступать перед врагами, трудностями, болезнями.

Вспомним сказку-быль А. Платонова “Неизвестный цветок”. Это произведение о цветке, который вырос среди камней и глины. Он много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым огоньком. И все потому, что цветок очень хотел жить! В своей сказке Андрей Платонов утверждает, что надо много трудиться,

чтобы жить и не умереть, чтобы светить ярким огнем и звать к себе других безмолвным голосом радости жизни. Но если цветы, растения так борются за жизнь, то люди просто обязаны быть примером в сражении за каждую прожитую минуту. Вспомним героя рассказа Д. Лондона “Любовь к жизни”, странствующего по Аляске в поисках золота. Парень вывихнул ногу, и напарник Билл бросает его: ведь слабому не выстоять в битве за жизнь. Но персонаж Д. Лондона все же выжил! Вначале он верил, что Билл ждет его у тайника с золотом. И эта надежда помогала ему идти, побеждая страшную боль в ноге, голод, холод и страх одиночества. Но каково же было разочарование героя, когда он увидел, что тайник пуст! Билл предал его вторично, забрав все припасы и обрекая его на верную смерть. И тогда человек решил, что дойдет любой ценой, что выживет, несмотря на измену Билла. Герой собирает в кулак всю волю и мужество и борется за свою жизнь. Он голыми руками ловит куропаток, ест корни растений, защищается от голодных волков и ползет, ползет, ползет. И он спасется! Он победит! Делая вывод, хотелось бы отметить, что борьба за жизнь – это важная ступень в развитии каждого человека. Не случайно А. Франс сказал: “Жить – значит действовать!”


Другие работы по этой теме:

  1. Влияние денег на жизнь человека – вот проблема, над которой размышляет автор. По мнению публициста, деньги определяют ценность человека, его значимость в обществе. Он приводит...
  2. “Мы живем верой в человеческие возможности и возможности нашего общества”, – писал Юрий Бондарев. Действительно, сейчас мы живем в очень непростое, сложное время. История преподносит...
  3. В 1859 году А. Н. Островский пишет драму “Гроза”. В этом произведении значительное место вновь отводится женским образам, которые так привлекали драматурга. В своих пьесах...
  4. Моя жизнь сплошная череда событий. Я то взлетаю, то падаю, то нахожу, то теряю… Еще с детства я была так заложена. Мне не сиделось на...
  5. Низость и подлость – слова синонимы, обозначающие низкие в нравственном отношении, бесчестные поступки человека. Сколько существует человечество, столько, к сожалению, и властвуют они над людьми....
  6. Взаимоотношения личности и коллектива – вот проблема, над которой размышляет автор В предложенном для анализа фрагменте Н. Татаринцев приводит яркий пример того, как ученик не...
  7. Может ли человек принести себя в жертву ради другого человека – вот вопрос, над которым размышляет автор. Данную проблему рассказчик раскрывает на примере конкретного случая...

Я полностью согласен с высказыванием Белинского. Ведь, как я считаю, с момента рождения человека, все что его окружает может его убить. чтобы выжить человеку необходимо бороться за свое существование на Земле.

К сторонникам борьбы как положительного явления, относился и В.Г. Белинский, считавший, что борьба помогает развитию и продолжению жизни. В течении существования всего живого на планете действовал так называемый закон выживания. Именно выживание и борьба за свою жизнь позволяла существам эволюционировать. Так и с человеком. Человек с самого начала своего существования взаимодействовал с природой. Это взаимодействие нередко заканчивалось конфликтом. Эти конфликты возникали на почве ограниченности ресурсов для поддержания жизни. Наверное в этом и кроется отгадка. Все ресурсы на Земле ограничены, что и приводит к тому, что выживает сильнейший, тот кто смог первым забрать себе жизненно необходимый ресурс. Постоянная борьба за жизнь привела к тому, что человек стал адаптироваться к таким условиям, в процессе приспособления его навыки и умения обогатились со временем. С каждым днем человечество старается придумать новые способы выживания на Земле. Ограниченность ресурсов и постоянные угрозы из вне не позволяют обществу стоять на месте. Такое движение называется общественным процессом. В обществознании под общественным процессом понимается череда сменяющих друг друга событий, участниками которых являются целые поколения людей. Существуют два направления общественного процесса: прогресс и регресс. Все действия людей в общества, в той или иной степени, направлены на удовлетворение своих потребностей. В этом и заключается борьба, борьба за свои потребности.

Для того, чтобы поесть, попить, купить одежду человеку надо средства существования, он идет искать работу, т.е. борется с другими соискателями за место у работодателя. Для получения знаний, человек идет учиться, т.е. ведет борьбу за усвоение умений и навыков. За свою безопасность также приходится бороться и т.д.

Другой пример герой Робинзон Крузо. Его взгляд всегда был направлен в море. Вся его жизнь была борьба. Борьба с родителями, не разделявших его стремлений стать путешественником, борьба со стихией не раз бившей его корабли, борьба с пиратами и наконец борьба с одиночеством на необитаемом острове. Вся его яркая жизнь пронизана борьбой. Если бы хоть раз он перестал бороться, то умер бы сразу же. Без борьбы и жажды жизни невозможно прожить на необитаемом острове 28 лет.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Апаринская средняя общеобразовательная школа

Ученица 9 класса МБОУ АСОШ

Контактная информация: х.Апаринский, ул. Степная,34

Телефон 89064181002

Жизнь… какое короткое, но ёмкое слово! Сколько заключено в нём смысла и глубины! Жизнь… Она дороже всех сокровищ и даётся человеку один раз. Как прожить, чтобы иметь право сказать, что жил не зря? Что значит – жить?

Мы все являемся на свет беспомощными малышами и подобны ангелам – чисты и непорочны. Мир для нас – это целая Вселенная, которая букашкой, деревом, травинкой, ласковой водой готова быть доброй няней. А мы, подобно росточкам, тянемся к солнышку, которым для каждого из нас есть мама с её теплыми ладошками, добрым голосом, влюблённым взглядом. Как много любви вокруг, как много света!

Так значит, жить – это прежде всего любить. Любить родителей, окружающих людей и всё живое. И, конечно, любить самого себя, как ценность – мы все так неповторимы и индивидуальны!

Так и растём, окружённые любовью, взрослеем, начинаем задавать себе вопросы: для чего живу? что должен сделать для себя и окружающих? Приходим к выводу, что

…каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли,меч для битвы…

Но познание мира не всегда радостно. Подчас мы сталкиваемся с трудностями, переживаем взлеты и падения. Часто не слышат, не понимают, не помогают, не обращают внимания, не … Как много может быть этих «не»! Чувство обиды и непонимания рождают слова: «Жить не хочется». Нельзя поддаваться минутной слабости. Как бы ни было плохо, нельзя опускать руки и терять веру. Вера – это преданность самым светлым минутам жизни. Если кажется, что всё бессмысленно, нужно сделать остановку и вспомнить что-то хорошее, когда хотелось кричать от переполнявшего чувства счастья; увидеть неповторимую красоту звёздного неба, закатов и восхода солнца. Нужно твёрдо сказать себе: я всё могу, смогу, переживу, не упаду, не сломаюсь. Жизнь любит жизнерадостных, веселых людей и не сопутствует нытикам и пессимистам.

Значит, жизнь – это борьба. С кем? За что? Прежде всего, с самим собой. За понимание, что жизнь разная, в ней случается всё; она складывается из самых радостных дней, но в ней много печали, трудностей, что ничем нельзя оправдать добровольный отказ от жизни и насилие над другими. И исправить зло тоже нельзя, ведь у человека только одна жизнь.

И вот уже чёрная полоса сменяется белой. И мы опять куда – то спешим, крутимся-вертимся, собираемся кем-то стать, стремимся чего-то добиться. И в этой ежедневной суете не успеваем кому – то улыбнуться, помочь, сказать доброе слово. Забываем о том, что единицам дано запечатлеть своё имя в истории, сделать мировые открытия. А ведь если хорошенечко подумать, то смысл жизни заключается просто в том, чтобы жить и любить, творить добро, дарить радость другим и взамен получать то же.

Значит, жить – это чувствовать и наслаждаться жизнью. Наверное, поэтому каждому человеку дана душа. Хотя чувства бывают тоже разными: сегодня мы говорим «Душа поёт», а завтра – «Кошки на душе скребутся». Но ведь на смену дню приходит ночь, и мы это воспринимаем как закономерность. Может, и душе только радость в тягость? В такие минуты главное - не отказаться от жизни, чтобы иметь возможность опять увидеть утро.

Жизнь продолжается: идут часы, дни, недели, месяцы, годы. Мы не задумываемся до определённой поры о том, что со сменой времён года она становится короче. О человеческой жизни с абсолютной уверенностью можно сказать только одно: она когда-нибудь кончится. Но никто не может точно сказать, когда это произойдет. Сегодня мы работаем, учимся., отдыхаем, радуемся и печалимся, а завтра жизнь потухнет, как свечка. Каждое мгновение жизни обладает невероятной ценностью, ни одно из них нельзя тратить впустую. У человека обязательно должна быть цель, к которой он обязан дойти во что бы то ни стало, преодолевая все трудности. Каждый день необходимо чем-то наполнить, чем-то важным не только для себя, но и для других .

Значит, жить – это идти вперёд, преодолевая трудности, принимая судьбоносные решения, быть благодарным каждой минуте, секунде, вдоху, который подарила нам жизнь! Необходимо понять, что счастье – это путь, а не пункт назначения, поэтому нет другого времени для того, чтобы быть счастливым, как сейчас.

Итак, жить – это любить, бороться, чувствовать, идти вперёд и наслаждаться жизнью. И среди всего этого нет места мыслям о добровольном уходе из жизни.

В.Шекспиру принадлежат слова: «Видеть и чувствовать – это быть. Размышлять о своём месте и предназначении – жить». И я счастлива, что я есть и я живу!


Бороться – добиваться чего-нибудь,

Преодолевая препятствия...

Ожегов С. И.

«Словарь русского языка»

Наступило сложное время, которое можно определить фразой «на пороге взрослой жизни». Какой будет эта «взрослая жизнь»? С какими препятствиями и трудностями придется столкнуться на своем пути? Смогу ли я остаться человеком, выстояв и победив все невзгоды? Наверное, такие вопросы задает себе каждый из моих сверстников.

В поисках ответов на них большую роль играет великая русская литература, которую неспроста Н. Бердяев назвал «учительной». Именно литература дает нам образы настоящих героев-борцов, которые не останавливаются перед трудностями и способны им противостоять.

Мне очень нравятся произведения М. А. Шолохова. Пылкая Аксинья, страдающий Григорий и тоскующая Наталья – они все мне дороги. Но, когда я задумываюсь о герое, способном отстоять в борьбе свои жизненные принципы и собственное человеческое достоинство, я всегда обращаюсь к образу настоящего человека Андрея Соколова.

В рассказе «Судьба человека» показан образ истинного борца в условиях, которые, на первый взгляд, отрицают возможность какого-либо противостояния.

Очень важным является то, что в своем произведении автор всячески избегает прямого пафоса. Например, можно вспомнить сцену, когда Андрей Соколов попадает в плен. Он тяжело контужен, и к нему подходят фашисты. Соколов садится, поскольку «неохота лежа помирать». Никаких патетических нажимов, полная естественность – вот это больше всего поражает в герое.

Уже во вступлении рассказа Шолохов подготавливает читателя к знакомству со своим героем. Он описывает пору бездорожья на Дону в самую первую весну после войны. Затем он рисует внешний облик главного героя, особенно подчеркивая глаза, будто «присыпанные пеплом». Эти глаза наполнены страшной тоской, сразу становится понятно, что человек много горя повидал на своем жизненном пути. Исповедь Андрея Соколова начинается с вопроса: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?» Кажется, что перед нами находится жертва трагического стечения обстоятельств в истории. Но это вовсе не так.

Военнопленных поместили в церкви на ночлег. Православный храм, святое место, фашисты осквернили расстрелом пятерых солдат. Людей загнали туда, словно скот. В такой ситуации каждый человек испытывает страх за свою жизнь. Но не колеблется Андрей, когда начинает борьбу за жизнь молодого офицера. Его склад характера, психология не позволяют бездействовать. Он противостоит злу, убивая предателя, который был намерен выдать своего командира.

Но Андрей – не только борец, он обладает острым умом и смекалкой. Руководствуясь народной мудростью, Андрей не лезет на рожон, чтобы эффектно погибнуть. Для него вся жизнь – борьба, и у героя имеются свои средства, чтобы одержать победу.

Наиболее ярко это качество Андрея проявилось в сцене у Миллера. Измученный, голодный и полуживой человек вышел из борьбы победителем, хотя обречен был на поражение. Он оказался нравственно гораздо выше сытых и самодовольных фашистов, которые были поражены стойкостью и мужеством «русского Ивана». Андрей показал им, что русский человек, даже умирая от голода, не теряет свою гордость и достоинство.

Но все же, на мой взгляд, бороться с врагом конкретным проще, чем противостоять жестоким испытаниям судьбы, побеждая тоску, горе и одиночество. Мысль о семье поддерживала Андрея в плену, позже он узнает о трагической смерти жены и дочерей и мечтает только о том, как будет жить рядом с сыном, но в последний день войны погибает и сын Анатолий. Герой потерял всех близких и дорогих ему людей, рухнули надежды и планы на будущее, ничто больше в этой жизни не согревает его душу.

Казалось бы, испытав столько горя и несчастья, человек имеет право доживать свой век без борьбы, существовать лишь для себя. Но Андрей Соколов – другая личность, он так устроен, что ему просто необходимо отдавать себя другим. Решив усыновить сироту Ванюшку, Андрей спасает мальчика и обретает смысл своей дальнейшей жизни.

Недавно я прочитала резкий и, думаю, несправедливый отзыв А. Солженицына о произведении «Судьба человека». Мне очень хочется высказаться в защиту любимого писателя. Да, в рассказе ничего не говорится о фильтрационных лагерях, куда загоняли бывших пленных, о презрительном к ним отношении. Но Шолохов первый рассказал о стойкости русского человека-борца, который не сдавался даже в аду фашистского плена. Я считаю, что рассказ Шолохова не менее достойное произведение, чем книга Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: